Методист МБДОУ «Детский сад №2 п.Калевала» Терво А.Н.
Психологически безопасная среда дошкольного образовательного учреждения — это важнейшая составляющая полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. В федеральном законе «Об образовании» «Дошкольное образование» в пунктах 1, 2 статьи 64 прописаны пункты, которые связаны с созданием психологически безопасной образовательной среды для дошкольников:
- формирование общей культуры; развитие нравственных, эстетических и личностных качеств
- разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
- организация деятельности на основе индивидуального подхода
- применение специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности
- сохранение и укрепление здоровья. В пункте 1 статьи 48 ФЗ «Об образовании» прописаны обязанности педагогов, выполнение которых способствует созданию психологически безопасной образовательной среды в ДОО:
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики
- уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни
- применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания
- учитывать особенности психофизического развития обучающихся. Еще один документ, который регулирует дошкольное образование — ФГОС ДО, также ставит перед педагогами одну из задач — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому важно в образовательном учреждении организовать такую образовательную среду, которая будет способствовать созданию благоприятных условий для воспитания, обучения, позитивного развития личности обучающихся и развитию профессионального потенциала педагогов. Важной составляющей этого является развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса. Психологическая компетентность — это психологический инструмент специалиста, который обеспечивает эффективное выполнение его профессиональной деятельности. Высокий уровень психологической компетентности позволяет воспитателю правильно использовать личностные ресурсы, анализировать результаты своей деятельности, актуализировать скрытые возможности детей, оптимизировать профессиональную активность, прогнозировать развитие личности, эффективно моделировать педагогическую ситуацию. Для успешной, эффективной работы в дошкольном учреждении должен быть положительный психологический климат — эмоциональный настрой. Он является устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям, душевными переживаниями и волнениями. Такой климат должен быть сформирован и в коллективе, и в группах дошкольного учреждения.
Признаки благоприятного климата в группе:
- в течение всего дня хорошее настроение детей
- свободное отправление детьми всех естественных потребностей
- доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам
- умение детей занять себя делом
- возможность уединиться
- со стороны взрослых отсутствие давления
- знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может сделать интересного
- высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи
- желание участвовать в деятельности коллектива
- удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников Для того, что ребенок успешно развивался ему необходимо создавать благоприятный климат и психологически безопасную образовательную среду. Они играют важное значение и для полноценного развития дошкольника, сохранения и поддержки психического здоровья, а также для предупреждения психологических травм маленького человека. Ранний возраст характеризуется быстрыми темпами развития, а это, в свою очередь, сопряжено с повышенной чувствительностью ко всем воздействиям окружающей среды. Чем комфортнее, спокойнее и безопаснее будет чувствовать себя ребенок, тем легче пройдет адаптация при поступлении в дошкольное учреждение. Если потребности маленького человека поняты неправильно или нецелесообразно удовлетворены взрослыми, то атмосфера, в которой растёт ребенок, становится психологически небезопасной для его развития. В раннем возрасте от того, какую позицию примет взрослый, зависит, насколько малыш в своём развитии будет благополучен.
Исходя из вышеизложенного, на первом (установочном) педагогическом совете была озвучена и утверждена первая годовая задача: Направить усилия педагогического коллектива на поиск и внедрение в образовательный процесс новых методик и приемов психологического сопровождения дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО. К реализации плана мероприятий были подключены специалисты ДОУ-педагог-психолог и учитель-логопед. В течение первого полугода учебного года были проведены семинары-практикумы по теме: «Психологический центр для детей в группах ДОО». В группах старшего дошкольного возраста реализованы проекты «В гостях у домовенка Кузи» и «Центр уединения». При тесном сотрудничестве родителей воспитанников были созданы Центры уединения в каждой возрастной группе. В декабре 2019 года прошел конкурс «На лучший Центр уединения», выявив своего победителя.
Подводя итоги, хочется отметить, что совместными усилиями педагогического коллектива были созданы соответствующие условий для сохранения и укрепления психического
здоровья детей в условиях дошкольного учреждения. Это подтверждается умением детей с повышенной активностью владеть приемами саморегуляции; снижением проявления у агрессивных детей ссор и драк; благодаря материалам Центра уединения раскрываются тревожные и застенчивые дети; умение дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх.
|