Алпеева Оксана Станиславовна МБДОУ «Детский сад № 10»,
Воспитатель
Цель НОД: формирование экологической культуры у детей, воспитание бережного отношения к зимующим птицам.
Задачи приоритетной области «Познавательное развитие»:
- способствовать углублению и обогащению знаний детей о зимующих птицах;
- развивать у детей познавательный интерес к жизни птиц;
- развивать связную речь при ответах на вопросы педагога;
- развивать мышление, внимание, память.
Задачи в интеграции образовательных областей:
Скачать конспект
Образовательная область «Речевое развитие»:
- формировать умение владеть речью как средством общения;
- обогащать активный словарь дошкольника;
- совершенствовать грамматический строй речи детей;
- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы;
- развивать интерес к художественному слову: стихотворениям, загадкам.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
- способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками и взрослыми, умение выслушивать их, своевременно реагировать на призывы о помощи;
- способствовать повышению эмоционального настроя воспитанников.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- развивать двигательную активность;
- формировать умение правильно выполнять двигательные движения;
- развивать мелкую моторику;
- развивать артикуляционный аппарат при выполнении дыхательной гимнастики;;
- снимать психо – эмоциональное напряжение.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:
- развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- развитие чувства ритма через музыкально – ритмические движения.
Планируемые результаты НОД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; ребенок проявляет любознательность; обладает элементарными представлениями об окружающем; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребенок может следовать правилам в разных видах деятельности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность; участвовать в совместной деятельности; познавательные — умение работать по заданному алгоритму; понимает пространственные отношения; регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Оборудование: аудиозапись «Звуки зимы», картинки с изображением птиц, маски птиц, игрушка синичка, блюдца с рябиной, хлебными крошками, семечками, большая шишка, зернышки, ягоды, семечки.
Деятельность воспитателя
|
Деятельность детей
|
Вводный этап
|
Цель: создание положительного настроя, мотивация детей на образовательную деятельность
|
Цель: включение в образовательную деятельность.
|
|
Дети заходят в группу, где их встречает воспитатель, и встают в круг.
|
Воспитатель приветствует детей
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам!
И каждый становится
добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
длится до вечера...
|
|
-Ребята, посмотрите в окно. Как красиво на улице. А кто мне скажет, какое сейчас время года?
|
Ответы детей: зима
|
- А как вы догадались, что именно зима?
- Молодцы, вы совершенно правы, сейчас на дворе зима.
Вот и к нам пришла зима:
На деревьях бахрома,
Мороз трещит на стёклах,
Сквозняк стучится в окна!
|
Ответы детей: на улице холодно, много снега, люди одеты в теплую одежду.
|
Основной этап
|
Цель: формировать первичные представления об объектах окружающего мира (зимующих птицах); расширять представления о зимующих птицах
|
Цель: иметь первичные представления об объектах окружающего мира (зимующие птицы); закрепление знаний; использование имеющихся навыков и знаний.
|
- А давайте-ка мы сядем на коврик, закроем глазки и попробуем услышать песенку зимы. ( Звучит мелодия, но без птичьего пения).
- Дети, а почему не слышно птичьих голосов, почему так тихо?
- Да, зимой птицам холодно и голодно, поэтому некоторые улетели в тёплые края! С нами зимовать остались воробьи, синицы, вороны, голуби. Тяжело им в это время года, снег всё кругом засыпал, тяжело им искать себе корм.
- Посмотрите, я приготовила вам картинки, на которых изображены птицы. Я буду загадывать вам загадки, а вы найдете мне картинку с отгадкой.
Слушайте внимательно:
Чик – чирик
К зернышку прыг,
Клюй не робей.
Кто это?
- Верно. Воробьи – шустрые, маленькие. Они строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
- Слушайте следующую загадку.
Выпал снег, а эта птица снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем красногрудым …
- Правильно, снегирь.
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег. снегирь по всюду становится очень заметным. Благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клене, кустах малины, обрывая ягоды и расклевывая семена.
- Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут ее …
- Молодцы! Сорока – белобокая, длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная. Увидит, что-нибудь блестящее: стекло, монету и разглядывает круглым глазом. Потом схватит и утащит в свое гнездо.
Молодцы, ребята, все загадки отгадали!
Как одним словом можно назвать этих птиц?
Каких еще вы знаете зимующих птиц?
Правильно, молодцы!
Сейчас мы превратимся в птичек и немного поиграем.
Физкультминутка «Птички»
Птички прыгают, летают (машут руками и прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (гладят руки, носики)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели («улетают», садятся)
- А, сейчас, мы с вами ребята поиграем в игру на внимание: «Какой птички не стало?» (на доске картинки с изображением птиц)
|
Дети садятся на коврик, слушают музыку
Ответы детей: птичкам холодно, многие улетели в тёплые края.
Ответы детей: воробей.
Дети находят картинку с изображением воробья
Ответы детей: снегирем (дети находят нужную картинку)
Ответы детей: сорока (дети находят нужную картинку)
Ответы детей: зимующие птицы
Ответы детей: дятел, ворона, голубь
Дети находят нужные картинки
Дети надевают маски птиц
Дети выполняют движения по тексту
Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какая птичка улетела?»
|
- Дети, кто-то стучится к нам в окошко, кто же это?
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется …
Воспитатель вносит игрушку синичку.
- Здравствуй, синичка!
А скажи- ка нам, синичка, как ты будешь зимовать?
Синичка: Буду жить в лесу зимой, под мохнатою сосной.
- Будет холодно в лесу, будет голодно в лесу, полетишь тогда куда?
Синичка: Полечу тогда я в сад, где кормушки висят.
- Ты правильно сделала, что прилетела к нам в детский сад. У нас на участке уже есть кормушки, и сегодня мы повесим еще одну, чтоб корма хватило и тебе и твоим друзьям.
|
Ответы детей: синица
|
- Ребята, скажите, чем питаются птицы?
- А зимой есть этот корм?
- Птицы зимой едят ягоды, которые остались с осени на деревьях и кустах, семена плодов. А представьте, что корм закончился или его засыпал снег. Что может произойти с птицами?
- Да, если птицам не помочь, то они могут погибнуть.
Как мы им будем помогать?
- Вы знаете, что разные птицы любят разный корм? Воробьи питаются зернышками, хлебными крошками, семечками.
Синицы питаются зернышками, хлебными крошками, семенами, любимое их лакомство – сало.
Снегири едят семена, любят клевать ягоды рябины.
Проводится дидактическая игра «Накорми птичку»
- Ребята, посмотрите внимательно, у нас на столе блюдца: с рябиной, хлебными крошками, семечками.
Я дам вам картинки, с изображением птиц, а вы должны назвать птичку и найти ее корм.
- Молодцы, все справились с заданием.
|
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей: птицы могут погибнуть.
Ответы детей
Дети выполняют задание.
|
Изготовление эко-кормушки.
- Ребята, а теперь я вам предлагаю сделать кормушку для птичек. Мы возьмем большую шишку и вставим в нее зернышки, ягодки и семечки.
Но сначала разомнем наши пальчики:
Я зимой кормлю всех птиц –
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей –
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она.
- Хорошо, размяли пальчики. А теперь, я хочу, чтоб каждый из вас мне помог заполнить шишку семечками и ягодками.
-Посмотрите, какая красивая кормушка у нас получилась.
А повесим мы ее на нашем прогулочном участке, когда пойдем гулять.
-Ребята, я вам предлагаю дома с родителями тоже сделать кормушки и вместе покормить птиц!
|
Дети делают пальчиковую гимнастику, повторяя движения за воспитателем.
Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.
Показывают одной рукой на кормушку.
Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.
Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.
Дети помогают воспитателю делать кормушку
|
Заключительный этап
|
Цель: подведение итогов образовательной деятельности, снятие эмоционального и умственного напряжения, рефлексия
|
Цель: получение положительной оценки своей деятельности.
|
Сюрпризный момент
Ребята, синичка очень рада новой кормушке! И она просила передать вам медали!
|
Дети получают медали.
|
Информационные ресурсы
1. http://www.stihi.ru/2013/04/26/8783
2. http://www.stihi.ru/2010/12/04/3069
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/10/22/kompleksy-gimnastiki-posle-dnevnogo-sna
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/01/21/kartoteka-palchikovykh-igr-na-temu-zimuyushchie-ptitsy
|