Кротова Наталья Леонидовна. Образовательная деятельность «Природа родной Земли» с детьми старшего дошкольного возраста

Образовательная деятельность «Природа родной Земли» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: формирование основ экологических знаний и экологической культуры путем повышения познавательной активности детей.

Задачи:

  • расширить и систематизировать представления детей о многообразии природного мира, об особенностях объектов живой и неживой природы, о взаимосвязях в экосистеме Земли
  • конкретизировать представления детей об экологии, как науке, изучающей законы взаимодействия живых организмов со средой их обитания
  • формировать умение правильно воспринимать информацию, изображенную в графическом, схематичном, условном виде; самостоятельно составлять интеллект-карты на основе смысловых, ассоциативных, причинно-следственных и других связей
  • прививать детям бережное и заботливое отношение к окружающей среде, соблюдать элементарные правила поведения в природе
  • развивать любознательность, познавательную и творческую активность, воображение, мышление; связную и диалогическую речь, умение выражать свои мысли полными предложениями, понятными для собеседника
  • совершенствовать изобразительные навыки: рисование знакомых предметов по представлению, на основе личного опыта; раскрашивать в одном направлении, не выходя за контуры; правильно и аккуратно обращаться с ножницами и клеем; вырезать картинки по строго намеченным линиям
  • развивать двигательную активность, координацию движений; умение «вживаться» в различные образы; воспринимать музыкальные мелодии в заданном контексте.

Материал и оборудование:

 

проектор, экран; интеллект-карты «Виды растений», «Что растет в лесу», «Кто живет в лесу», «Человек — садовод и огородник», «Распространение семян растений», «Цветы»; большой глобус; фломастеры, альбомные листы, бумага, разрезанная на небольшие фрагменты; цветные картинки из детского журнала по теме «Цветы» с намеченными контурами для вырезания, клей-карандаши, салфетки, ножницы, картинки с изображением цветов спектра в форме кругов, картинки цветника, луга, водоема; шапочки семян различных растений; стрелки из цветного картона; мнемосхемы «Расскажи...»; иллюстрации «Правила поведения в лесу»; фото-слайды «Природные пейзажи», «Радуга», слайды с изображением леса, животных, птиц, растений; видео «Развитие растения из семени»; аудиозаписи «Звуки природы», аудиозаписи «Звуки зайца», «Жужжание пчелы», «Волны», «Крик птиц» в музыкальной обработке; картинки с изображением машины, лошади, верблюда, вертолета, стрекозы, подводной лодки, кита, разных животных на одной картинке, разных растений на одной картинке, радуги, реки, облаков, солнца, семьи, деревьев, кустарников, трав, ягод, грибов, цветов, волка, зайца, лисы, кузнечика, пчелы, божьей коровки, карася, ерша, щуки, дятла, щегла, скворца, овощей, фруктов, времен года; карточки с изображением объектов неживой и живой природы, условных обозначений явлений природы.

Ход образовательной деятельности:

(Воспитатель читает стихотворение)

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром.

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Весёлый звон ручья

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом. (Л. Дайнеко)

Беседа «Что такое природа?»

-Ребята, вы знакомы со словом природа? (Дети: да...)

-Вы знаете, что оно означает? (Дети высказывают свои предположения и называют примеры: животные, растения, птицы, солнце, вода, воздух и т.д.)

-А как вы думаете, что нельзя назвать природой? (Правильно, то, что сделано руками человека)

-Машина есть в природе? (Нет, потому что она сделала руками человека; показ картинки)

-А вот лошадь и верблюд, на которых ездит человек – это уже природа. (Показ картинок). Человек только их приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.

-Природа – это то, что создано без помощи человека, а не природа – это все то, что сделано руками человека. (Дети приводят примеры природных и не природных объектов)

- Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу». Например: вертолёт похож на стрекозу, подводная лодка – на кита (Показ картинок; дети продолжают приводить примеры).

-Всю природу Земли (показ глобуса) можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Живая природа – это то, что движения, растет, развивается, умирает и размножается. (Дети приводят примеры, воспитатель показывает картинки)

-А неживая природа — это то, что мало изменяется и создано без участия человека.

(Дети приводят примеры, воспитатель показывает картинки)

-Ребята, каждый из нас (показ картинок с изображением человека) — это часть живой природы, мы живём в природной среде, берём из неё необходимые для нашей жизни пищу, воду, воздух; человек и природа — это одно целое.

Игровое упражнение «Живая — неживая»

(Каждому ребенку раздаются карточки с изображением объекта живой или неживой природы, по вызову воспитателя ребенок называет, что изображено на картинке, живая или неживая природа, объясняет свой ответ)

Природа — это не случайный набор живых и неживых объектов. Природа — это общий дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки. У Бориса Заходера есть замечательные стихи:

Все-Все,

Все на свете,

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников, -

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд -

Кто делает мед

И кто делает яд!

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки ОЧЕНЬ

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-Все,

Все на свете,

На свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

-Ребята существует наука, которая изучает законы жизни в природе, она называется экология. Хотите стать юными экологами и узнать много интересного об удивительном мире природы. (Дети: да...)

Изучение интеллект-карты №1 «Виды растений»

(На экране от проектора появляется интеллект-карта «Виды растений»)

-Ребята мир природы красив и разнообразен, давайте с помощью картинок рассмотрим, какие виды растений существуют в природе. В центре картинка «Природа», от нее отходят стрелки, первая стрелка показывает на картинку «Деревья», деревья могут быть лиственные и хвойные, назовите лиственные деревья (дети называют деревья, изображенные на картинке и другие), назовите хвойные деревья (дети называют деревья, изображенные на картинке и другие). Вторая стрелка показывает на картинку «Кустарники», кустарники могут быть лиственные и хвойные, назовите лиственные кустарники (дети называют кустарники, изображенные на картинке и другие), назовите хвойные кустарники (дети называют кустарники, изображенные на картинке и другие). Третья стрелка показывает на картинку «Травы», к травам относятся «Цветы» (дети называют разные цветы), «Злаки» (дети называют разные злаки), «Водоросли» (дети называют, как выглядят водоросли), «Мхи» (дети называют, как выглядят мхи).

-Мы с вами рассмотрели 3 вида растений: деревья, кустарники, травы. А сейчас нужно будет составить свою карту растений. (Каждый ребенок из предложенных больших картинок составляет свою карту «Деревья», «Кустарники» или «Травы» на полу, а после составления дети рассказывают о содержании своей карты).

Изучение интеллект-карты №2 «Что растет в лесу»

Звучит аудиозапись «Звуки природы», на экране появляются изображения леса, животных, птиц, растений.

-Ребята, посмотрите, как красиво в летнем лесу, давайте узнаем «Что растет в лесу?». (На экране появляется картинка «Лес»). Первая стрелка показывает, что в лесу растут «Деревья», давайте назовем их (дети называют деревья изображенные на картинке и другие), вторая стрелка показывает, что в лесу растут «Цветы», давайте назовем их (дети называют цветы изображенные на картинке и другие), третья стрелка показывает, что в лесу растут «Грибы», давайте назовем их (дети называют грибы изображенные на картинке и другие), четвертая стрелка показывает, что в лесу растут «Ягоды», давайте назовем их (дети называют ягоды изображенные на картинке и другие) и пятая стрелка показывает, что в лесу растут «Кустарники», давайте назовем их (дети называют кустарники изображенные на картинке и другие).

-Ребята, мы с вами узнали «Что растет в лесу», а сейчас нужно будет рассказать о растении с картинки с помощью схемы (каждому ребенку дается картинка с изображением растения и мнемосхема «Расскажи...», по которой он должен рассказать о предложенном растении).

Изучение интеллект-карты №3 «Кто живет в лесу»

-Лес — это огромный дом, в котором живут животные, насекомые, рыбы и птицы. Каждый эколог должен знать, кто живет в лесу; давайте проверим, знаете вы или нет. Отгадайте, какие животные живут в лесу (дети отгадывают загадки о животных, после чего воспитатель показывает картинки-отгадки).

-Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех… (Волк)

  • У косого нет берлоги

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц)

-Рыжая птичница

В курятник пришла,

Всех кур перечла

И с собой унесла. (Лиса)

Отгадайте, какие насекомые живут в лесу (дети отгадывают загадки о насекомых, после чего воспитатель показывает картинки-отгадки).

-Зелёная пружинка

Живет в траве густой.

С травинки на травинку

Он скачет день- деньской. (Кузнечик)

-В полосатом платьице

На лугу летает.

Мохнатыми лапками

Пыльцу собирает. (Пчела)

-Маленькая модница

Села на ладошки.

Красненькое платьице

С черными горошками. (Божья коровка)

Отгадайте, какие рыбы живут в водоеме в лесу (дети отгадывают загадки о рыбах, после чего воспитатель показывает картинки-отгадки).

  • Дом его — заросший пруд

Где лягушки в такт поют,

Он бывает золотой,

Но обычно он — простой. (Карась)

  • Он драчун и забияка

Никогда не знает страха:

На спине – иголки,

А иголки – колки. (Ерш)

-У неё во рту пила.

Под водой она жила,

Всех пугала, всех глотала,

А теперь — в котел попала. (Щука)

Отгадайте, какие птицы живут в лесу (дети отгадывают загадки о птицах, после чего воспитатель показывает картинки-отгадки).

-Он в своей лесной палате

Носит пёстренький халатик,

Он деревья лечит,

Постучит — и легче. (Дятел)

-На репье он очень ловко

Треплет цепкие головки,

Сыплет семечки на пол

Птичка бойкая... (Щегол)

-Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет. (Скворец)

Динамические паузы «Изобрази правильно» (дети имитируют движения животного-зайца, насекомого-пчелы, рыбы, птицы, под аудиозаписи «Звуки зайца», «Жужжание пчелы», «Волны», «Крик птиц» в музыкальной обработке, которые проводятся после каждой третьей отгаданной загадки).

Изучение интеллект-карты №4 «Человек-садовод и огородник»

-Ребята, человек не может каждый день посещать лес и пользоваться его дарами, поэтому садоводы и огородники выращивают свои любимые плоды на приусадебных участках, на дачах, в деревне. (Предлагается дидактическая игра «Путаница», в которой детям необходимо сгруппировать отдельно, картинки овощей, фруктов и ягод, после чего дети объясняют свой выбор; все картинки находятся на полу).

-Ребята, давайте узнаем, что садовод-огородник выращивает в огороде и в саду. (На экране появляется картинка «Садовод и огородник»). Первая стрелка указывает на овощи, которые растут на грядках, давайте назовем их. (Дети называют овощи, изображенные на картинке и другие). Вторая стрелка указывает на ягоды, которые растут на кустарниках и кустиках, давайте назовем их. (Дети называют ягоды, изображенные на картинке и другие). Третья стрелка указывает на фрукты, которые растут на плодовых деревьях, давайте назовем их. (Дети называют фрукты, изображенные на картинке и другие).

-А сейчас, каждый из вас составит свою карту по одной из картинок «Овощи», «Ягоды», «Фрукты». (Детям дается по одной обобщающей картинке, а виды овощей, ягод, фруктов и стрелки к ним дети рисуют фломастерами самостоятельно, на заранее приготовленных небольших листочках, после чего делятся между собой впечатлениями).

Изучение интеллект-карты №5 «Распространение семян растений»

-Ребята, все растения размножаются с помощью семян, если семечко попало в землю, потом ее полил дождик и согрело солнышко, то семечко прорастает, после чего появляется молодой росток, который начинает расти, а потом постепенно превращается в большое и красивое растение. (Во время рассказа детям демонстрируется видео «Развитие растения из семени», после просмотра на экране появляется интеллект-карта «Распространение семян растений»).

-Семена распространяются с помощью ветра у клена, сосны, одуванчика; с помощью воды у кувшинки, ольхи, осоки; с помощью птиц, насекомых, животных, которые разносят семена повсюду; саморазбрасыванием семян самими растениями (горох, фиалка, герань луговая); а садоводы и огородники сажают семена в землю, из них постепенно вырастают растения, которые потом дают новые семена.

Игра-этюд «Как семечко выросло» (в ходе игры дети «проживают» роль семян от зарождения, прорастания в земле до роста и развития нового растения в течение четырех сезонов, игра проводится под инструментальную музыку).

Изучение интеллект-карты №6 «Цветы»

(На экране появляются фотографии с изображением природных пейзажей леса, реки, радуги, воспитатель рассказывает «Сказку о радуге»).

"В теплые летние дни, после дождя на небе появляется большая красивая радуга. И вот в один из таких дней дети, глядя на небо, закричали: " Смотрите! Какая яркая радуга!". У самой радуги было тоже хорошее настроение, все цвета на ней переливались: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; они между собой о чем-то разговаривали. Вдруг фиолетовый цвет сказал: "Друзья, скажите мне, почему я последний по счету? Я хочу быть первым!". Все цвета посмотрели друг на друга и стали тоже думать, спрашивать, почему они стоят именно на этом месте. "А давайте поменяемся местами! "-предложил оранжевый цвет. Все согласились, но у них никак не получалось. Тут радуга сказала: "Вы не сможете поменяться местами, потому что нас так создала природа."

-Ребята, понравилась вам сказка (Дети: да...). Наша природа необычайно красива и неповторима и ничего в ней нельзя поменять. А вам, что нравится в природе? (Дети называют: радуга, лес, облака, разных животных, птиц, растения и т.д.). А мне нравятся цветы, они такие яркие, разноцветные и ароматные. (Каждому ребенку раздаются альбомные листы, картинки с изображением цветов спектра в виде круга, картинки с изображением мест произрастания цветов (луг, водоем, цветник), стрелки, вырезанные из картона, клей-карандаш, салфетки, ножницы).

-Давайте круг приклеим на середину листа, от него от определенных цветов (например: от красного, желтого и голубого) идут 3 стрелки, которые укажут нам, где растут цветы (луг, водоем, цветник), а следующие стрелки — какие цветы там растут. Возьмите цветные картинки из журнала, на них изображены цветы различных цветов (синие, красные, желтые, фиолетовые и другие), вокруг них намечен контур, по которому нужно будет вырезать цветы определеного цвета, этот цвет должен соответствовать указателям ваших стрелок от круга. Приклейте все картинки и стрелки в правильной последовательности.

(Дети продумывают и выполняют задание самостоятельно, опираясь на личный опыт; после чего воспитатель демонстрирует свою карту, а дети — свои, проходит обсуждение).

Составление интеллект-карты №7 «Времена года»

-Ребята, много разных карт мы сегодня с вами рассмотрели и изучили, а сейчас я предлагаю вам составить карту с помощью картинок «Времена года» и условных обозначений явлений природы (каждому ребенку дается картинка с изображением одного времени года, стрелки; каждый ребенок должен выбрать из предложенных 6-7 карточек с условными обозначениями; после составления карт дети рассказывают о времени года, о его осоденностях).

-Ребята, настоящие экологи не только изучают природу, восхищаются ее красотой, но и заботятся о ней и призывают всех нас к бережному отношению к природе.

-Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло много разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки. Природе плохо и ей надо помочь. Леса, луга, реки, озера — это наш общий дом, а животные и растения — наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет нужно относится бережно.

-Помните простые правила поведения в природе: (правила сопровождаются демонстрацией соответствующих иллюстраций)

  • Не лови и не приноси домой здоровых детенышей лесных зверей и птиц
  • Береги лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться
  • Не убивай никаких змей — они тоже нужны природе (если, конечно, никому не грозит смертельная опасность)
  • Не лови бабочек, стрекоз, жуков
  • Не разоряй в лесу муравейники
  • Не ломай ветки на деревьях
  • Не оставляй за собой мусор на природе

-Если все люди будут бережно относиться к природе родной Земли, то она будет кормить человека еще много-много веков.

Давайте будем беречь природу.

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи и дым

В обиду ее никому не дадим.

Украсим всю землю садами, цветами

Такая планета нужна нам всем с вами!

Просмотров: 505
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Попугай Ирина Ивановна. Конспект беседы по экологии с использованием интеллект-карты в подготовительной к школе группе по теме «Что такое природа? Живая и неживая природа»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Романова Ирина Николаевна. Дружат дети все на свете!
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Стешина Оксана Леонидовна. Конспект занятия на тему: «Что такое природа? живая и неживая природа»
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Марина Поликарпова. Презентация 'В хорошей семье хорошие дети растут'
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Петухова Татьяна Леонидовна. ВСЕГО ДОРОЖЕ - ЭТО ДЕТИ!
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Становых Татьяна Анатольевна. Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Знают дети и зверюшки, спички — это не игрушки!»
  • Ильиных Мария Юрьевна. Конспект интегрированной НОД «Все животные нужны, все животные важны» В подготовительной к школе группе.
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Людмила Николаевна Выжанова. Актуальной темой для разговора во все времена - это здоровье человека
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Нурсана Гаффарова. Как дети учат друг друга разговаривать
  • Редактор. Дети и рукоделие: как привить своему ребенку любовь к рукоделию.
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Самойлова Наталья Викторовна. Проект в средней группе по теме: «Все профессии нужны, все профессии важны».
  • Шашкова Елена. Районный фестиваль – конкурс «Дети земли Кубанской»
  • Рубцова Екатерина Вячеславовна. Конструкт образовательной деятельности в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь