Воспитатели: Лёвушкина Людмила Александровна. Голубева Ирина Викторовна.
Осенние месяца.
Цель: Обобщить представления детей о характерных признаках осенних месяцев. Формировать у детей способность к репродуктивному воспроизведению, способствовать развитию самостоятельного проявления детей в различных видах музыкальной деятельности, учить детей слушать музыку. Учить детей анализировать свою импровизационную деятельность, формировать художественно-творческие способности, формировать основу музыкальной культуры.
Оборудование: Проигрыватель, музыкальные диски, акварельные краски, бумага, кисти.
Ход занятия:
Воспитатель:
Вот художник, так художник, Все леса позолотил. Даже самый сильный дождик Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим. Кто художник этот?
(Осень).
А знаете ли вы, что бывает три осени?
Первая приходится на Сентябрь и называется первоосенье. Вторая приходится на Октябрь и называется глубокая осень. Третья приходится на ноябрь и называется предзимняя осень. Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим об осенних месяцах. На первый месяц осени – Сентябрь приходится период золотой осени. Назовите самые характерные признаки Сентября (солнышко бледнее, небо холоднее, день короче, ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, листья желтеют и опадают и т.д.)
- Озолотились березы, раскрасились докрасна дубы и рябины, зардели клены. Настает карнавал листвы, или листопад. Давайте мы с вами покажем движениями этот карнавал листвы.
Звучит песня «Падают листья», музыка М. Красева, слова М. Ивенсен.
- Послушайте какая музыка. (Спокойная, светлая, мягкая, нежная, задумчивая). И движения передаем, соответствующие характеру музыки.
- А сейчас послушайте музыкальное произведение И. Кореневской, которое называется «Осенью», произведение Ю. Левитана «Осень».
- А теперь давайте поговорим об Октябре и Ноябре. Октябрь – период глубокой осени, издавна в народе говорят: октябрь – грязник. Почему его так называют? (часто идут дожди, на улице грязно, неуютно, холодно, дуют порывистые ветры, погода пасмурная).
- Давайте мы с вами послушаем в исполнении симфонического оркестра музыкальный отрывок «Осенняя песнь. Октябрь». Из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, и услышим как он изобразил в музыке характер Октября. (звучит запись).
- Какое это произведение (хмурое, печальное, грустное).
- А теперь послушайте стихотворение А.С. Пушкина.
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора; Стоял ноябрь у двора.
- Как вы догадались, сейчас мы с вами поговорим о ноябре. Ноябрь – предзимье. Деревья стоят голые, становится все холоднее, выпадает первый снег. В предзимье держится неустойчивая погода, резкие похолодания сменяются оттепелью, выпадает первый снег. Послушайте как композитор Ан. Александров изобразил ноябрь в своей песне «Осень».
Звучит песня «Осень» Ан. Александрова, слова М. Пожаровой.
Какое настроение у композитора в этой песне? (грустное, веселое, первая часть музыки – печальная, тоскливая; вторая часть – быстрая радостная).
- Ребята, мы сегодня с вами поговорили об осенних месяцах: Сентябре, Октябре, Ноябре, слушали музыкальные произведения, которые передают характерные признаки этих месяцев сегодня на занятии мы с вами увидели и почувствовали, что осень может вызывать у людей разнообразное настроение: светлую грусть, которую навевает нам пасмурный, холодный, осенний день, а может быть теплую радость, если денек солнечный и погожий, возможно тоску, и уныние. Я вам предлагаю послушать музыку об этих месяцах еще раз, и нарисовать рисунки об этих месяцах, передавая в них те чувства, которые вам близки. У кого-то это будет яркий, солнечный, осенний денек, а у кого-то октябрьский дождик, и пасмурное небо.
В конце занятия воспитатель организовывает выставку рисунков об осени, обсуждает с детьми у кого, какая осень изображена.
Литература:
- Ольга Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий.
- С.Н. Николаева, Юный эколог. Система работы в подготовительной группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.
- Рыжова Н.А. Поиграем в рекламу! Обруч № 3, 1998.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
- Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М.: Карапуз, 2005.
- Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. М.: Карапуз, 2005.
- Мир природы и ребенок. Под ред. Л.М. Маневцовой и П.Г. Саморуковой. СПб.: Акцидент, 1998.
|