Составила: Арапова Л.И. Первая квалификационная категория МБДОУ ЦРР – д/с № 146 города Воронежа
Основная образовательная область Познавательное развитие.
Интегрированные образовательные области: Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Цель: расширение представлений детей о заповеднике, его обитателях.
Задачи. 1). Закреплять знания о диких животных, учить группировать животных по способу приспособления к окружающей среде (хищные и травоядные).
Активизировать знания детей о деревьях.
2). Уточнить и расширить знания о жизни бобров: как передвигаются, чем
питаются, где живут, как спасаются от врагов.
3). Продолжать совершенствовать диалогическую речь.
4). Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным.
Предварительная работа. Чтение книги «Воронежский заповедник», рассматривание
иллюстраций о бобрах, чтение книги «Что такое? Кто такой?»
Материал. Мультимедийное оборудование, плакат ‘’Дикие животные’’, набор картинок
«Деревья», «Дикие животные», бобры – куклы-варежки, карта Воронежского заповедника, карточки к игре «Кто где живет?» (на каждого ребенка), картинки к игре «Убери лишнее».
Ход образовательной деятельности.
-Наша страна очень большая, с богатой разнообразной природой. Мы должны беречь и
охранять природу, ведь многие животные на планете постепенно исчезают. Для того, что- бы сохранить редких животных, растения и самые красивые места на земле, люди создают заповедники. Заповедник – это такое место, где животным ничего не угрожает –
ведь здесь нельзя охотиться, ловить рыбу, собирать грибы, ягоды, цветы; здесь не должно быть посторонних, ведь заповедник – это дом не для человека, а для животных
и растений. Заповедники есть во всех странах, в том числе и в России. Рядом с Воро-
нежем расположен Воронежский государственный заповедник. Посмотрите на карту, заповедник занимает большую территорию и живут в нем разные животные. Отгадав
загадки, вы узнаете, кто из животных живет в нашем заповеднике.
Игровое упражнение: «Загадай, мы отгадаем».
1. Сам зверек поменьше кошки, хвост пушистый и большой.
Ну и быстрые же ножки скачут по лесу стрелой!
Мех теплый, как грелка. Кто же это? /белка/
2. Он труслив и очень мал, шубку в зиму поменял.
Ушки длинные торчком, с горки мчится кувырком. /Заяц/
3. Хвост пушистый, рыжий мех. Кто в лесу хитрее всех?
В норе живет, в деревне кур крадет. /Лиса /
4. Бродит он зимой холодной, весь лохматый и голодный.
Это хищный серый зверь, назови его скорей. /Волк/
5. Ты его рукой не трогай и иди своей дорогой.
У него кругом иголки, а иголки очень колки. /Еж/
6. Возле дуба острым рылом деловито землю рыл он,
Видно, желуди искал. Я пугать его не стал.
На ногах его копытца, любит он в лесу резвиться. /Кабан/
7. Зверь лохматый и большой, в теплой шубе меховой.
Косолапит по дороге, а зимою спит в берлоге. /Медведь/
8. А на речке лесорубы в серебристо-темных шубах
Дружно к берегу придут, быстро бревен нагрызут,
А из бревен под водой они построят домик свой. /Бобры/
-Вот эти лесные обитатели живут в нашем заповеднике. /Воспитатель показывает плакат
«Дикие животные» /. Чем они все похожи? / назвать существенные признаки/
-А сейчас проведем игру «Кто где живет?» (работа с карточками за столами)
-Наши животные собрались на полянке, чтобы поиграть и порезвиться. Что, если они
съедят друг друга, ведь звери- то все разные? Видимо, им понадобится ваша помощь,
чтобы случайно кто-нибудь кого-нибудь не съел. На какие две группы можно разделить
диких животных? / хищники и травоядные/
Воспитатель раздает всем детям картинки самых разных животных и просит хищников
поставить под красный кружок, а травоядных — под зеленый.
- Нам надо подружить зверей хоть на один день. Для этого поиграем в игру ‘’Веселей
детвора! ’’
Физминутка. Игра ‘’Веселей, детвора!»
-Бобр – это главное животное заповедника. /Дети рассматривают бобра на экране/. Живет бобр в лесных речках и озерах, мех его очень густой, теплый и не намокает в воде.
Посмотрите на хвост бобра. Как вы думаете, для чего ему нужен такой хвост? /хвост его – это руль и весло, резким ударом хвоста по воде он может отпугнуть хищника/.
-На лапах бобра – перепонки. Для чего они? / чтобы плавать и нырять/.
-Зубы у бобров очень прочные и растут всю жизнь. Для чего ему такие острые прочные
зубы? /они валят деревья, грызут кору, ветки, листья/.
-Бобры – искусные строители. Из веток они строят себе домик – хатку. Снаружи хатка
выглядит кучей хвороста. На самом деле она очень прочная, так как бобры сплетают
ветки и скрепляют их глиной. Вход находится под водой. Поэтому хищник, например
волк, не может проникнуть в хатку.
-Что строят из деревьев? /плотины/
-C их помощью бобры делают неглубокие места глубокими, чтобы зимой вода не
промерзала до дна, ведь зимой бобры не спят, а плавают подо льдом, чтобы питаться
запасами корма, заготовленного осенью.
-Чем же питается бобр? /ветками, корой деревьев, стеблями и листьями водных растений/. Ест ли он древесину? /нет, он использует дерево для строительства плотины/
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Что ест бобр? Убери лишнее».
(Почему не ест лягушек, мышей, рыбу?)
-Бобр – какое животное – хищное или травоядное?
-Посмотрите, какой у нас лес, назовите деревья. Д/игра ‘’Какого дерева не стало? ’’
- Выберите те деревья, корой и ветками которых питаются бобры /дети выбирают осину
ольху, иву, тополь/.
- Почему выбрали эти деревья? /растут у воды, древесина мягкая/
-Бобры – хорошие родители. Как называются детеныши бобров?
Двое детей надевают на руку бобров /куклы – варежки/.
-Они рождаются с открытыми глазами и быстро растут. Пока бобренок мал, у него много
врагов. Кто же опасен для него?
На доске два кружка: под красным кружком дети располагают опасных для бобренка
обитателей, под зеленым – неопасных обитателей.
В заключении — игра с бобрами: воспитатель задает вопросы, а бобры бросают шарик, кому они бросят, тот отвечает.
Вопросы: Как называется бобровый дом?
Где находится вход?
Едят ли бобры рыбу?
Зачем бобру широкий хвост?
Спят ли зимой бобры?
Зачем бобру острые крепкие зубы?
Для чего бобры строят плотины? и т.д.
Список литературы.
1. Н.Виноградова «Развитие умственных способностей детей через ознакомление
с природой». М., 1978.
2. Е.Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
3. В.Герасимов «Животный мир нашей Родины». М., 1985.
|