Упражнение «Дом и его части»

Возраст: ранний.

Цель: научить детей использовать в различных речевых ситуациях (односложный ответ на вопрос взрослого, завершение фразы, произнесенной взрослым, инициативное высказывание самого ребенка в игре) слова, относящиеся к лексической теме «Дом».

Задачи:
  • активизировать номинативный и глагольный словарь по этой теме и закрепить ранее усвоенные слова из смежной лексической темы («Мебель»);
  • закрепить умения регулировать с помощью слов основные «режимные моменты», связанные с жизнью людей в доме (еда, отдых, приветствие гостей и их прием);
  • закрепить умение различать на картинках наиболее распространенные обиходные действия (спать, кушать);
  • активизировать в речи наречия с противоположным значением: вверх – вниз, много – мало и прилагательных большой – маленький;
  • развивать мелкую моторику;
  • формировать умение показывать на пальцах числа 1, 2 (число 2 – для детей в возрасте двух лет) при наглядном счете;
  • закрепить умение выполнять речевую инструкцию в два действия, связанную с перемещением из одного помещения в другое.

Оборудование: игрушечная мебель (кроватка-качалка, стол, стульчик), кукла, две сюжетные картинки («кукла кушает», «кукла спит») и изображение кукольного дома (крупный рисунок дома с одной дверью, одним окошком на первом этаже, двумя окошками на втором этаже, одной трубой на крыше, лесенкой из двух-трех ступенек к входной двери).

Место проведения: игровая комната.

Ход занятия

Сначала вспомните с детьми занятие «У нас гости!». (Для детей младше 2 лет занятие обязательно предварительно еще раз повторяется.)

Речевая инструкция: «Дети, кто приходил к нам в гости? Мишка или зайка? (Зайка) Зайке показывали, где мы спим? (Да) Ваня, покажи свою кроватку. (Вот) А это чья кроватка, Олина или Светина? (Моя) Мы кормили зайку? (Да)

Зайка мыл лапки перед едой? (Нет) А мы моем наши ручки? (Да) Где мы моем наши ручки? (Сказать словом или показать жестом.) Поднимите ручки вверх! (Вверх!) Покажите мне, какие они у вас чистые! (Чистые!) Опустите ручки вниз! (Вниз!) Спасибо! А сейчас к нам в гости придет новая кукла. Ее зовут Оля. Ваня, покажи мне (на картинке), где кукла Оля спит (на выбор две картинки: Кукла кушает, Кукла спит). Ваня! Что делает кукла? Кукла ... (спит). Ребенок обычно использует облегченное слово типа «бай-бай». «Света, покажи, где кукла кушает. Света! Что делает кукла? Кукла ... (кушает)». Ребенок обычно использует облегченное слово типа «ням-ням». «А вот и кукольный домик. Дети, что это такое? (Дом) Саша, покажи нам, где дверь. Света, покажи мне, сколько окон внизу. А сколько окон наверху?» При показе одного окна ребенок указательным пальцем дотрагивается до его изображения на рисунке, а затем показывает количество на пальцах (жест «один»). Аналогично выполняется показ двух окон (с помощью указательного и среднего пальцев), а затем и их количество на пальцах (жест «два»).

Жест «один» (и жест «два» для детей в возрасте двух лет) не изучается на этом занятии, он должен быть предварительно усвоен всеми детьми. Некоторые дети при показе жестами количества «один», «два» могут спонтанно произнести и эти слова, однако специально добиваться этого не надо. В заключение задайте детям вопрос: «Сколько окон в кукольном домике: много или мало?» («Много».)

Затем дети также показывают на картинке остальные части кукольного домика: крышу, трубу, лестницу, ступеньку. Когда дети заканчивают рассматривать картинку, слышится стук во входную дверь. Не прерывайте занятие, сделайте вид, что не слышите стук. Вам надо дождаться реакции детей на этот сигнал и пронаблюдать, как они будут действовать, стараясь привлечь ваше внимание к двери, смогут ли попросить словами открыть запертую дверь. (Как правило, дверь не заперта, а только плотно прикрыта, но дети не могут дотянуться до ручки или повернуть ее в нужную сторону.) Хорошо, если кто-то из детей сможет обратиться к вам за помощью, используя слово «открой». Если дети сами не используют это слово, надо подсказать им: «Стучат! Ваня, открой дверь! Не получилось? Позови Свету, пусть Света откроет дверь!» Дверь открывают совместными усилиями при помощи взрослого. В коридоре детей ждет кукла Оля. Все хором здороваются с куклой. Повторяется знакомство куклы с группой, как в игре «У нас гости!», однако на этот раз не рассказывайте, а только помогайте детям провести куклу по помещению. Речевая инструкция: «Ваня, покажи кукле, где мы спим. Оля, скажи кукле, как это называется». («Кровать».) Дети, показав кукле помещение, приглашают ее «к столу», а затем укладывают спать. (Используется набор игрушечной мебели.)

Речевая инструкция: «Кукла Оля хочет есть. Мы сядем за большой стол, а куклу посадим за столик. Наш стол большой, а кукольный столик ... (маленький). Наш стул большой, а кукольный стульчик ... (маленький). У нас тарелки большие, а у куклы Оли тарелочка ... (маленькая). У куклы ложечка ... (маленькая), а у нас ложки ... (большие). У куклы ротик ... (маленький). А у меня рот ... (большой). Кукле еды надо мало, а нам ... (много). Я кладу кукле ... (хлеб). Хлеба мало, кусочек всего ... (один). Я кладу хлеб для нас. Хлеба ... (много), у нас на тарелке лежит много кусочков хлеба. Кукла ... (кушает, ням-ням). Кукла говорит нам ... (спасибо)».

В конце занятия дети укладывают куклу спать в маленькую кроватку и укачивают ее, поют ей колыбельную песенку. Поощряйте детей к использованию в самостоятельной речи обращений к кукле с помощью глаголов (спать, спи, петь) и облегченных слов (кач-кач, ля-ля-ля, баю-бай).

Кукла уснула. («Тс! Тише!») Все тихонько встают и выходят из комнаты, чтобы не разбудить куклу.

Просмотров: 3106
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные




Другие новости по теме:

  • Игра «В гости пришла кукла»
  • Игра «Делаем прическу»
  • Игра «Едем в гости» («Поезд»)
  • Игра «Живые куклы»
  • Игра «Кукла заболела»
  • Игра «Кукла Катя»
  • Игра «Кукла на качели»
  • Игра «Поиграем, потанцуем»
  • Игра «Приведи куклу в порядок»
  • Игра «Строим кукле комнату»
  • Игра «Чьи предметы?»
  • Упражнение «Большие и маленькие»
  • Упражнение «Веселая семейка»
  • Упражнение «Где живут животные?»
  • Упражнение «Готовим угощение для птиц и зверей»
  • Упражнение «Делаем кормушку для птиц»
  • Упражнение «Детеныши»
  • Упражнение «Зайка выбирает еду»
  • Упражнение «Зимняя одежда: собираемся на прогулку»
  • Упражнение «Игрушки: мячики и кубики»
  • Упражнение «Как зимовали мышка и мишка?»
  • Упражнение «Куклы рисуют и гуляют»
  • Упражнение «Маленький барабанщик»
  • Упражнение «Насос и надувная кукла»
  • Упражнение «Одежда: одеваем куклу на прогулку»
  • Упражнение «Почта от друзей»
  • Упражнение «Семья»
  • Упражнение «Тряпичная кукла»
  • Упражнение «У нас гости!»
  • Упражнение «Что мы видели зимой?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь