Упражнение «Большие и маленькие»

Возраст: ранний.

Цель: обучить детей практически различать в речи взрослых людей употребление грамматической формы единственного и множественного числа существительных и некоторых часто используемых в речи глаголов.

Задачи:
  • привлечь внимание детей к общим принципам словообразования при назывании детенышей птиц и животных в единственном и множественном числе (корова – теленок – телята, лошадь – жеребенок – жеребята);
  • учить различать уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных при назывании отдельных предметов (например, мисок для корма, для воды) и их соотнесении с габаритными размерами взрослых животных (птиц) и их детенышей;
  • закрепить названия некоторых детенышей животных (в ед. и мн. ч.) в пассивном словаре детей;
  • тренировать умение различать на слух окончания единственного и множественного числа в словах, используемых для называния животных и птиц;
  • соотносить по смыслу употребление различных окончаний глаголов для обозначения действий, выполняемых одним или несколькими субъектами (птицы, животные);
  • учить детей при ответе показывать на картинке и называть облегченными словами изображения птиц и животных, соотнося их со словами «большой – маленький», «один – много», «один – два» (для детей старше двух лет);
  • активизировать глагольный словарь, стимулируя у детей употребление в речи некоторых устойчивых сочетаний слов (например, курочка клюет, уточка плывет).

Оборудование: отдельные картинки с крупными изображениями птиц и животных, а также их детенышей (корова – теленок – телята (2), лошадь – жеребенок – жеребята (2), свинья – поросенок – поросята (много), курица – цыпленок – цыплята (много), утка – утенок – утята (много), гусь – гусенок – гусята (2), сюжетная картинка с изображением курочки и цыплят, клюющих корм, и уточки и утят, плавающих в пруду, набор дидактического материала для сюжетной игры (например, «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»), стол, стульчики.

Место проведения: игровая комната.

Ход занятия

Картинки, используемые на занятии, подбираются с учетом индивидуального лексического запаса каждого ребенка. Однако на занятии должно быть показано не менее трех изображений разных птиц и животных и их детенышей в произвольном сочетании (например, курица с цыплятами, корова с телятами, свинья с поросятами).

В начале занятия логопед по очереди дает каждому ребенку индивидуальное задание (по картинкам).

Речевая инструкция: «Вова, кто это?» (Одновременно показываете на картинке «маму», обводя ее изображение по внешнему контуру, чтобы еще раз подчеркнуть размер взрослого животного.) («Курица».) Если ребенок называет изображенную птицу не облегченным словом, а использует звукоподражание, надо еще раз вместе с ребенком повторить: «Правильно, ко-ко! Курица говорит ко-ко! Ко-ко! – говорит ... (курица – это слово должно быть произнесено ребенком самостоятельно или вместе с взрослым в любой доступной для детского произношения форме)». Вы продолжаете: «А где цыпленок? Покажи мне одного цыпленка. А теперь еще раз покажи, пожалуйста, курицу. Молодец! Покажи мне одного цыпленка. И еще одного цыпленка. А это кто? Тоже цыпленок? У мамы курочки один цыпленок или много цыплят?»

Затем, если ребенок уже ответил правильно, можно повторить вопрос, переформулировав его в форме: «Ты сказал правильно! Повтори еще раз громче, сколько цыплят у мамы-курицы?» («Много») «Покажи мне, пожалуйста, всех цыплят! А теперь покажи мне, пожалуйста, только одного цыпленка. Где цыплята? Покажи их на картинке!» (Ребенок может показать всех цыплят по очереди, используя указательный жест, или сразу всех цыплят, положив ладонь сверху на изображение.)

Другим детям показываются следующие картинки, но речевые инструкции формулируются по этому образцу. Когда все дети выполнят свое индивидуальное задание, можно переходить к использованию в речевой инструкции слов «большой – маленький». Попросите одного ребенка помочь вам показать всех «больших» на разложенных перед детьми на столе картинках.

Речевая инструкция: «Света, посмотри, курица большая или маленькая? (Большая) А на этой картинке, кто самый большой: теленок или корова? (Корова)» Следующего ребенка просят показать всех «маленьких» сначала на одной картинке, а затем и на других.

Речевая инструкция: «Ваня, посмотри, этот цыпленок большой или маленький? (Маленький) А другой цыпленок большой или маленький? (Маленький) Покажи мне на этой картинке всех маленьких! (Вот! И вот!) А на этой картинке, кто маленький? А еще кто? А этот поросенок тоже маленький?»

Для активизации речи ребенка можно варьировать речевую инструкцию и просить его не только показать, но и назвать «большого» (или «маленького») на картинке. Затем можно переходить к разбору сюжетной картинки, на которой показано, как кушает «большой» и «маленький» или кушают «большие» и «маленькие»: у «большого» – миска, а у «маленького» – мисочка.

В заключение с детьми можно провести дидактическую игру со счетным материалом по содержанию известной детям сказки, например «Волк и семеро козлят».

В зависимости от возраста детей и их речевой активности в инструкциях задания варьируются: показать или назвать сколько козлят:

  • было у мамы-козы («много»),
  • осталось у мамы-козы («один»),
  • стоит на столе («один», «два», «много»).

После занятия индивидуально с каждым ребенком надо отработать понимание и различение выражений, содержащих в окончании глагола указание на количество субъектов действия.

Речевая инструкция: «Курица клюет хлеб, и цыплята клюют хлеб. Хлеб клюет курица, и клюют ... (цыплята)». «Утка плывет, и утята плывут. В реке плывет утка и плывут ... (утята)».

Ребенок произносит малоразборчивое облегченное слово, но дополнительно должен показать цыплят и утят на рисунке. Употребление им в конце фразы нужного по грамматическому смыслу слова в данном случае подсказано с помощью демонстрируемой картинки, на которой действуют всего две группы: курица и цыплята или утка и утята. Однако такие упражнения служат хорошей подготовкой для формирования у детей в дальнейшем навыков устойчивого соотнесения окончаний глагола с количеством согласованных с ним существительных.

Просмотров: 3111
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные




Другие новости по теме:

  • Игра «Едем в гости» («Поезд»)
  • Игра «Играем в мяч»
  • Игра «Кого мы видели?»
  • Игра «Коршун»
  • Игра «Птицы прилетели»
  • Игра «Тетка-наседка»
  • Игра «Чей это голос?»
  • Упражнение «Веселая семейка»
  • Упражнение «Весенний лес: трава, деревья»
  • Упражнение «Где живут животные?»
  • Упражнение «Готовим угощение для птиц и зверей»
  • Упражнение «Делаем кормушку для птиц»
  • Упражнение «Детеныши»
  • Упражнение «Дом и его части»
  • Упражнение «Домашняя птица: курочка»
  • Упражнение «Звенят ручьи»
  • Упражнение «Игрушки: мячики и кубики»
  • Упражнение «Инструменты: молоток»
  • Упражнение «Как говорят инструменты: ножницы»
  • Упражнение «Как зимовали мышка и мишка?»
  • Упражнение «Картинки»
  • Упражнение «Кто у кого»
  • Упражнение «Одежда: одеваем куклу на прогулку»
  • Упражнение «Помогаем маме: чьи это вещи?»
  • Упражнение «Прогулка в парке»
  • Упражнение «Путешествие в страну приключений»
  • Упражнение «Семья»
  • Упражнение «Соберемся под елочкой»
  • Упражнение «Чего не стало?»
  • Упражнение «Что мы видели зимой?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь