Автор: Овсянникова Марина Викторовна, МКДОУ д/с №249 Г.Новосибирск.
Содержание:
Ребенок: Вот на земле огромный дом под крышей голубой. Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой. Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья, Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем, Природою родной земли зовется этот дом.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашем замечательном доме – природе, которая нас окружает. Кто знает, какие 2 царицы царствуют в природе? Кто находится в подчинении у царицы Флоры? (все растения). А у царицы Фауны? (Все звери, птицы, рыбы, насекомые…). На какие группы можно разделить всех животных? (дикие и домашние, хищники и травоядные, сухопутные и водоплавающие…). А какие бывают птицы? (зимующие и перелетные, водоплавающие, хищные, домашние и т.д.)
-Наш родной край богат разными разновидностями животных и птиц, лесами, лугами, водоемами, дремучей непроходимой тайгой. А как же он называется? (Сибирь).
- Сегодня царицы Флора и Фауна приглашают вас принять участие в игре «Природа Сибири». Нам нужны 2 команды. Слева от меня — команда Флоры, а справа – команда Фауны. Команды, поприветствуйте друг друга, слушаем ваш девиз.
Интеллектуальная разминка: команды загадывают друг другу загадки о животных и растениях родного края.
Первый тур игры – «Викторина»:
1. Вопросы команде Флоры:
- Что необходимо растениям для роста? (солнце, вода, почва).
- Какие первоцветы растут в Сибири? (подснежник, мать – и –мачеха, ландыш, медуница, одуванчик…)
- Какие хвойные деревья растут в тайге? (сосна, ель, кедр, пихта, лиственница).
- Какое дерево называют живым барометром и почему? (ель, т.к. она умеет предсказывать погоду, перед дождем опускает ветки вниз).
- Как в народе называют кедр и почему? (зеленая корова, т.к. из его орешков давят молочко для кондитерский изделий).
- Древесину какого дерева используют в судостроении и почему? (сосны, у нее самая прочная древесина).
- Как можно узнать возраст дерева? (по спилу и количеству на нем колец).
- Какие лекарственные растения растут в Сибири? (зверобой, ромашка, душица, тысячелистник, одуванчик…)
-Какие кустарники растут в Сибири? (облепиха, шиповник, жасмин, сирень…).
2. Вопросы команде Фауна:
- Какие животные живут возле водоема? (выдры, бобры, лягушки, жабы…).
- Какие дикие звери только в детстве бывают полосатыми? (кабаны).
- Какое животное называют «моющим мишкой» и почему? (енота, т.к. он часто моется в воде и похож на медвежонка).
- Какие детеныши диких зверей рождаются весной? (ежата, лисята, волчата, барсучата) Осенью? (зайчата) Зимой? (медвежата).
- Кто меняет цвет шкурки к зиме?
- Какие звери впадают в спячку зимой? (медведи, ежи, барсуки).
-Как появляются на свет лягушки? (икра превращается в головастиков, головастики — в лягушек).
- Как появляются на свет бабочки? (из яичек появляются гусеницы, они вьют коконы и превращаются в куколок, из которых выходят бабочки).
- Каких птиц называют лесными докторами и почему? (дятла, потому что он достает из-под коры жуков; сорок, потому что они истребляют саранчу).
(За каждый правильный ответ команды получают фишку).
Второй тур: Игра с мячом «Назови одним словом».
1. – лес, в котором растут одни березы (роща),
- лес, где растут одни ели (ельник).
- где растут одни сосны (бор)
- там растут одни кедры (кедровник)
- из ее древесины делают музыкальные инструменты (ель)
- светолюбивое хвойное дерево (сосна)
- тенелюбивое хвойное дерево (ель).
2. – эти звери охотятся на дичь (хищники),
- животные, которые едят траву (травоядные)
- животные, которые едят все (всеядные)
- у них 2 пары копыт (парнокопытные)
- у них есть насечки на брюшках (насекомые)
- у них есть жабры и плавники (рыбы)
- у них есть крылья и клювы (птицы).
Третий тур: «Кто вперед?»
Задания командам:
Флоре – выбрать из гербария растений лекарственные и оформить стенд «Доска почета».
Фауне – выбрать среди открыток с видами насекомых полезных для человека и оформить стенд «Наши помощники».
Четвертый тур: Кто больше назовет правил поведения в природе? (по иллюстрациям).
Подсчет фишек, определение результатов игры.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы много знаете о родной природе. А знаете ли вы, что на востоке Сибири встречается интересный вид травяной лягушки, которая в случае опасности меняет окраску? Какие это могут быть цвета? Почему? (предположения детей) Я предлагаю вам узнать об этом побольше. Природа хранит много тайн, если захотим, мы сможем открыть их вместе.
Наша игра подошла к концу. Спасибо всем командам за то, что они очень старались. Давайте и дальше любить и беречь родную природу. Ведь в Красной книге написано «Не истребляй, не сорви, не затопчи!» Эти слова звучат, как наказ людям: «Сбереги, дай вырасти! И ты станешь богаче не только лугами, лесами, но и душой!
|