Упражнение «Снег и вода. Откуда берутся сосульки?»

Возраст: ранний.

Цель: научить детей употреблять качественные прилагательные («холодный», «горячий», «белый») в сочетании с существительными, называющими предметы и явления окружающего мира (вода, огонь, снег, лед, сосулька).

Задачи:
  • закрепить первичные (бытовые) представления детей о качественных характеристиках огня, снега, воды;
  • научить понимать слова-определения, связанные с качественными различиями между предметами (холодный – горячий, грязный – чистый, мокрый – сухой);
  • активизировать в их лексическом запасе слова по темам: «Вода», «Огонь», «Зима»;
  • учить детей отвечать на альтернативный вопрос и использовать отрицательные слова и жесты в ситуации общения;
  • учить заканчивать фразу взрослого нужным по смыслу словом (или повторять важное слово, уже названное взрослым).

Оборудование: свечка, чашка, блюдце, чайная ложка, снег с улицы, совок, ведерко, стол, стульчики.

Место проведения: игровая комната или на прогулке.

Ход занятия

Попросите детей на прогулке наполнить ведерко снегом. После прогулки это ведерко (если занятие проводится не сразу после прогулки, то в ведерке может быть уже другой снег, важно просто привлечь внимание детей к тому, что с улицы в помещение был принесен снег) ставится на стол. Дети приглашаются к столу.

Речевые инструкции: «Вот снег. Мы принесли его с улицы. На улице холодно. И снег тоже холодный. Я трогаю снег: пальцам холодно. Пальчики замерзли». (Сделайте жест «растирание обеих рук», показывая, как вам холодно.) «Я дую на руки (жест грею руки). Ваня, подуй также на свои руки. А теперь Света подует. Я дую на свои руки. Хорошо! Теперь Ваня дует на свои руки. Ваня, ручкам холодно или нет? Теперь Света дует на свои руки. Света, ручкам холодно или нет?» «А теперь Ваня потрогает снег в ведерке. Ваня, а теперь ручкам холодно или нет?» (Это очень сложный вопрос для ребенка. Если малыш вас не понимает и дает ответ «нет», как и на предыдущий вопрос, то надо привлечь его внимание к тому, как мерзнут руки, если трогаешь снег. Несколько раз потрогайте снег в ведерке на глазах у ребенка и эмоционально произнесите: «Ой! Холодно! Как холодно! Моим ручкам холодно!» Ребенок скорее поймет эмоционально окрашенную речь в этой ситуации и сможет адекватно прореагировать на повторно заданный ему после касания снега рукой вопрос: «Ваня, ручкам холодно или нет?»)

Далее зачерпните совком немного снега из ведерка в блюдце. Это действие может начать выполнять взрослый, а потом он передаст совок ребенку. Когда снег лежит в блюдце, оно ставится на черный (темный) лист бумаги. Детям задается вопрос: «Снег белый или нет?» Можно помочь им и ответить на этот вопрос вместе, хором.

Сочетание «белый снег» очень часто у маленьких детей выступает в своего рода цельной номинации явления, тем более что семантика цветовых прилагательных в возрасте до двух лет ребенку еще не может быть доступна (С.Н. Цейтлин).

После этого зажгите свечку и повторяйте вместе с детьми слово «Горячо!». Затем к огню подносится на чайной ложке немного снега. Снег тает на глазах у детей и превращается в воду. Вода с ложки переливается в чашку. Чайная ложка со снегом подносится к огню несколько раз, и постепенно в чашке скапливается немного воды. Помешивайте воду в чашке, переливайте ее со словами: «Вода: буль-буль», стимулируя детей к совместному повторению этих слов.

В заключение каждого ребенка попросите самостоятельно показать, где снег (в ведерке), где вода (в чашке). Затем вместе со взрослым ребенок повторяет: «В ведерке – снег. В чашке – вода». А потом заканчивает эту же фразу за взрослым: «(В ведерке)... снег».

Аналогично отрабатываются фразы: «Снег холодный. А вода нет».

В зависимости от индивидуального речевого развития ребенка на занятии с ним можно также использовать слова «мокрый – сухой» (например, можно поговорить о платке, на который попал снег), «чистый – грязный» (о воде из-под крана или образовавшейся из растаявшего снега).

В конце занятия чашка с водой убирается в холодильник. Когда вода замерзнет, образуется лед. Можно будет чашку со льдом вынести на следующую прогулку и сравнить замерзшую в холодильнике воду с сосульками на улице.

После занятия все дети идут в ванную комнату мыть руки: во время этого действия активно используются слова «горячая» и «холодная» (о воде). «Сейчас руки моет Ваня. Ваня, вода горячая или холодная? А теперь какая вода? Вода горячая?» Если ребенок затрудняется с ответом, сами попробуйте воду руками и эмоционально отреагируйте: «Ой! Как горячо! Вода горячая!» – или, наоборот: «Ой! Как холодно! Вода холодная!» Как правило, ребенок принимает такую подсказку и отвечает на повторно заданный вопрос.

Просмотров: 2506
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные




Другие новости по теме:

  • Занятие «Мыльные перчатки»
  • Игра «Березки»
  • Игра «Ласковый ребенок»
  • Игра «Снежки»
  • Игра «Холодно – Горячо; Право – Лево»
  • Игра «Я – Ты»
  • Пантомима «Времена года»
  • Пантомима «Зайка – трусишка»
  • Упражнение «Вода: буль-буль»
  • Упражнение «Встречаем теплое солнышко»
  • Упражнение «Говори наоборот»
  • Упражнение «Горячо – холодно»
  • Упражнение «Готовим угощение для птиц и зверей»
  • Упражнение «Дождь в городе»
  • Упражнение «Звенят ручьи»
  • Упражнение «Зимняя дорога»
  • Упражнение «Зимняя одежда: собираемся на прогулку»
  • Упражнение «Игрушки: мячики и кубики»
  • Упражнение «Инструменты: молоток»
  • Упражнение «Ищем подснежники в лесу»
  • Упражнение «Как зимовали мышка и мишка?»
  • Упражнение «Купаем зайку»
  • Упражнение «На улице весной»
  • Упражнение «Повтори-ка»
  • Упражнение «Помогаем маме: чьи это вещи?»
  • Упражнение «Праздник Прощание с зимой. Масленица»
  • Упражнение «Путешествие в страну приключений»
  • Упражнение «Снеговик»
  • Упражнение «Фрукты: яблоко и апельсин»
  • Упражнение «Что мы видели зимой?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь