Упражнение «Весенний лес: трава, деревья»

Возраст: ранний.

Цель: закрепить умение использовать при сравнении предметов грамматические формы единственного и множественного числа существительных, а также слова-определения.

Задачи:
  • тренировать правильное употребление слов-определений (качественных прилагательных) при составлении коротких фраз: согласование в числе и падеже с существительными;
  • учить детей проговаривать окончания в словах-определениях и словах-действиях (прилагательных и глаголах) при сравнении двух предметов;
  • учить различать смысловое значение близких по фонологическому составу слов («больше» – «большой»).

Оборудование: картонные трафареты – контуры деревьев (елка, осина) или пластмассовые муляжи этих деревьев небольшого размера, предметные картинки с изображением листиков (дубовый, кленовый, осиновый), ветки елки и любого другого дерева с набухшими почками, травинки или их муляжи (из бумаги и картона), стол, стульчики.

Место проведения: игровая комната (предварительно на прогулке вместе с детьми срывается веточка с любого дерева и относится в тепло).

Ход занятия

Родителям детей дается задание насобирать травинки в местах, где в городе проходят теплотрассы.

Покажите детям веточку елки и спросите, кто из них помнит, как называется это дерево. («Это елка»)

После этого задайте детям следующие вопросы:

  1. «Где растет елка?»
  2. «Когда елка из леса приходит к нам в гости?»
  3. «Какого цвета иголки у елки?»
  4. «А какого цвета листья у других деревьев?» (Показ предметных картинок с листьями клена, дуба, осины.)
  5. «Зимой листья у деревьев зеленые?»
  6. «Снег белый, а елочные иголки ... . Какого цвета елочные иголки?»

Затем, показывая детям веточку с набухшими почками, скажите им: «Посмотрите, веточка постояла в тепле, и на ней появились почки. Потрогайте их руками. Давайте посмотрим, что внутри почки». Осторожно, чтобы не повредить веточку, разворачиваете почку: внутри маленький листочек. Или дети сами его узнают и называют, или вы им помогаете. («Это маленький зеленый листик».)

Для закрепления норм словоупотребления понятий «дерево – деревья», «лист – листики», «иголочка – иголки» проводится игра «Закончи мое слово».

Начинаете произносить фразу, выделяя голосом окончания существительных и глаголов, а ребенок, которого вы коснетесь веточкой с почками, должен ее закончить (договорить окончание в последнем слове).

Речевая инструкция: «Сейчас я узнаю, кто самый внимательный. Слушайте, о чем я говорю, и помогайте мне произносить конец последнего слова. Помогать мне будет тот, кого я коснусь этой веточкой. Если он скажет неправильно, ошибется, то веточка елочки легонько уколет его по руке, а я дам это же задание другому ребенку».

  1. У елки иголочки зеленые, и у дуба листики зеле... (зеленые).
  2. У липы лист зеленый, и у дуба лист зеле... (зеленый).
  3. У ежика иголки колючие, и у елочки иголки колю... (колючие).
  4. Вот иголка острая, и эта иголка тоже ос... (острая).
  5. Вот листик дубовый, а это листик клено... (кленовый).
  6. Вот листик кленовый, а это листик осино... (осиновый).
  7. В лесу елочки растут, а в городе осины раст... (растут).
  8. Под елочкой один ежик сидит, а под осиной два ежика си... (сидят).
  9. Осина под окном растет, а елочки в лесу рас... (растут). И т.д.

Ваши слова должны сопровождаться показом реальных предметов или их изображений. Задания даются в достаточно быстром темпе, для этого вы касаетесь ребенка веточкой с почками. Малыш сразу начинает говорить свою фразу. Наказание (укол) за ошибки проводится в игровой форме, чтобы ребенку не было обидно.

Затем покажите детям травинки, дайте их потрогать руками и продолжите игру «Закончи мое слово».

  1. Елочные иголки колючие, а травинки мяг... (мягкие).
  2. Елочные иголки зеленые, и травинки – зеле... (зеленые).
  3. Вот одна иголка, она зеленая, а вот одна травинка, она тоже зеле... (зеленая).
  4. Вот эта иголка длинная, а эта корот... (короткая).
  5. Этот листик большой, а этот листик малень... (маленький). (В качестве маленького листика можно показать развернутую почку.)

В заключение занятия проводится математическая игра «Где больше? Что больше?». Цель этой игры состоит в обучении детей практическому навыку различения небольшого количества предметов, контрастных по величине. Как правило, маленькие дети хорошо ориентируются в сравнении предметов по величине. Однако значительную трудность для них представляет сравнение между собой двух групп предметов, например необходимость определить, где больше яблок, если в одной руке лежат три маленьких яблока, а в другой – одно большое. Дети путают фонологически близкие слова «большой» и «больше» и автоматически переносят значение «больше» на группу, в которой находятся предметы большого размера, даже если их меньше по количеству.

Эту игру можно организовать с использованием травинок. Сначала вместе с детьми рассмотрите две группы одинаковых по размеру травинок (одна травинка и три травинки) и попросите их показать, где травинок больше. Задание предлагается индивидуально каждому ребенку: несколько раз на глазах у детей перекладываете травинки из одной руки в другую и задаете свой вопрос: «Где больше травинок?» Затем три травинки разрываются пополам так, чтобы осталось шесть одинаковых маленьких травинок. Каждому ребенку опять дается индивидуальное задание, а потом задается вопрос:

  1. покажи, где большая травинка, а где маленькие травинки;
  2. скажи, в какой руке травинок больше.

В случае если ребенок ошибся, несколько раз показываете и проговариваете за него правильный ответ, а потом повторяете задание.

Просмотров: 1356
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные




Другие новости по теме:

  • Еловая викторина
  • Игра «Где самый большой мяч?»
  • Игра «Едем в гости» («Поезд»)
  • Игра «Играем в мяч»
  • Игра «Поиграем с предметами»
  • Игра «Птицы прилетели»
  • Упражнение «Большие и маленькие»
  • Упражнение «Веселая семейка»
  • Упражнение «Весенние песни»
  • Упражнение «Волшебное дерево: загадай желание»
  • Упражнение «Где живут животные?»
  • Упражнение «Делаем кормушку для птиц»
  • Упражнение «Детеныши»
  • Упражнение «Зимняя дорога»
  • Упражнение «Игрушки: мячики и кубики»
  • Упражнение «Инструменты: молоток»
  • Упражнение «Ищем подснежники в лесу»
  • Упражнение «Как зимовали мышка и мишка?»
  • Упражнение «Какие бывают иголки»
  • Упражнение «На улице весной»
  • Упражнение «Огонь: погаси свечку»
  • Упражнение «Помогаем маме: чьи это вещи?»
  • Упражнение «Почта от друзей»
  • Упражнение «Прогулка в парке»
  • Упражнение «Сделай елочку»
  • Упражнение «Снег и вода. Откуда берутся сосульки?»
  • Упражнение «Соберемся под елочкой»
  • Упражнение «Собираем букет для мамы»
  • Упражнение «Фрукты: яблоко и апельсин»
  • Упражнение «Что мы видели зимой?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь