Упражнение «Дождь в городе»

Возраст: ранний.

Цель: научить детей рассказывать вместе с взрослым текст короткого стихотворения.

Задачи:
  • тренировать слуховую память детей и их внимание к звучащей речи;
  • формировать умение точно воспроизводить по памяти последнее слово в конце строчки;
  • учить детей одновременно произносить слово в сочетании с предлогом ("в", «на», «за») по слогам и прохлопывать произносимое количество слогов;
  • закрепить умение топать в ритм стиха (одно слово – одно топанье);
  • привлечь внимание детей к необходимости употребления падежных форм существительных в сочетании с соответствующими предлогами (или заменяющими их фулерами типа «на столе» – «а толе»).

Оборудование: сюжетная картинка «Дождь», стол, стульчики.

Место проведения: игровая комната.

Ход занятия

Целесообразно выбрать для проведения этого занятия дождливое весеннее утро. Можно пригласить детей к окну, если на дворе дождь, и поговорить с ними о сегодняшней погоде. Примерное содержание этой беседы: «Дети, посмотрите в окно. Сегодня на улице идет ... (пауза в ожидании детских ответов) (дождь). Все люди надели плащи и куртки. Они прячутся под зонтиками. Дома дождь не переждать – мамам и папам надо идти на работу, а детям – в детский сад. Сегодня мы на прогулку не пойдем. На дворе большие лужи. Не хочется гулять под дождем!»

Затем пригласите детей сесть к столу и покажите им большую картинку: «Дождь». Еще раз обратитесь к теме «Дождь», но теперь постройте рассказ с опорой на картинку, показывая то, о чем в нем говорится. Для активизации детей можно попросить их о помощи: или подсказать нужное слово, или показать то, о чем сейчас говорят, на картинке.

Речевые инструкции:
  1. «Оля, помоги мне! Девочка надела (логопед показывает на картинке девочку в плаще и делает паузу, чтобы названный ребенок закончил фразу) ... (плащ)».
  2. «Мальчик надел куртку. Ваня, покажи мне куртку мальчика».

К одним детям можно обращаться с просьбой помочь закончить фразу, а других детей попросить показать нужный предмет на картинке. Главное, чтобы все дети потренировались завершать фразу. Те дети, которые показывают что-то на картинке, должны сопровождать свой показ произнесением нужного слова (повторением его за взрослым). Тренируя повторение последнего слова во фразе, вы готовите детей к следующему заданию – разучиванию стихотворения.

Дождь

Снег растаял во дворе,
Только лужи на земле,
Дождь покапал за окном,
На прогулку не пойдем!

При заучивании этого стихотворного текста не ставится задача, чтобы каждый ребенок его полностью воспроизвел. Важно, чтобы дети научились чувствовать ритм стихотворной речи, запомнили последнее слово в каждой строчке и могли на практике соотносить деление этих слов на слоги с хлопаньем в ладоши (в соответствии с количеством слогов в слове). Самостоятельной задачей является произнесение предлогов в сочетании с существительным. Детям раннего возраста еще недоступно произнесение предлогов в их типичном для взрослой речи виде, они заменяют эти предлоги фулерами («а толе», «а туле»). Предложенный текст содержит значительное число соответствующих предлогов (во дворе, на земле, за окном). Как правило, все эти предлоги чаще всего заменяются фулером «а». Стечения согласных звуков заменяются в произношении более простыми звуками: «да‘йе», «земе», «аком», однако количество гласных звуков должно оставаться неизменным! Взрослый начинает произносить строку, а заканчивает ее ребенок. Возьмите его ладошки в свои руки и помогайте малышу правильно отхлопать конец стихотворной строчки, например: «на-зем-ле». Надо обязательно следить за включением в эту произносительную цепочку предлога в его упрощенном виде (фулер «а»).

Наиболее удачным способом выучивания с детьми предложенного стихотворного текста является такой окончательный вариант: все встают из-за стола, логопед ставит детей кружком и сам становится рядом с ними. Дети вместе со взрослым хором произносят начало первой фразы («Снег растаял...») и одновременно топают поочередно каждой ножкой. Их ручки при этом подняты вверх. Затем один ребенок с помощью взрослого прохлопывает конец этой фразы (хлопает только тот ребенок, чьим ладошкам помогает взрослый). Другой ребенок произносит и прохлопывает конец второй фразы, и наконец, последний ребенок говорит и прохлопывает конец третьей фразы. Последнюю фразу все дети произносят хором вместе с взрослым, сопровождая ее сначала двумя притопами («на-прогулку»), а затем тремя прихлопами («не-пой-дем»).

В данном упражнении сочетаются два различных приема: топанье и хлопанье, причем дети топают на слова, а хлопают на слоги. В трех первых строчках дети должны хлопнуть, произнося предлоги «во», «на», «за»; в последней строчке дети должны топнуть ногой, произнося предлог «на», – это очень важно для формирования у них первичных представлений о том, что предлог – маленькое слово.

Данное задание отрабатывается с детьми на протяжении нескольких дней, причем особое внимание надо уделить тем детям, которые испытывают выраженные двигательные затруднения или плохо координируют свои движения с произнесением слов. Задание, связанное с одновременным топаньем и произнесением слов, обычно знакомо детям раннего возраста, потому что много детских потешек опирается на этот навык. Формирование умения отхлопывать количество слогов в слове является принципиально более трудной задачей, но она очень важна для детей. Это помогает им научиться произносить все слоги в многосложных словах.

Просмотров: 1879
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные




Другие новости по теме:

  • Игра «Прыг-скок»
  • Игра «Птицы прилетели»
  • Упражнение «Большие и маленькие»
  • Упражнение «Веселая семейка»
  • Упражнение «Весенние песни»
  • Упражнение «Весенние работы в саду»
  • Упражнение «Волшебное дерево: загадай желание»
  • Упражнение «Встречаем теплое солнышко»
  • Упражнение «Где живут животные?»
  • Упражнение «Готовим угощение для птиц и зверей»
  • Упражнение «Громко – шепотом»
  • Упражнение «Делаем кормушку для птиц»
  • Упражнение «Детеныши»
  • Упражнение «Дом и его части»
  • Упражнение «Звенят ручьи»
  • Упражнение «Зимняя дорога»
  • Упражнение «Зимняя одежда: собираемся на прогулку»
  • Упражнение «Инструменты: молоток»
  • Упражнение «Ищем подснежники в лесу»
  • Упражнение «Как говорят инструменты: ножницы»
  • Упражнение «Как зимовали мышка и мишка?»
  • Упражнение «Маленький барабанщик»
  • Упражнение «Повтори-ка»
  • Упражнение «Помогаем маме: чьи это вещи?»
  • Упражнение «Прогулка в парке»
  • Упражнение «Прятки: ку-ку»
  • Упражнение «Семья»
  • Упражнение «Снег и вода. Откуда берутся сосульки?»
  • Упражнение «Фрукты: яблоко и апельсин»
  • Упражнение «Что мы видели зимой?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь