по образовательной области «Познавательное развитие»
Старшая группа (5 – 6 лет) МАДОУ детский сад № 24 г. Балаково, Саратовской области.
Воспитатель: Абрамова С.Ю.
Красовская Н.В.
Учитель – дефектолог: Шашина С.Ю.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Вид детской деятельности: игровой
Цель: Приобщение детей к миру кукольного театра.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
- способствовать развитие эмоций;
- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие:
- способствовать развитие разносторонних представлений о действительности (профессии людей кукольного театра — кукловод);
- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие
- содействие развитию монологической и диалогической речи;
- активизация словаря;
- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);
Художественно-эстетическое развитие:
- приобщение к художественной литературе, музыке, фольклору;
- способствовать развитие воображения
- создание выразительного художественного образа;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие:
- согласование действий и сопровождающей их речи;
- умение воплощать в творческом движении настроение, характер
Предварительная работа:
Экскурсия в ТЮЗ, чтение русских народных сказок, чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Просмотр мультфильма «
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Знакомство детей с настольным, магнитным, верховым театром. Самостоятельная игровая деятельность в театральном центре. Дидактические игры.
Форма организации: групповая.
Методы и приёмы: Словесные (указания, пояснения, вопросы продуктивного характера, проблемная ситуация). Наглядные. Практические.
Словарная работа: актёр – кукловод.
Материал: конверт с письмом, с заданиями, разрезная картинка «Петрушка», картинки по мнемотехники, картинки на артикуляцию звуков,
ростовые куклы «Живая рука». Театральная кукла Петрушка. Ростовые куклы «живая рука» по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Театральные маски для рефлексии.
Методическое обеспечение:
https: //ru. wikipedia. org/wiki
https://dic. academic. ru/dic. nsf/ruwiki/103899
htth: //solnet. ee/ — Детский портал Солнышко
htth: //nsportal. ru – Социальная сеть работников образования
www. maam. ru -учебные материалы для детского садhttp: //dovosp. ru/ — журнал «Дошкольное воспитание»
Поисковые системы: www. yandex. ru- Яндекс; www. gool. ru- Гугл; rambler. ru -Рамблер
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2001.
Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5 -6 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013
Структура НОД:
Организационный момент: «Солнечные лучики»
(Протянуть руки вперёд, и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком)
Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!
I. Вводная часть: Мотивационный этап.
Стук в дверь.
-Ребята, посмотрите, нам принесли письмо. Хотите узнать от кого оно?
(воспитатель открывает письмо, дидактическая игра «Собери целое из частей», дети выполняют задание)
-Ребята, нам надо собрать разрезную картинку, и мы узнаем, кто прислал нам посылку.
-От кого же письмо, ребята? (от Петрушки)
-Ребята в письме нас Петрушка просит о помощи. В его кукольном театре не хватает актёров – кукловодов, вы согласны ему помочь? (ответ детей) Тогда отправляемся, в страну кукольного театра. Как вы думаете, на чём можно добраться до сказочной страны? (дети дают ответы – на машине, на поезде, самолете…).
-Ребята, а почему ни кто из вас не предложил пойти пешком?
(Пешком долго идти, быстро устанем)
-Почему ни кто из вас не предложил оправиться на пароходе?
(На улице зима и реки покрылась льдом)
-Посмотрите вокруг, может, вы видите какой — то предмет, на котором можно отправиться в сказочную страну? (дети осматриваются, видят ковёр и предлагают полететь на ковре — самолёте).
-Для того, что бы полететь на ковре — самолёте нужно сказать
волшебные слова: Ковёр — самолёт, возьми нас в полёт,
Взлетай в вышину, неси нас в сказочную страну.
II. Основная часть.
Во время полёта проводиться беседа с детьми о кукольном театре:
- Ребята, раньше на Руси людей, на ярмарке веселил людей кукла — Петрушка. Управлял им скоморох. (Рассматривают куклу Петрушку)
Петрушка быстро стал главным героям русских народных кукольных представлений и очень нравился зрителям. Как вы думаете, почему?
(Петрушка веселый, смешной)
-Правильно ребята, а одевали Петрушку в красную яркую рубаху
и колпачок с бубенцами.
-Ну, вот ребята наш ковер – самолёт пошёл на посадку и нас встречает…
Собирайся, народ!
К вам Петрушка идет.
На голове колпак,
Эй, мальчишка из первого ряда!
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь, что это за игрушка?
А я – Петрушка! Петрушка! Петрушка!
Остер колпачок, еще острей язычок!
Ох, и посмеюсь я сейчас над вами.
Да так, что и вы расхохочетесь сами!
Дети садятся на стулья.
- Ребята, кто нас встретил шутками, прибаутками?
- Нас встретил Петрушка.
- Как вы думаете, почему вы думаете, что это Петрушка?
(Петрушка веселый, смешной. Одет Петрушка в яркую рубашку и на голове колпачок с бубенчиками).
-Правильно ребята, это весёлый Петрушка. Вы слышите, ребята, как громко и чётко звучат слова Петрушки. А хотите узнать, кто ведёт куклу – Петрушку? Тогда слушайте, куклу Петрушку ведёт актёр — кукловод.
Кукловод – это люди — актёры, которые управляют и озвучивают куклу.
-Кто управляет куклой Петрушкой? (ответ детей)
-Правильно, скажите, пожалуйста, отчего зависит успех кукольного театра?
(Успех зависит от красивых кукол, от яркой красивой одежды персонажей)
-Ваши ответы правильны, но самый важный успех зависит от речи кукловода. Его речь должна быть чистой, четкой и понятной для окружающих. Кукловод чётко произносит все звуки в словах, делает правильное дыхание при озвучивании театральной куклы. Своим голосом он может показать радость и печаль, подражать голосам разных героев сказок. Для этого кукловод работает над своим голосом – выполняет различные упражнения. А так как вы хотите помочь Петрушке показать зрителям театр необходимо выполнить задания.
Нам Петрушка приготовил разные задания, они в конверте
Упражнение №1 «Весёлый язычок».
Все звуки, произносимые нами, образуются на выдохе.
Поэтому очень важно во время упражнений уметь правильно дышать. А правильно дышать, это значит:
- незаметно для окружающих делать вдох.
- вовремя «запасаться» воздухом.
- постепенно плавно выдыхать, равномерно расходуя воздух.
Упражнение выполняется по показу предметных картинок:
- Упражнение «Насос» — звук «с»; Пчела» — звук «ж»; «Комар» — звук «з»
Как гудит самолет – у-у-у-у; Как стучат колеса – чух-чух-чух;
А как морозным утром хрустит снег под ногами? – хр-хр-хр…А как мы сметаем морозным утром снег с крылечка? – ш-ш-ш.
Упражнение №2 «БАО ВАО ГАО» (выполняется стоя)
Поднять максимально высоко плечи, зажимая шею. Голову не запрокидывать наверх, она должна быть прямо. В таком положении произносите 3 буквосочетания: «БАО ВАО ГАО». При произношении челюсть максимально открывается. Голова не двигается. Двигается только нижняя челюсть.
Упражнение №3 «Скороговорки» с использование мнемотехники.
-Тощий кощей тащил ящик овощей.
-Катюша на подушке вышила кукушку.
-На опушке, в избушке живут старушки – болтушки.
Скороговорки повторяются в разных темпах (2 – 3 раза).
-Молодцы ребята. Вот мы подготовили наш голос к выступлению
Упражнение №4 «Угадай, кто это?» (Импровизация по картинкам)
-Петрушка нам предлагает показать, походку разных героев сказки.
(дети поочерёдно имитируют движения героев полюбившихся сказок)
Давайте вспомним, какие русские народные сказки вы помните?
(дети перечисляют любимые русские народные сказки)
-Назовите любимых героев сказки. (баба Яга, Кощей Бессмертный, колобок, лиса Патрикеевна, Жихарка,,,)
- Сейчас нам Петрушка предлагает, поиграем в игру «Грустно – весело».
- Как вы думаете, какое выражения лица было у бабушки, когда колобок исчез с подоконника? (дети удивляются, или огорчаются)
-А какое выражение лица было у Алёнушки, когда её братец Иванушка превратился в козленочка? (дети изображают мимикой огорчение)
-Какое настроение было у Ивана царевича, когда он победил Кощея Бессмертного? (дети мимикой лица показывают радость).
-Молодцы! Вы выполнили все задания и готовы к выступлению. Петрушка
нам самим предлагает показать сказку, используя театральные ростовые куклы, (дети рассматривают театральные ростовые куклы «живая рука»)
Петрушка:
-Вы выполнили все мои задания и готовы стать актёрами — кукловодами
И Петрушка предлагает показывать сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Назовите главных героев этой сказки. Какие они были по характеру? (ответы детей)
-Правильно вы дали характеристику главным героям.
-Как надо произносить слова героев сказки? (ответ детей)
-Роль сказочника будет выполнять Петрушка, а кто из вас будет Иванушкой? (дети предлагают на роль…)
- Кто будет исполнять роль Алёнушки? (дети выбирают девочку на роль Алёнушки)
-Актёры – кукловоды пойдут готовиться к выступлению, а зрители займут свои места. Как называется место в театре, куда проходят зрители
после звонка. (ответ детей)
-Давайте вспомним, как надо вести себя в театре? (ответы детей)
-И так представление начинается!
Дети показывают отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
III. Заключительная часть: Рефлексивный этап.
-Ребята нам пора возвращаться к себе в детский сад. Петрушка дарит нам своих театральных кукол, чтобы мы показали кукольный театр другим детям. Давайте его поблагодарим за подарок. Говорим волшебные слова:
Ковёр — самолёт, возьми нас в полёт,
Взлетай в вышину, неси нас в родную страну.
(звучит спокойная музыка)
Беседа во время полёта.
-Вы посмотрели сказку, кто вам больше всего из актёров — кукловодов понравился? Почему? (ответы детей).
- Ребята, при помощи театральных масок, мы узнаем, понравился ли вам знакомство с ростовыми куклами. Если знакомство с новыми театральными куклами было интересным, поднимите театральную маску с весёлым выражение лица, если нет – с грустным лицом.
|