Упражнение «Веселая семейка»

Возраст: ранний.

Цель: закрепить в речи детей слова, обозначающие людей по их роли в семье (мама, папа, ребенок, дети).

Задачи:
  • научить использовать в различных речевых ситуациях (односложный ответ на вопрос взрослого, завершение фразы, произнесенной взрослым, инициативное высказывание самого ребенка в игре) слова, относящиеся к лексической теме «Семья»;
  • активизировать номинативный словарь как по этой теме, так и из смежных лексических тем («Дом», «Мебель», «Одежда», «Предметы быта»), а также глагольный словарь, описывающий часто повторяющиеся действия людей в доме;
  • научить употреблять в диалогической речи прилагательные с противоположным значением «большой – маленький», качественное прилагательное «хороший», притяжательные прилагательные типа «мамина», «папина» и местоимение «мой»;
  • научить умению соотносить слова, характеризующие ролевые отношения людей в семье («мать – дитя»), со словами, характеризующими отношения между животными в аналогичной диаде («мать – детеныш»).

Оборудование: семейные фотографии (индивидуально для каждого ребенка), большой лист ватмана с нарисованным на нем домом (окошки по размерам соответствуют типичному размеру фотографий 10x15 см), картинки с изображениями членов одной семьи, занятых домашними делами, отдельные картинки с крупными изображениями птиц и животных, а также их детенышей из занятия по теме «Большие и маленькие», стол, стулья.

Место проведения: игровая комната (закрепление материала проводится на прогулке).

Ход занятия

В начале занятия проведите с детьми игру: «Найди свою маму» (по фотографиям). Поочередно покажите всем детям фотографии их мам и попросите найти свою маму (фотографии ранее уже показывались детям на занятии по теме «Семья»).

Речевая инструкция: «Посмотрите! Это мама! Я не знаю, чья она. Чья это мама? У кого такая мама? Кто скажет: это моя мама?» (Курсивом отмечены слова, которые должны произноситься с выражением.) («Моя». «Мама!») Фотографии всех мам размещаются в окошках домика, нарисованного на листе ватмана.

Затем детям предъявляются картинки, на которых изображены действия людей. Обязательно используются все сюжетные картинки из занятия по теме «Семья» (спать на кровати, кушать за столом, одеваться на прогулку, мыть чашки, смотреть телевизор). Также на итоговом занятии можно использовать и новые картинки. Действия, изображенные на новых картинках, должны быть обязательно отмечены родителями в опроснике, как уже имеющиеся в словаре детей. На занятии можно спросить каждого ребенка о том, кто выполняет дома определенную работу, например: «Кто моет чашки: мама или папа?» Надо обязательно задавать вопросы обо всех членах семьи ребенка, ориентируясь на состав его семьи (например, мама, папа, бабушка, дедушка), так, чтобы малыш мог использовать эти слова в своих ответах. Слова «брат» и «сестра» употребляются в обращенной к ребенку словесной инструкции обязательно в сочетании с личными именами («брат Вова», «сестра Лена»), так как дети усваивают абстрактные понятия «брат» и «сестра» значительно позже, чем личные имена этих детей. Глагольная лексика отрабатывается в следующем вопросе по картинкам: «Мама чашки моет или ставит на стол?» Некоторым детям можно предложить закончить фразу, используя нужный глагол (или повторить его вместе с взрослым): «Мама чашки ...(моет)».

Прилагательные (мамин, папин, хороший) закрепляются в вопросах типа «Вова – хороший мальчик? Какой Вова мальчик? Чей Вова мальчик?» и т.п. и при совместном произнесении фраз типа «Вова – мамин! (показываете на фотографию мамы ребенка в окошке) Вова – хороший!».

В продолжение темы «Чей мальчик?» проводится игра «Чей детеныш?». Каждому ребенку на выбор предложите две картинки с изображениями животных или птиц («мам») и одного детеныша.

Речевая инструкция: «Это цыпленок? Цыпленок чей? Кто мама у цыпленка?» Если ребенок только показывает нужную картинку, но не называет ее, надо обязательно похвалить его и поощрить к совместному проговариванию: «Молодец! Это мама у цыпленка. Это курица! Скажи громче: курица!» Ребенок должен ответить любым облегченным словом, отдаленно напоминающим образец ( «куитя», «итя»). Затем другому ребенку предлагается то же самое задание в инвертированном виде (одна «мама» и два детеныша): «Это курица? Чья она мама?» В речевой инструкции первые вопросы «Это курица?» и «Это цыпленок?» задаются не для того, чтобы подсказать ребенку ответ (малыш и так знает, что на картинке изображена курица), а для того, чтобы побудить его к высказыванию по картинкам.

После занятия на прогулке детей спрашивают: «Чья мама пришла? За кем мама пришла?» – и многократно повторяют правильный ответ вместе с взрослым. Аналогично проводятся наблюдения за животными и птицами, если они встречаются на прогулке: «Это щеночек? Где его мама? Как ее зовут?» или «Это собака? Чья она мама?». В дальнейшем (весной) во время прогулки также закрепляются понятия «большие и маленькие» по отношению к животным (птицам) и их детенышам.

Просмотров: 2266
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные




Другие новости по теме:

  • Байка «Не надо врать»
  • Байка «Ребенок и телевизор»
  • Байка «Сколько времени смотреть телевизор?»
  • Игра «Дочки-матери наоборот»
  • Игра «Дружная семейка»
  • Игра «Мама и детеныш»
  • Игра «Птицы прилетели»
  • Игра «Утка с утятами»
  • Приемы, помогающие запоминанию
  • Сказка «Про Чашку-маму и Чашку-дочку»
  • Укладывание спать
  • Упражнение «Бабочки»
  • Упражнение «Большие и маленькие»
  • Упражнение «Где живут животные?»
  • Упражнение «Готовим угощение для птиц и зверей»
  • Упражнение «Делаем кормушку для птиц»
  • Упражнение «Детеныши»
  • Упражнение «Дом и его части»
  • Упражнение «Знаете ли вы друг друга?»
  • Упражнение «Инструменты: молоток»
  • Упражнение «Картинки»
  • Упражнение «Найди свою маму»
  • Упражнение «Помогаем маме: чьи это вещи?»
  • Упражнение «Прогулка в парке»
  • Упражнение «Разложи картинки»
  • Упражнение «Семья»
  • Упражнение «Снег и вода. Откуда берутся сосульки?»
  • Упражнение «Соберемся под елочкой»
  • Упражнение «Собираем букет для мамы»
  • Упражнение «Что мы видели зимой?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь