(для детей средней, старшей, подготовительной к школе групп)
МКДОУ Новосибирской области Искитимского района детский сад «Теремок» п. Керамкомбинат
ЦЕЛЬ: Воспитание у детей гуманного отношения к окружающей природе.
ЗАДАЧИ:
- углубление экологических знаний у детей;
- воспитание чувства ответственности за всё живое на Земле;
- развитие творческих способностей детей.
Автор: музыкальный руководитель Тапилина Ирина Олеговна
Скачать конспект
Зал оформлен в стиле лесной полянки. Детей в музыкальном зале встречает персонаж — Природа.
Природа: Здоровается с детьми, проводит речевую игру «Здравствуйте!»
Придумано кем-то и просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Здравствуйте!» — скажем солнцу и птицам
Вместе: «Здравствуйте!»
«Здравствуйте!» — милым улыбчивым лицам
Вместе: «Здравствуйте!»
«Здравствуйте!» — травам, цветам и деревьям
Вместе: «Здравствуйте!»
«Здравствуйте!» — скажем каждому зверю
Вместе: «Здравствуйте!»
Природа: Молодцы! Дружно поздоровались. А теперь расскажите мне, что вы знаете об окружающей вас природе. Я буду спрашивать, а вы мне отвечать.
- Кто живёт на земле?
- Кто живёт под землёй?
- Кто летает над землёй?
- Когда на улице светло?
- Когда темно?
- Для чего нужна вода?
- Зачем нужен воздух?
- Что делают пчёлы?
Появляется Шапокляк (метится из рогатки в гнездо)
Шапокляк: Рогатка меткая в руке, я по лесу крадусь,
Гнездо увижу на сучке – уж я не промахнусь!
Природа: Ребята, кто это крадётся к гнезду с рогаткой?
Дети: Старуха Шапокляк!
Природа: Послушай, Шапокляк, в птиц стрелять нельзя!
В гнезде у нас птенцы живут, их мама стережёт,
И папа их летает тут, им червячка несёт!
Шапокляк: Ой-ой-ой, какие нежности — мама стережёт, папа кормит…
(передразнивает)
Ну, раз нельзя стрелять, я возьму птенцов поиграть…
Природа: И этого делать нельзя! Послушай лучше наших ребят – они знают,
как вести себя в лесу.
Дети: Птички гнёзда себе вьют,
Яйца в гнёздышки кладут.
Птиц, друзья, не обижайте,
Гнёзда их не разоряйте.
Я, ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю,
Ни ловушками, ни в сетки,
Не держу их дома в клетке.
Я никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обидел в жизни я!
Шапокляк: Ладно, ладно, не трону я ваших птичек.
Выходит Дождик (ребёнок)
Дождик: Здравствуйте, ребята, я – весёлый Дождь!
Там, где я прошёлся – без сапожек не пройдёшь.
Я гулять сегодня вышел, барабаню я по крыше,
Все промокнете в саду, берегитесь – я иду!
(перечисляет) Восемь — у дороги, девять – на лугу…
Природа: Что ты, Дождь считаешь? Может, помогу?
Дождик: Два – под старой елью, возле стога – шесть…
Природа: Что ты, Дождь, считаешь, да не можешь счесть?
Дождь: Тороплюсь ромашки все пересчитать,
Десять – на опушке, под осиной – пять…
Вдруг я просчитаюсь – близко до беды,
Вдруг на всех не хватит у меня воды.
Природа: Не волнуйся, милый Дождик, для всех хватит у тебя воды. Посмотри, как рады тебе цветочки на лугу!
ЭВРИТМИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ВЕСНА» (Чайковский «Вальс цветов») –
дети старшей гр.
(после композиции цветы «замирают» на полянке)
Шапокляк: Как же много здесь цветов!!!
Вот нарву – букет готов!
Природа: Ты сорвёшь, другой сорвёт – лес давно тревогу бьёт!
Многие гуляют тут, а цветы для всех растут.
Шапокляк: Да?! А я думала – только для меня, для красавицы.
Природа просит детей рассказать закон о лесных цветах
Ребёнок: На лугу растут цветочки,
Ты не вздумай их срывать,
Ведь с цветов нектар полезный
Будут пчелки собирать.
Шапокляк: Не дают цветок сорвать –
Надо бабочку поймать! (крадётся с сачком)
Природа: Да неужели ты, Шапокляк, не знаешь совсем никаких правил?
Шапокляк: Какие правила?! Да кому они вообще нужны — эти бабочки, жучки, муравьишки, паучки…
Природа: В природе все важны и все нужны! Вот, послушай наших ребят!
Дети:
В поле бабочки порхают,
Над цветочками летают,
Не ловите их сачками,
И не трогайте руками.
Муравьишки – муравьи
Строили дома свои,
Их, ребята, уважайте,
Им дома не разоряйте.
Я на кусте у родника
Не тронул сети паука,
Жучков не обижаю
И пчёлок уважаю.
Я долго по лесу шагала
И никого не напугала,
Нигде воды не замутила,
В лесу я просто погостила!
Шапокляк: Всё понятно – птиц не брать, цветы не рвать, насекомых не обижать.
Тогда грибы буду топтать! (подходит к мухоморам)
Природа: А грибы — то чем тебе помешали?
Шапокляк: А они вредные – несъедобные!
Природа: Даже если грибы для людей несъедобные, их нельзя уничтожать, такие грибы животные, как лекарство используют. Да к тому же они красивые, посмотри, как собой лес украшают!
ПЕСНЯ «МУХОМОРЫ» (дети средней гр.)
Шапокляк: Что же получается – я зря в лес пришла? Тогда хоть зверюшку себе поймаю, домой заберу – будет у моей Лариски дружок. Лариска, ищи! Взять зайчонка!
(из сумки «выпрыгивает» крыса Лариска, Шапокляк пробегает вдоль детей, пугает…)
Природа: Да когда же, Шапокляк, ты научишься вести себя правильно?! Пойми, всё вокруг тебя — живая природа.
(приглашает детей рассказать стихи)
Дети: Есть на земле огромный дом под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты и все твои друзья!
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нём –
«Природою родной земли» зовётся этот дом!
Нас в любое время года учит мудрая природа:
Птицы учат пению, паучок – терпению,
Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте.
У природы круглый год обучаться нужно,
Учит весь лесной народ очень крепкой дружбе!
ПЕСНЯ «НЕ ДРАЗНИТЕ СОБАК» (дети подготовительной гр.)
Шапокляк: Я поняла – беречь природу нужно, жить счастливо и дружно!
Давайте резвиться под солнышком ясным,
Деревья сажать и цветы,
И станет планета наша прекрасной,
И будем дружить я и ты!
Природа: Вот теперь всё правильно, Шапокляк. Спасибо ребятам за то, что помогли тебе понять, как вести себя с окружающей природой.
Дерево, цветок и птица не всегда сумеют защититься,
Если будут уничтожены они, на планете вы останетесь одни!
(Шапокляк благодарит детей, прощается, уходит)
Природа рассказывает детям о том, что для защиты редких животных и растений люди придумали «Красную книгу» и в благодарность за помощь предлагает им посмотреть театрализованную постановку «Легенда о сибирском кандыке».
Перед началом спектакля педагоги рассказывают детям о том, что у нас в Новосибирской области, в Искитимском районе в лесах растёт редкий цветок кандык, занесённый в «Красную книгу». Поэтому флаг и герб Искитимского района украшает этот редкий цветок.
И даже в нашем родном посёлке Керамкомбинат, на территории нашего детского сада «Теремок» посеялись несколько цветочков, которые мы очень бережно охраняем.
ТЕАТРАЛИЗОВАННО — ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА
«ЛЕГЕНДА О СИБИРСКОМ КАНДЫКЕ»
(РОЛИ ИСПОЛНЯЮТ ДЕТИ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУПП)
Природа: Расскажу я вам легенду стародавнюю о цветке – кандыке, что слывёт волшебной силою. То ли было это, то ли не было, а в народе такое сказывают…
Давным-давно в краях наших, где тайга со степью встречаются, было озеро правильно круглое. А вода в нем была, что слезиночка, и рыбы водилось видимо-невидимо, звери лесные испить водицы к озеру приходили. Росли вокруг озера цветы дивные и дружили они с насекомыми.
ТАНЕЦ ЦВЕТОВ И БАБОЧЕК
Природа: Как то летом жарким взялась неведомо откуда колдунья с мыслями недобрыми, налетела она черным вороном, вокруг озера камышом всё заполнила, затянула водицу болотной тиною.
ТАНЕЦ КОЛДУНЬИ
Колдунья: Я кручу, я верчу – чёрным вихрем лечу!
Замутись, вся вода, засорись навсегда!
Чтоб ни зверю, ни птице — воды не напиться!
(Колдунья накидывает на озеро ткань – «засоряет» его, исчезает за кулисами)
Природа: Стала рыбкам жизнь в озере не мила, водицы чистой почти не осталось. Растревожились лягушата, стали шуметь на весь лес!
ТАНЕЦ ЛЯГУШАТ
Природа: Собрался на этот шум народ лесной у озера, стали думать, как беде помочь.
(выходят звери, располагаются вокруг озера)
Первой молвила Сова мудрая
Сова: Нужно вырастить нам цветок-спаситель, вложить в него все наши
добродетели, пусть он станет для всех защитою!
Медведь: Я вложу в цветок свою силу и могущество,
Чтобы мог он раннею весною пробиваться из покрова снежного.
Лиса: А я дам ему красоту и изящество,
Чтобы радовал он всё живое вокруг
Чудным видом своим, краской яркою.
Заяц: Я вложу в него такое умение –
Притаиться до поры до времени,
Чтобы пользу накопить в себе явную,
И продлить свои дни светлые.
Сова: Ну, а я дам ему мудрости,
Чтобы смог отличить он добро от зла.
Природа: Так и сделали лесные жители – заложили в землю семя доброе, появился на свет чудо-цветок и название получил «Сибирский кандык». Не устояли пред
ним чары колдуньи злой, рухнули все наговоры недобрые!
Стала вновь вода в озере самой чистою и прозрачною.
(звери очищают озеро)
Природа: Подарили лесные жители сибирский кандык роду людскому, да строго-настрого наказывали: не срывать его без надобности, использовать лишь для добрых дел. С той поры храним цветок — кандык, как зеницу ока мы, а он каждый год весной пробуждается, и природа с ним возрождается!
ТАНЕЦ «ВСЁ ВОКРУГ – ПРИРОДА»
(цветы, бабочки, лесные звери, лягушата, Иван да Марья)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (дети)
Каждый маленький жучок, каждая травинка,
И сучок, и паучок, и в саду тропинка,
Даже капелька росы на лесном листочке,
Радуга после грозы, на болоте кочка, -
Будем это охранять в любое время года,
Это нужно твёрдо знать – всё вокруг – природа!!!
|