Составитель: Воспитатель I кв. категории Джумаян Наталя Михаеловна МАДОУ детский сад № 141 города Тюмени
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом.
Программные задачи:
- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года. Продолжать учить определять свойства снега и льда (их сходства и отличия). Развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим опытам и наблюдениям.
- РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Активизировать и расширить словарный запас детей (прозрачный, бесцветный, хрупкий, рыхлый);
- СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
- Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
- Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу, уметь слышать и слушать педагога.
4. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
- Способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей.
Предварительная работа: Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», словарная работа по содержанию сказки. Заучивание пословиц о дружбе. НОД по ознакомлению со свойствами воды и снега, экспериментирование с водой и со снегом. Совместное изготовление атрибутов: вырезание снежинок.
Демонстрационный материал: Тазики со снегом и льдом, иллюстрация портрета Снежной Королевы, «Чудесного сада», замок с вороном, разбойницы, царство Снежной королевы. Фонограмма с обращением разбойницы и Снежной Королевы.
Раздаточный материал: Маленький макет сердца с разделенными сегментами, тарелочки со снегом и со льдом на каждого ребенка, салфетки, рукавички.
Ход совместной деятельности:
I. Орг. момент
Дети заходят в зал здороваются с гостями и садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята, когда приходят холода, мы обычно радуемся первому снегу, который открывает зиму. Ведь от этого всё вокруг сразу становится нарядным, чистым и пушистым. Здравствуй, зимушка-зима!
II. Мотивационно – ориентировочный
Сюрпризный момент (стук в дверь) Герда ищет Кая.
Заходит девочка в костюме Герды и плачет.
Воспитатель: Здравствуй девочка. Кто ты, и почему ты плачешь?
Герда продолжает плакать.
Воспитатель: Ребята, может вы узнали девочку?
Дети: Это Герда из сказки «Снежная королева».
Воспитатель: Правильно ребята. Но почему она плачет?
III. Поисковый
Герда: Мой братец Кай пропал, видно он в беду попал! Нужно в путь мне отправляться, отыскать скорее братца! Вы поможете, друзья, быть одной никак нельзя? Я не знаю где его искать. Вот мне письмо пришло, а я не знаю от кого. И читать я не умею.
Воспитатель: Давайте его прочтем:
«Я – повелительница льда! Братец Кай среди снегов, средь холодных белых льдов. В царстве вьюги и пурги сможете его найти? Сердце Кая я взяла! Чтоб сердце Кая вам собрать, осколки нужно всем искать! Когда осколки соберете, тогда и сердце вы найдете! ”
IV. Практический
Воспитатель: Ребята, вы догадались от кого это письмо? Поможем Герде спасти Кая?
Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова
«Мы покрутимся
Мы повертимся
Мы со сказкой скоро встретимся»
Воспитатель: Посмотрите, мы попали в чудесный сад. (Показ слайда с волшебной поляной). Он не простой, а волшебный. Здесь всегда лето и поэтому волшебница совершенно ничего не знает о зиме. Давайте ей расскажем. Вспомните, что бывает только зимой.
1. «В цветочном саду у бабушки-волшебницы»
Начните свое предложение со слова «Зимой…»
Волшебница (аудиозапись): «За отличный рассказ о зиме, я вам отдаю осколок сердца Кая. На полянку вы идите и осколок там найдите».
«Ищите птиц вокруг, осколок сердца найдешь мой друг»
2. «В гостях у ворона» задание на слух
Д/И «Четвертый лишний»
Коньки, скакалка, лыжи, санки
Снег, огонь, сосулька, лед
Шуба, свитер, шорты, валенки
Синица, дятел, скворец, сорока
Воспитатель:
Молодцы! Справились с заданием.
«Вы предмет поищите, к маленькой разбойнице попадите»
Воспитатель: Вы готовы дальше идти? Тогда в путь!
3. «Встреча с маленькой разбойницей»
«Расскажите о свойствах снега и льда»
Опыт 1. Определить цвет.
Какого цвета снег? (белый).
В чем разница между ними?
Чем похожи?
Что можно сказать о цвете льда? (Бесцветный, прозрачный)
Вывод: Снег – белый, а лед – бесцветный.
Опыт 2.
Возьмите по кусочку льда в одну руку, а снег – во вторую. Подержите немного. Что вы чувствуете?
Дети: холод.
Воспитатель: а как защитит руки от холода?
Отв. Детей надеть рукавички
Какой лёд и снег? Что происходит с предметами, когда к ним прикасается лёд? Почему? Откуда появилась вода?
Что мы говорили про снег, какой он?
Вывод: Снег – холодный, тает на теплой ладошке.
Вывод: лёд холодный, замораживает всё, к чему прикасается.
Лёд, как и снег, тает на тёплой ладошке.
Герда: Так вот почему Кай не может убежать от Снежной Королевы
Опыт 3. Определяем форму.
Дети, сожмите лёд в ладошках. Изменил ли он свою форму? Почему? Можно ли смять кусочки льда?
Что случится со снегом, если его сжать? Что можно сделать со снегом? (Лепить). Значит, снег какой?
Вывод: лёд твёрдый.
Снег рыхлый, мягкий, липкий.
Разбойница (аудиозапись): Спасибо вам, друзья, за то, что я многое узнала о свойствах снега и льда. За ваше учение и доброту я отдам вам третий осколок сердца Кая. Вот осколок за старание, добрый путь вам, до свидания!
4. «Во дворце у Снежной королевы»
Воспитатель: Ребята вот мы с вами и пришли в царство Снежной Королевы.
«Ледяное царство смастерите, Кая вы себе верните»
Ребята из готовых ледяных фигур строят замок.
Обращение Снежной Королевы: «Ребята вы очень смелые, много моих тайн разгадали! Я поняла, что тепло ваших рук и сердец, способно растопить, даже моё холодное сердце.
Я снимаю мои ледяные чары с Кая, и отпускаю его домой».
Герда: Спасибо, ребята, за помощь.
V. Рефлексивно – оценочный
Воспитатель: Ребята, рада что помогли Герде, но надо возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза, произнесем вместе:
«Мы покружимся, мы повертимся и в детский сад опять возвратимся».
Друзья мои вот мы снова в детском саду. Что было трудно? Было ли вам легко? А может кому-то было страшно?
|