Мир в чемодане. Интересная «монтесолнечная» жизнь
На планете Земля, в Российском государстве, в чудесном городе Москва, уже много лет существует место, где в тёплой и дружеской атмосфере подрастают счастливые, добрые, любознательные дети. Наш любимый детский сад называется «Монтесолнышки», потому что мы – приверженцы Монтессори-подхода к воспитанию. За 15 лет у нас подобрался очень творческий коллектив, который постоянно ищет новые интересные формы взаимодействия с детьми. Мы любим проектную деятельность. И вот три года назад мы запустили новый долгосрочный, оказавшийся таким ярким и многогранным, проект. Название «Мир в чемодане» пришло в голову совсем неожиданно и вдохновило на все дальнейшие поиски и находки.
Скачать конспект
Оказалось, что нет более успешных дел, чем те, которые доставляют удовольствие не только детям, но и нам самим. Надо было видеть, с какой радостью и увлечением наши феи-воспитатели подбирали ежемесячно материалы (фото, видео, готовили презентации, делали подборки с идеями для творчества и национальной кулинарии, искали музыкальные и литературные материалы, переодевались, играли персонажей разных стран, с каким воодушевлением изучали фразы на актуальном языке, национальные костюмы, культуру, особенности географического расположения разных государств мира). Мы «путешествовали» по разным городам и весям, погружаясь на месяц в атмосферу изучаемой страны. Так, например, мы «побывали» в ГРЕЦИИ, изучали мифы и легенды, инсценировали их, танцевали сиртаки и готовили греческий салат. Потом мы «посетили» ФРАНЦИЮ – ребята сами делали духи, пекли круассаны, устраивали неделю моды, в Париже встречались с мимом, узнали французские народные игры и песни. И везде нам были рады!
Немного методики
Мы выделили основные задачи проекта:
- Знакомство детей со странами и народами мира, мировой культурой и мировыми ценностями, лучшими литературными произведениями и достопримечательностями и приобщение к ним является важной образовательной задачей. Это может быть основой складывающейся картины мира у дошкольников и ляжет в основу будущих ценностных ориентиров личности: отношение к окружающему миру, к людям, к своей стране, к обычаям и ценностям других народов – тому, что взрослые называют уважением, терпимостью. И формировать эти качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте, так как у человечества на Земле есть только один способ жить – это жить в мире и согласии.
- Придание творческого исследовательского характера процессу изучения окружающего мира.
Содержание программы
Первые представления ребёнка о себе, об окружающем его мире обычно очень разрозненны и бессистемны. Задача взрослых – помочь разобраться и осознать многообразие мира. Мы считаем, что ценностными ориентирами в наше время должны стать ненасилие, мир, где приоритетом выступают общечеловеческие ценности – жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, способности к межкультурному диалогу, к установлению культуры мира. Это является актуальной проблемой на сегодня.
Знакомство детей со странами и народами мира необходимо было начать с организации предметно-развивающей среды. Для этого был начат сбор материалов на данную тему:
– подбор иллюстраций, картинок, фото (национальный костюм, флаг и герб страны, известные памятники, достопримечательности и др.);
– подбор произведений мировой художественной литературы (сказки, стихи, фольклор народов мира);
– подбор подвижных игр разных стран;
– подбор интересной познавательной информации о столицах государств, полезных ископаемых, традициях народов, основных достопримечательностях.
Ознакомление с новой страной велось в несколько этапов:
- Знакомство с символикой, геральдикой, географическим положением на карте мира, основными достопримечательностями, национальными костюмами;
- Знакомство с флорой и фауной страны;
- Знакомство с основными предметами быта, народными обычаями, праздниками и играми;
- Знакомство с искусством (песни, танцы, произведения художественно и декоративно-прикладного творчества, литература…) и кухней страны.
Работа по знакомству детей со странами и народами мира также проводилось и в изобразительной деятельности: аппликации, конструировании, рисовании как части интегрированного занятия.
А заключительный музыкальный фестиваль-ярмарка «Дружат дети всей земли» являлся итогом всей работы по ознакомлению дошкольников со странами и народами мира. На фестивале дети исполняли песни и танцы народов мира, закрепляли полученные знания, играли на национальных инструментах, делились «национальными» поделками, изготовленными своими руками, и угощениями.
Практика
Мы не только сами занимались с детьми, но и вели блоги, рассказывающие о происходящем в нашем садике. Интернет – благотворное поле для творчества и фиксации разных проектов, чем мы и воспользовались с радостью. Предлагаем вашему вниманию несколько выдержек из наших статей- «дневников» проекта «Мир в чемодане».
Начало…
«В этом году у нас стартовал проект "Мир в чемодане»
В рамках этого проекта каждый месяц мы знакомим наших деток с культурой, обычаями и традициями новой страны. Сейчас мы с головой погружены в изучение Испании. У каждого воспитанника есть свой чемодан, куда каждый месяц добавляются сувениры и поделки той страны, куда отправлялись в путешествие наши юные исследователи. Ну и какое же путешествие без документов? У каждого туриста есть настоящий паспорт, куда ежемесячно вклеивается соответствующая виза. У нас все по-настоящему. Проект оказался очень интересен детям, и мы решили продлить его и на будущий учебный год — ведь осталось еще очень много стран, где мы еще не успели побывать!»
ИСПАНИЯ
«Ola, Espana!
А вот и мы!
В пятницу, 31 марта, «Монтесолнышки» добрались и до Барселоны.
Это был жаркий день, не смотря на весенний снег за окном. Мы успели повеселиться и культурно просветиться!
Какая же Испания без:
- Антонио Гауди и его прекрасной архитектуры (ребята попробовали себя в его технике)
- Дон Кихота (сначала наши отважные мальчики были посвящены в рыцари, а потом отправились на спасение прекрасных сеньорит)
- праздника Томатины, когда все забрасывают друг друга помидорками
- кастелей ("живых" башен из людей)
И, конечно же, нет Испании без фламенко!
Фламенко — это музыка, танец, руки, веер, шаль, кастаньеты, каблуки, ритм, гитара.
На нашем фламенко-шоу выступила чемпионка мира и России по фламенко в ОРТО Дарья Самойленко и её воспитанница – Мелания.
А наша фея-Тоня заворожила детей ритмом кастаньет.
Поэтому в своём чемоданчике каждый привез на память об Испании детские кастаньеты».
ЕГИПЕТ
«На майские праздники многие разъехались в тёплые края, и «Монтесолнышки» не отстают. Месяц Египта завершился у нас жарким путешествием в эту удивительную и загадочную страну.
Мы быстренько упаковали чемоданы и отправились к морю.
По пути вспоминали всё, что успели узнать о Египте:
- разгадывали иероглифы
- строили пирамиды
- танцевали с юными египтянами
…и даже своим весельем оживили забавных мумий, которые захотели с нами поиграть».
ЯПОНИЯ
«Последний раз в этом учебном году «Монтесолнышки» отправились в путешествие. И это была прекрасная Япония! Как же там красиво, когда цветёт сакура! Мы учились создавать икебаны, завязывать длинные японские пояса для кимоно, знакомились с восточными единоборствами и загадывали желания, чтобы наши приключения не прекращались! Ведь перед нами — весь мир! А впереди — лето! Всем отличного отдыха и ярких впечатлений от семейных путешествий! А мы будем готовить новые маршруты для своих ребят.
Наш проект не заканчивается!»
ИНДИЯ
«Монтесолнышки» продолжают своё кругосветное путешествие в рамках проекта "Мир в чемодане"! И в сентябре мы побывали в Индии! Знакомились с традициями, искусством и культурой: читали Маугли, учились танцевать индийские танцы, провели мастер-класс для мам и дочек по росписи мехенди, учились готовить полезные индийские конфетки — и много-много творили на тему Индии. И даже попали на ярмарку в дни Индии в Москве, где пробовали настоящую индийскую кухню.
ИРЛАНДИЯ
«Вот и пролетел месяц Ирландии... И, конечно же, мы не могли не отправиться в гости к ЛЕПРЕКОНАМ! Вместе с ними ребята искали счастливый четырёхлистник, спасали овечек от волка, "чинили" радугу, строили замок и веселились! А в наших сердцах еще долго будет звучать волшебная ирландская музыка, которая так и манит танцевать».
МЕКСИКА
«Осень мы провожали под горячие мексиканские мотивы! Весь ноябрь «Монтесолнышки» изучали Мексику. Мы рисовали, лепили, читали, готовили национальное блюдо «тако», смотрели, слушали и танцевали, и всё это — с мексиканским «вкусом», задором и колоритом! В конце месяца «Монтесолнышки», как обычно, взяли свои чемоданы, паспорта — и отправились в путешествие в Мехико. Это было головокружительное приключение!»
ФИНЛЯНДИЯ
«…У нас продолжается проект «Мир в чемодане», в декабре мы посетили Финляндию. И в преддверии Нового Года отправились в гости к Мумми Троллям и Снежной королеве. Нас встретила Мумми-мама и рассказала, что финский Дед Мороз, которого зовут Йоулупукки… заколдован. И чтобы ему помочь, мы обратились за помощью к Белому Мишке, наловили для него много рыбки в местном озере, а за это он подарил нам волшебную звезду. Она-то и расколдовала Йоулупукки! А потом мы побывали в его мастерской, помогли упаковать подарки и счастливые отправились домой»...
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
«Кто побывал на приёме у английской королевы? Конечно, мы! Давно собирались посетить Великобританию — и вот мы в Лондоне! Сколько эмоций и впечатлений! Эти удивительные красные автобусы-даблдекеры, чудные и непривычные для наших детей телефонные будки, прекрасный Биг-Бен, музей мадам Тюссо... Мы даже увидели и услышали английский рожок! Королева пригласила нас на чаепитие "Five-o’clock tea", проверила наши знания английского языка и даже потанцевала с нами! А ребята, в свою очередь, показали ей мини-спектакль "Дом, который построил Джек". Чудесное путешествие вышло! Продолжаем изучать мир» …
АМЕРИКА
«Welcome to USA! Пришло время рассказать вам поподробнее о нашем головокружительном путешествии в Америку.
Это было перемещение не только в пространстве, но и во времени. Сначала мы оказались в индейском племени, где нас учили охоте, меткости при стрельбе из лука и танцам вокруг костра. Продолжая путешествие, мы встретили ковбоя, устроили скачки на лошадях и попробовали использовать лассо. На прощание ковбой передал нам конверт с приглашением в Диснейленд! И вот настал этот чудесный миг... мы очутились в сказке! Ребят встретила Минни, мы катались на американских горках, веселились с Микки-Маусом! Как же это было здорово! А ещё мы научились готовить полезные и вкусные бургеры! Это путешествие запомнится нам надолго».
ГЕРМАНИЯ
«А вы никогда не мечтали оказаться в городе Бремен, чтобы увидеться с настоящими бременскими музыкантами? А нашим деткам посчастливилось! В январе в рамках проекта «Мир в чемодане» мы изучали Германию, и в конце месяца отправились прямиком туда! Ребята помогали друзьям — бродячим музыкантам — чем могли: собирать сено для Осла, подавать горячие и ароматные брецели в пекарне… и даже пасли овечек! А еще участвовали в концерте и исполняли знаменитое произведение великого Вольфганга Амадея Моцарта. Потом разыскали украденный разбойниками сундучок с сокровищами, и каждый получил на память волшебный камешек. Зажав его в кулачке, можно было загадать желание. Мы пожелали не прекращать наше кругосветное путешествие! Поэтому… продолжение следует!»
ИТАЛИЯ
Эти прекрасные кадры с итальянского праздника, который прошел 28 февраля, как заключительный аккорд месяца Италии в рамках проекта "Мир в чемодане"
На этом празднике наши путешественники:
- участвовали в венецианском карнавале
- переправлялись на гондолах по каналам
- готовили пиццу
- учились правильно есть спагетти
- строили Пизанскую башню
- вспомнили о судьбе Помпеи
И просто отлично и познавательно провели время?
ГАВАЙИ
«Давно не путешествовали с нами?
Хотим поделиться нашим ярким, солнечным и невероятно веселым путешествием на Гавайи в рамках нашего проекта "Мир в чемодане"!
Видимо, мы уже подустали от зимы... Поэтому весну захотелось встретить в тёплом райском уголочке Земли. Переливы укулеле, ананасы, кокосы, лимбо, фламинго, черепашьи бега, танец хула — залог отличного настроения».
ИРАН
«Путешествия продолжаются, и в апреле мы изучали сказочный и удивительный Иран. «Монтесолнышки» оказались в волшебной сказке про Аладдина, знакомой всем с детства. Мы отыскали сокровища в пещере, нашли старинную лампу, встретили настоящего Джинна и даже летали на ковре-самолете, обхитрили могущественного колдуна и поняли самое главное — наши желания должны быть добрыми, и тогда они обязательно исполнятся!»
АВСТРАЛИЯ
«В марте Монтесолнышки летали в Австралию.
Это было увлекательное путешествие. Впрочем, как всегда.
Жительница Австралии Джейн была нашим гидом в этом приключении.
Ребята познакомились с животным миром Австралии, помогли кенгуру Валлаби отыскать своего детеныша, встретили настоящего аборигена и вместе с ним расшифровали наскальные рисунки предков — и создали свои послания потомкам!
Самым ярким на празднике был национальный австралийский инструмент – диджереду, чьи волшебные и немножко космические звуки очаровали наших деток!»
Чтобы перечислить все наши маршруты, не хватит целого журнала, поэтому хотелось бы только показать еще пару кадров о том, как мы летали в Турцию,
,,
в Израиль и в Грузию …
…И напоследок…
«1 июня – День защиты детей — мы отметили весело и полезно: провели ярмарку, которая подвела итог нашему проекту "Мир в чемодане". Несколько лет мы изучали культуру и традиции разных стран мира, и это удивительное мероприятие, сплотившее детей, родителей и педагогов, получилась своеобразным ярким апогеем и поспособствовало повторению всего пройденного материала.
Каждое микро-посольство предлагало пришедшему поучаствовать в национальной забаве либо ответить на вопрос викторины и заработать монтесолнечную валюту «смайлик» за участие.
После прохождения всех "испытаний", заработанное можно было потратить здесь же на национальную кухню и сувениры. Что немаловажно — сувениры дети создавали сами своими ручками.
Как всегда, было очень задорно, дружно, весело, и на этот раз еще и ВКУСНО!»
Из сказки – в жизнь!
«Ну, вот и пришло время сказать нашему любимому проекту: «До свидания!»
Три года «Монтесолнышки» путешествовали по миру, знакомились с традициями, историей, культурой, кухней разных стран, влюбляясь в каждую из них всё больше и больше. Каждый раз мы слышали: «Летом обязательно с мамой и папой полетим туда!» За это время чемоданчики наших путешественников наполнились огромным количеством сувениров из разных стран, а паспорта — визами. И вот долгожданный момент настал, и ребята забрали свои чемоданы домой, чтобы разбирать, вспоминать и делиться своими впечатлениями с близкими. А мы решили устроить прощальное кругосветное путешествие на нашем корабле, переплывая из страны в страну и вспоминая всё самое интересное! Очень надеемся, что наши детки будут помнить этот проект всегда!»
P.S.
А еще нам очень захотелось сохранить наши воспоминания не только в сердцах, но и на красивых глянцевых страницах, и мы выпустили свой АЛЬМАНАХ ПУТЕШЕСТВИЙ на долгую память для наших ребят и для себя. И вот сейчас уже решили поделиться своим интересным и, надеемся, полезным опытом с вами – читателями этого прекрасного журнала.
Статью подготовила автор проекта:
Манойлович Стелла,
старший воспитатель
дошкольного корпуса №2
ГБОУ ШКОЛА №536
г. МОСКВА
2020 г.
|