Муха Наталья Андреевна. «Сторителлинг, или необычные истории в обычном»

«Сторителлинг, или необычные истории в обычном»

Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат нас, педагогов, совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми. Одна из основных задач педагога – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развития личности дошкольника. Принципиально важно, чтобы педагогическая технология определяла позицию ребенка по отношению к взрослому: «Мы вместе!».

Мой практический опыт работы с детьми с ОВЗ показывает, что связная речь детей дошкольного возраста недостаточно сформирована. Рассказы детей даже на близкую им тему (о маме, о детских забавах, о признаках наступающей весны и т.п.) нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Предложения в основном простые, неполные. Отсутствие или слабость логичной связи дети компенсируют навязчивым повторением одних и тех же слов или использованием в начале предложений союза «и». Проблема развития правильной речевой деятельности детей с ОВЗ остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день. Как показывает моя практика развитие именно связной речи, вызывает у детей особую сложность. Ведь не секрет, что для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ, должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексты и т.д. Что при наличии у них тяжелых речевых диагнозов на начальном этапе невозможно. Я давно использую в своей работе для развития речи приемы мнемотехники, это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. Особенно эффективны мнемотаблицы при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений.

 

Я работаю в логопедической группе, в которой 12 воспитанников. Детям нашей группы нравится деятельность, в которой они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать свое мнение. Значительная часть детей любознательны, им интересно получать новые знания, слушать разнообразные произведения. Наблюдая за игрой дошкольников, я выяснила, что вплоть до школы кубики остаются самой интересной игрушкой для детей. Это натолкнуло меня на мысль о возможности использования кубиков в коррекционной работе, в совместной и самостоятельной деятельности. Совсем недавно я обратила своё внимание на такую технологию, как «сторителлинг». «Сторителлинг» — это интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста. Он заинтересовал меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения связной речи, воображения, коммуникативных качеств детей. «Сторителлинг» – это искусство увлекательного рассказа. Свою работу в этом направлении я начала с изучения литературы и изготовления кубиков, но в отличии от оригинальных, я решила свои сделать в соответствии с нашими лексическими темами. 12 кубиков, 72 картинки погружают нас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала им сложно было придумать развитие событий, хотя была опора на кубики, я упрощала задачу, т. к. не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности, поэтому мы начали с составления историй по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий — воспитатель, и т. д. Таким образом, я могу направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Чем больше мы знакомились с этой технологией, тем больше она нас захватывала. Дети довольно быстро учатся. Уже после нескольких игр они могли составлять небольшие истории, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Чем больше мы применяли эту технологию, тем больше она нас захватывала. Сейчас дети могут придумывать истории в любом месте и в любое время. Могут сами выбрать главного героя, мы договариваемся, о чем будет история, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история). Герой является движущей силой истории. Герою присущ свой характер. Герой не всегда должен вызывать симпатию, но он должен быть цельным, совершать поступки. В идеале — решать проблемы, получая в результате награду. Необходимо действие. Без него «сторителлинг» немыслим. Во время этого процесса проходит воспитание качеств личности – общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Очень помогает нам данная технология во всех видах деятельности. Например, к нам на продуктивные виды деятельности приходят разные герои, которым мы даем имена, наделяем чувствами, чтобы ребёнок мог ему сопереживать, а также, придумываем действия, которые он выполнит, а мы, тем самым, решая программные задачи.

Занятия по познавательному развитию часто превращаются в посещения «магазина волшебных предметов», различные путешествия, экскурсии, необычные выставки.

На прогулках ребята часто придумывают истории обо всём, что увидели, например, про лист клёна, берёзку, мяч, синицу и даже веник. Такие игры, как «Незаконченные предложения», «Ассоциации» помогают детям развивать память, речь, воображение.

Очень нравится нашим детям «Мешочек историй». Он стоит на полке, в свободное время ребенок может взять и поиграть с друзьями. Каждый из игроков достает, не глядя, один или несколько любых предметов, чтобы на их основе сочинить свою собственную историю или же групповую. Такой мешочек удобно брать с собой в походы, на прогулку. Можно подобрать игрушки или предметы в соответствии с какой-то темой, относящиеся к определённой категории, например, к теме "осень", или "новый год", или "море".

Для визуализации историй мы используем театрализованную деятельность, которая позволяет разнообразить «сторителлинг», дополнив его с помощью кукол, декораций или игрушек.

Технология «сторителлинг» способствовала обогащению активного словаря и развитию речи, внимания, мышления, воображения, памяти наших детей. Каждый ребенок научился рассказывать истории с позиции своего жизненного опыта, наделяя героев своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами. Сочиняя, дети «проживали» истории, приобретая способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Застенчивые дети раскрепощались, робкие становились смелыми, молчаливые – разговорчивыми. У детей повышалось настроение, потому что сочинять истории — это не только полезно, но еще и очень увлекательно!

Просмотров: 566
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Соколич Марфа. ВАСИНЫ ИСТОРИИ или КУДА СБЕЖАЛ КРОЛИК
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Вяткина Лариса Анатольевна. Методическая разработка Тема. Вместе у нас получится или как заниматься с неговорящим ребенком дома»
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Фоминых Елена Николаевна. Час педагогической компетентности с элементами деловой игры 'В преддверии тотального диктанта, или русский язык – это интересно!'
  • Верхозина И.М., Ковешникова Н.Г., Стагнеева Е.Л., Николаева Н.А.. Проектная деятельность по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях праздника Победы
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Анна Ушакова. 'Волшебный сундук' или как добро победило зло - сказка для детей
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Никитина Ольга Дмитриевна. Исследовательская деятельность как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у старших дошкольников.
  • Скитневская Любовь Юрьевна. Песочная терапия или игры с песком для детей дошкольного возраста.
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Авдеенко Кирилл. Важное совещание, или Что подарить мамам
  • Редактор. Прикольные кубики - Летняя коллекция или Как Я смогу помешать вторжению?
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Редактор. Сохранять или не сохранять или рассказ одной счастливой мамочки
  • Ферсюк Элеонора Всеволодовна. Новое – это хорошо забытое старое или старое, да на новый лад.
  • Жданова Галина Ильинична. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «СТРАНА ДЕТСКИХ СНОВ» ИЛИ «ПИЖАМНАЯ ВЕЧЕРИНКА».
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Екатерина Геннадьевна Иванова. Инклюзия «не заплывай за буйки» или как границы помогают в развитие ребёнка
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Соловьева Алла Роальдовна. Дидактическое средство развития ребенка по музыкальному воспитанию в технологии «Лепбук» по теме: «Музыкальные истории Лунтика и его друзей»
  • Гугина Ольга Васильевна. Заметки воспитателя группы раннего возраста, или как построить работу с родителями



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь