Воспитание и всестороннее развитие детей осуществляется разными средствами, в том числе ознакомление с природой. Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Это возможно сделать через наблюдения за животными и растениями, обращая внимание на внешний вид, повадки. Таким образом формируя не только знания о природе, но и отношения к ней.
В процессе ознакомления детей с природой в дошкольном учреждении рекомендуется использовать разнообразные методы: словесные, наглядные, практические.
Используя наглядный метод (наблюдение, рассматривание и т.д.) можно решить комплекс задач:
- Формирование знаний о природе
- Развитие наблюдательности
- Эстетическое развитие.
Например при наблюдении за рыбками в аквариуме следует уточнить внешний вид рыбок (продолговатое тело покрыто чешуей, присутствуют плавники и хвост, с их помощью рыбки плавают). Рассказать детям о месте жительства рыбок. Дать представление о том, что аквариум специально создан для того чтобы рыбки могли в нем жить как на воле.
Словесные методы (рассказ воспитателя, беседа, чтение) используются с таким же успехом как
и наглядные. Словесными методами также решается ряд задач:
- Конкретизирование наблюдаемого обЪекта
- Пополнение словарного запаса дошкольников
-Уточнение знаний об известных фактах из жизни субъектов природы.
Нужно отметить, наглядные методы необходимо сочетать с о словесными, ведь при использовании словесных методов знания детей систематизируются.
Практические методы также играют важную роль в достижении желаемых результатов при получении знаний детьми. Через них дети получают и накапливают опыт, и с успехом осваивают приобретенные знания через игру.
Нельзя также упустить и такой важный момент как труд дошкольника в природе, ведь труд имеет огромное воспитательное значение. В процессе выполнения трудовых поручений у детей формируется бережное отношение к объектам природы. Ухаживая за растениями или животными у детей формируется такое понятие как ответственность, что в дальнейшем так необходимо во взрослой жизни. Очень важно, чтобы дети не только освоили тот или иной прием, но и поняли зачем он нужен. Ведь если всю деятельность детей свести к механическому проведению нод, то как бы ни был эффективен их результат, труд потеряет свою воспитательно-образовательную деятельность.
Знакомство детей с природой осуществляется в разнообразных формах: нод, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, уголки природы, труд на участке, игры. При помощи нод по ознакомлению дошкольников с природой формируется система элементарных знаний у детей в соответствии с требованиями программы, причем необходимо учитывать возрастные возможности детей. Во время игры, трудовой деятельности в повседневной жизни у детей накапливается личный опыт и занятия дают возможность уточнить и систематизировать его. Очень важно, чтобы полученные знания не были преподнесены раздельно, без привязки к целому комплексу. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияния на эту среду, они должны понимать, что растения и животныезависят друг от друга и от среды обитания.
Для хорошего усвоения материалов по ознакомлению детей с природой нужно применять комплексные занятия для того чтобы вызвать интерес к предлагаемому предмету. Если педагог владеет необходимыми знаниями и умениями, а также основными методами работы, то он сможет донести до детей необходимые знания.
|