|
psyoffice.ru » ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные
Упражнение «Дом и его части»Возраст: ранний. Цель: научить детей использовать в различных речевых ситуациях (односложный ответ на вопрос взрослого, завершение фразы, произнесенной взрослым, инициативное высказывание самого ребенка в игре) слова, относящиеся к лексической теме «Дом». Задачи:
Оборудование: игрушечная мебель (кроватка-качалка, стол, стульчик), кукла, две сюжетные картинки («кукла кушает», «кукла спит») и изображение кукольного дома (крупный рисунок дома с одной дверью, одним окошком на первом этаже, двумя окошками на втором этаже, одной трубой на крыше, лесенкой из двух-трех ступенек к входной двери). Место проведения: игровая комната. Ход занятияСначала вспомните с детьми занятие «У нас гости!». (Для детей младше 2 лет занятие обязательно предварительно еще раз повторяется.) Речевая инструкция: «Дети, кто приходил к нам в гости? Мишка или зайка? (Зайка) Зайке показывали, где мы спим? (Да) Ваня, покажи свою кроватку. (Вот) А это чья кроватка, Олина или Светина? (Моя) Мы кормили зайку? (Да) Зайка мыл лапки перед едой? (Нет) А мы моем наши ручки? (Да) Где мы моем наши ручки? (Сказать словом или показать жестом.) Поднимите ручки вверх! (Вверх!) Покажите мне, какие они у вас чистые! (Чистые!) Опустите ручки вниз! (Вниз!) Спасибо! А сейчас к нам в гости придет новая кукла. Ее зовут Оля. Ваня, покажи мне (на картинке), где кукла Оля спит (на выбор две картинки: Кукла кушает, Кукла спит). Ваня! Что делает кукла? Кукла ... (спит). Ребенок обычно использует облегченное слово типа «бай-бай». «Света, покажи, где кукла кушает. Света! Что делает кукла? Кукла ... (кушает)». Ребенок обычно использует облегченное слово типа «ням-ням». «А вот и кукольный домик. Дети, что это такое? (Дом) Саша, покажи нам, где дверь. Света, покажи мне, сколько окон внизу. А сколько окон наверху?» При показе одного окна ребенок указательным пальцем дотрагивается до его изображения на рисунке, а затем показывает количество на пальцах (жест «один»). Аналогично выполняется показ двух окон (с помощью указательного и среднего пальцев), а затем и их количество на пальцах (жест «два»). Жест «один» (и жест «два» для детей в возрасте двух лет) не изучается на этом занятии, он должен быть предварительно усвоен всеми детьми. Некоторые дети при показе жестами количества «один», «два» могут спонтанно произнести и эти слова, однако специально добиваться этого не надо. В заключение задайте детям вопрос: «Сколько окон в кукольном домике: много или мало?» («Много».) Затем дети также показывают на картинке остальные части кукольного домика: крышу, трубу, лестницу, ступеньку. Когда дети заканчивают рассматривать картинку, слышится стук во входную дверь. Не прерывайте занятие, сделайте вид, что не слышите стук. Вам надо дождаться реакции детей на этот сигнал и пронаблюдать, как они будут действовать, стараясь привлечь ваше внимание к двери, смогут ли попросить словами открыть запертую дверь. (Как правило, дверь не заперта, а только плотно прикрыта, но дети не могут дотянуться до ручки или повернуть ее в нужную сторону.) Хорошо, если кто-то из детей сможет обратиться к вам за помощью, используя слово «открой». Если дети сами не используют это слово, надо подсказать им: «Стучат! Ваня, открой дверь! Не получилось? Позови Свету, пусть Света откроет дверь!» Дверь открывают совместными усилиями при помощи взрослого. В коридоре детей ждет кукла Оля. Все хором здороваются с куклой. Повторяется знакомство куклы с группой, как в игре «У нас гости!», однако на этот раз не рассказывайте, а только помогайте детям провести куклу по помещению. Речевая инструкция: «Ваня, покажи кукле, где мы спим. Оля, скажи кукле, как это называется». («Кровать».) Дети, показав кукле помещение, приглашают ее «к столу», а затем укладывают спать. (Используется набор игрушечной мебели.) Речевая инструкция: «Кукла Оля хочет есть. Мы сядем за большой стол, а куклу посадим за столик. Наш стол большой, а кукольный столик ... (маленький). Наш стул большой, а кукольный стульчик ... (маленький). У нас тарелки большие, а у куклы Оли тарелочка ... (маленькая). У куклы ложечка ... (маленькая), а у нас ложки ... (большие). У куклы ротик ... (маленький). А у меня рот ... (большой). Кукле еды надо мало, а нам ... (много). Я кладу кукле ... (хлеб). Хлеба мало, кусочек всего ... (один). Я кладу хлеб для нас. Хлеба ... (много), у нас на тарелке лежит много кусочков хлеба. Кукла ... (кушает, ням-ням). Кукла говорит нам ... (спасибо)». В конце занятия дети укладывают куклу спать в маленькую кроватку и укачивают ее, поют ей колыбельную песенку. Поощряйте детей к использованию в самостоятельной речи обращений к кукле с помощью глаголов (спать, спи, петь) и облегченных слов (кач-кач, ля-ля-ля, баю-бай). Кукла уснула. («Тс! Тише!») Все тихонько встают и выходят из комнаты, чтобы не разбудить куклу. Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|