Колесникова Наталья Вячеславовна, воспитатель, ГБОУ Школа 2120, Д1, г. Москва
Цель: уточнить представления детей об изменениях, происходящих в природе, в жизни людей с приходом зимы.
Задачи: учить замечать происходящее вокруг нас, следить за изменениями в природе; воспитывать интерес к окружающему миру; развивать связную речь, память, внимание, умение слушать воспитателя и чётко формулировать ответы на поставленные вопросы.
Материал к занятию: конверт для письма, иллюстрации с изображением разных времён года, мягкие игрушки зайца и белки.
Ход занятия.
Воспитатель: –Ребята, к нам в гости из леса прискакали зайчонок и бельчонок, им пришло письмо. Но они не умеют читать, попросили нас помочь. Поможем? (распечатываем конверт, читаем).
Письмо
К нам пришло
Письмо одно,
Было странное оно.
Вместо марок –
Три снежинки,
А конверт –
Из чистой льдинки,
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке:
- Скоро, скоро
К вам примчу
На метели прилечу,
Запляшу и закружу,
Снегом землю наряжу,
И деревья, и дома …–
И подписано:
"Зима" (автор И.Пивоварова)
– Ребята, от кого зверюшкам пришло письмо? (от зимы)
– Что зима обещала с собой принести? (ответы детей: снежинки, льдинки, метели).
– Зима пришла не только к зверюшкам в лес, но и к нам. Что ещё происходит зимой, вы заметили? Как меняется природа? Погода? (ответы детей: становится холодно, идёт снег; солнышка мало, оно не греет, дни короче, чем летом; с деревьев опадают последние бурые листочки)
–Что происходит с животными? С птицами? (животные готовятся к зиме: одни спят всю зиму, другие «надевают тёплые шубы» – т.е. обрастают более густым мехом, третьи делают запасы и пережидают зиму в норах. Перелётные птицы улетают на юг, а оседлые, зимующие остаются, многие из них перебираются поближе к людям, люди подкармливают птиц и некоторых животных, помогая им пережить зиму).
А как люди готовятся к зиме? (Надевают тёплую одежду).
– Да, всё верно. А раньше люди тоже «запасались» на зиму – дровами, чтобы топить печь и всякими соленьями-вареньями, чтобы пережить суровую и холодную зиму.
– А как вы понимаете выражение «суровая зима»? (ответы: злая, с сильными морозами, метелями).
– А теперь каждый из вас пусть назовёт по 1 «зимнему» словечку: снег, вьюга, метель, мороз, шуба, валенки, лыжи и т.д.
– А остальные дети пусть назовут предметы «ласково»:
Коньки – … (конёчки)
Мороз – … (морозец)
Холод –… (холодок)
Зима – … (зимушка)
–Давайте поиграем: один юный поэт написал стихи, но перепутал слова. Нужно исправить ошибки. Вы мне поможете?
1. У ёлки чудесный наряд!
Смотрите, как БУТСЫ горят! (бусы)
2. На весёлом карнавале
Люди в МИСКАХ танцевали. (масках)
3. Когда за окошком метели метут,
Настольные ТИГРЫ скучать не дают (игры)
4. Хоккеист лихой Кирилл
ПЛЮШКОЙ – р-раз! И гол забил. (клюшкой)
5. В лыжных ТАПОЧКАХ с помпоном
Мчатся лыжники по склонам (шапочках)
6. –Праздничный САЛАТ над домом! –
Закричал с балкона Рома (салют)
Молодцы!
– Ребята, а наши гости приглашают нас с вами немножко поиграть. Когда им становится холодно, они так греются.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Зайцы и белки
Играли в «Горелки», (прыгаем, как зайчики)
Прыгали, скакали,
Лапками стучали. (хлопаем в ладоши)
А вокруг снежинки,
Лёгкие пушинки, ( «сдуваем» снежинки с ладошки)
В танце кружатся, (кружимся)
На землю ложатся (приседаем, затем садимся на стулья обратно в круг)
Воспитатель: здорово у нас получилось! Гостям понравилось.
– А теперь я раздам каждому из вас картинки и попрошу тех, у кого изображена зима, подойти и прикрепить картинку к стенду, а затем рассказать, почему вы решили, что на картинке зима. (дети прикрепляют иллюстрации, рассказывают, что на них изображено).
Воспитатель: – Давайте посмотрим на остальные картинки, которые вы не прикрепили на стенд. Расскажите, какое время года изображено на других картинках?
– Молодцы, всё правильно назвали.
Итог занятия.
– Скажите, о каком времени года мы сегодня говорили? Какие приметы зимы вы знаете? (стало холодно, идёт снег, солнце светит редко, дни стали короче).
– А что хорошего несёт нам зима? (развлечения: санки, лыжи, снегокаты, игры в снежки, праздник Новый год)
– Ой, а нашим белке и зайцу нужно тоже готовиться к Новогоднему празднику. Давайте с ними прощаться, отпустим их домой, в лес.
|