|
psyoffice.ru » ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные
Упражнение «Где живут животные?»Возраст: ранний. Цель: научить детей использовать в различных речевых ситуациях (односложный ответ на вопрос взрослого, завершение фразы, произнесенной взрослым, инициативное высказывание самого ребенка в игре) слова, относящиеся к лексической теме «Животные». Задачи:
Оборудование: игрушки (мишка, зайка, кошка, собака), картинки с изображением медведя в берлоге, зайчика в норке, кошки на кровати, собаки под кроватью, стол, стульчики. Место проведения: игровая комната. Ход занятияПредложите детям угадать, кто спрятался (в «волшебном мешочке», за ширмой или за закрытой дверью, внимательно послушав голоса наших гостей). Речевая инструкция: «Сегодня к нам пришли гости. Сейчас они ждут за дверью. Давайте пригласим их войти. Но я не знаю, как их зовут. Давайте попробуем угадать вместе! Внимательно слушаем ушками, кто это? – Мяу-мяу. Кто так мяукает?» («Кошка».) Если дети просто мяукают, произнесите слово «кошка» и попросите детей повторить его всем вместе громко, чтобы кошечка услышала, что ее зовут. Аналогично вызываются другие животные (собака, мишка). Гости рассаживаются на руках у детей за столом, одну игрушку берете в свои руки (зайку). Покажите детям, как говорит этот гость: зайка верещит (издаете щелкающий звук при помощи кончика языка): «Тц-тц-тц». Потом попросите каждого ребенка продемонстрировать голос своей игрушки. Речевая инструкция: «Ваня, покажи, как собачка лает (кошечка мяукает, мишка урчит)». Покажите детям, где у зайки голова, туловище, хвост, лапы, а затем в произвольном порядке обратитесь к детям с просьбой показать хвост у кошки, туловище у медведя, лапы у собаки. Речевая инструкция: «Ваня, покажи мне, где у медведя ... хвост (лапы, туловище, голова)». Взрослому можно использовать в речевой инструкции словосочетания типа «заячий хвост», но обязательно употреблять их одновременно с более привычными для детей сочетаниями двух существительных (хвост у зайца), чтобы маленьким детям было легче соотнести эти два выражения между собой. Сейчас, когда большинство детей чаще всего окружено игрушками, а не настоящими животными, при раннем обучении и развитии надо обязательно специально разграничивать два понятия: игрушка и настоящее животное. Для самых маленьких детей эта разница объясняется таким способом: игрушки говорят и двигаются с помощью детей, а настоящие звери сами умеют рычать, мяукать, лаять, бегать. Термины «домашние» и «дикие» животные употребляются взрослым в рассказе: «Кошка живет в доме. И собака живет в доме. Кошка и собака – домашние животные. А мишка в доме не живет, он живет в лесу. И зайка живет в лесу. Мишка и зайка живут в лесу – это дикие животные». Однако эти понятия усваиваются детьми пассивно, и вопросы к этим словам на занятии не задаются. Затем можно спросить, у кого из детей дома (или вообще в их жилом доме у других людей) живет собачка, кошечка. («В твоем доме живет кошечка?») Потом, не меняя интонации, таким же ровным голосом задается и следующий вопрос: «В твоем доме живет медведь?» Надо обязательно подождать, чтобы дети на своем языке, доступными им речевыми и жестовыми средствами объяснили, что медведь в доме не живет. Тогда можно по очереди показать детям картинки и попросить их помочь рассмотреть, кто там нарисован: «Я вижу кровать, но не вижу, кто лежит под кроватью! Ваня, помоги мне! Под кроватью лежит ... (собачка). Я вижу дверь, но не вижу, кто сидит у двери! Света, помоги мне! У двери сидит ... (кошка). Это нора, но я не вижу, кто живет в берлоге. Ваня, помоги мне, в берлоге живет ... (мишка)». Если дети при завершении фразы взрослого используют звукоподражания, то надо еще раз повторить название животного и попросить ребенка произнести его вместе с вами. В трудной ситуации, когда ребенок не хочет повторять за вами, можно использовать прием альтернативного вопроса: «Мяу-мяу? Кто мяукает: собака или кошка?» В любом случае надо приложить все усилия, чтобы ребенок употребил не только звукоподражание, но и само слово в доступной для его произношения форме. Для преодоления речевого негативизма прямые вопросы, обращенные к детям, лучше формулировать в альтернативной форме («Кто живет в берлоге: собачка или мишка?») или в виде вопроса без вопросительного слова («В берлоге живет медведь?»). Закрепление материала происходит в форме игры «Закончи фразу»: начинайте говорить, а ребенок, до которого вы дотронетесь рукой, произносит последнее слово. Например, вы произносите: «Зайка верещит вот так: ... . Мишка урчит вот так: ... . А кто так мяукает: мяу-мяу? ... (Кошка) А кто так лает: ав-ав? ... (Собака) и т.д.». Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|