|
psyoffice.ru » ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные
Упражнение «Веселая семейка»Возраст: ранний. Цель: закрепить в речи детей слова, обозначающие людей по их роли в семье (мама, папа, ребенок, дети). Задачи:
Оборудование: семейные фотографии (индивидуально для каждого ребенка), большой лист ватмана с нарисованным на нем домом (окошки по размерам соответствуют типичному размеру фотографий 10x15 см), картинки с изображениями членов одной семьи, занятых домашними делами, отдельные картинки с крупными изображениями птиц и животных, а также их детенышей из занятия по теме «Большие и маленькие», стол, стулья. Место проведения: игровая комната (закрепление материала проводится на прогулке). Ход занятияВ начале занятия проведите с детьми игру: «Найди свою маму» (по фотографиям). Поочередно покажите всем детям фотографии их мам и попросите найти свою маму (фотографии ранее уже показывались детям на занятии по теме «Семья»). Речевая инструкция: «Посмотрите! Это мама! Я не знаю, чья она. Чья это мама? У кого такая мама? Кто скажет: это моя мама?» (Курсивом отмечены слова, которые должны произноситься с выражением.) («Моя». «Мама!») Фотографии всех мам размещаются в окошках домика, нарисованного на листе ватмана. Затем детям предъявляются картинки, на которых изображены действия людей. Обязательно используются все сюжетные картинки из занятия по теме «Семья» (спать на кровати, кушать за столом, одеваться на прогулку, мыть чашки, смотреть телевизор). Также на итоговом занятии можно использовать и новые картинки. Действия, изображенные на новых картинках, должны быть обязательно отмечены родителями в опроснике, как уже имеющиеся в словаре детей. На занятии можно спросить каждого ребенка о том, кто выполняет дома определенную работу, например: «Кто моет чашки: мама или папа?» Надо обязательно задавать вопросы обо всех членах семьи ребенка, ориентируясь на состав его семьи (например, мама, папа, бабушка, дедушка), так, чтобы малыш мог использовать эти слова в своих ответах. Слова «брат» и «сестра» употребляются в обращенной к ребенку словесной инструкции обязательно в сочетании с личными именами («брат Вова», «сестра Лена»), так как дети усваивают абстрактные понятия «брат» и «сестра» значительно позже, чем личные имена этих детей. Глагольная лексика отрабатывается в следующем вопросе по картинкам: «Мама чашки моет или ставит на стол?» Некоторым детям можно предложить закончить фразу, используя нужный глагол (или повторить его вместе с взрослым): «Мама чашки ...(моет)». Прилагательные (мамин, папин, хороший) закрепляются в вопросах типа «Вова – хороший мальчик? Какой Вова мальчик? Чей Вова мальчик?» и т.п. и при совместном произнесении фраз типа «Вова – мамин! (показываете на фотографию мамы ребенка в окошке) Вова – хороший!». В продолжение темы «Чей мальчик?» проводится игра «Чей детеныш?». Каждому ребенку на выбор предложите две картинки с изображениями животных или птиц («мам») и одного детеныша. Речевая инструкция: «Это цыпленок? Цыпленок чей? Кто мама у цыпленка?» Если ребенок только показывает нужную картинку, но не называет ее, надо обязательно похвалить его и поощрить к совместному проговариванию: «Молодец! Это мама у цыпленка. Это курица! Скажи громче: курица!» Ребенок должен ответить любым облегченным словом, отдаленно напоминающим образец ( «куитя», «итя»). Затем другому ребенку предлагается то же самое задание в инвертированном виде (одна «мама» и два детеныша): «Это курица? Чья она мама?» В речевой инструкции первые вопросы «Это курица?» и «Это цыпленок?» задаются не для того, чтобы подсказать ребенку ответ (малыш и так знает, что на картинке изображена курица), а для того, чтобы побудить его к высказыванию по картинкам. После занятия на прогулке детей спрашивают: «Чья мама пришла? За кем мама пришла?» – и многократно повторяют правильный ответ вместе с взрослым. Аналогично проводятся наблюдения за животными и птицами, если они встречаются на прогулке: «Это щеночек? Где его мама? Как ее зовут?» или «Это собака? Чья она мама?». В дальнейшем (весной) во время прогулки также закрепляются понятия «большие и маленькие» по отношению к животным (птицам) и их детенышам. Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|