Подготовила и реализовала: Воспитатель старшей группы Абзалова Наталья Леонидовна с.п Унъюган, 2019 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Цель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого развития.
Задачи:
- образовательные: совершенствовать фонематический слух: продолжать учить называть слова с определенным звуком; упражнять в составлении простых предложений
- развивающие: способствовать развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической формы; формированию словаря
- воспитательные: воспитывать культуру речевого общения; доброжелательность, корректность по отношению к собеседникам.
Ход викторины:
Ведущий. Словесная разминка.
Ответы в разминке не оцениваются. Ответы (без ошибок) на остальные задания викторины оцениваются по пять баллов. Если команда допускает ошибку, то один балл (из пяти) вычитается и команда получает за задание четыре балла.
А теперь, друзья, внимание! Ждут вас разные задания: Словесные игры, шифровки из слов… Посмотрим сейчас, кто ответить готов!
Кто дружит со звуком, слогом и словом. Команды, я думаю, точно готовы. Начнем, как обычно, с разминки. Отвечайте точно, быстро, без запинки.
Задание 0. Игра «Какой? Какая? Какие?» (для разминки)
- сок из апельсина (какой?) – апельсиновый
- кровать из дерева (какая?) – деревянная
- шапка из меха (какая?) – меховая
- кольцо из золота (какое?) – золотое
- кувшин из глины (какой?) – глиняный
- свитер из шерсти (какой?) – шерстяной
- платок из пуха (какой?) – пуховый
- кубики из пластмассы (какие?) – пластмассовые
- каша из манки (какая?) – манная.
Ведущий. Показывает детям декоративный камешек и объясняет, что с помощью этого предмета будет определяться очередность хода.
В какой ладошке камешек надо угадать, А если угадаете, вам первым отвечать!
Задание 1. Игра «Продолжи ряд» (на интерактивную доску выводится ряд картинок, названная команда продолжает его. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка. Каждой команде для продолжения дается пять рядов. Если команда ни разу не ошиблась, получает пять очков. Если команда допускает ошибку, одно очко (из пяти) отнимается и команда получает четыре очка.
Ведущий приводит пример словесного ряда: васильки, ромашки, ноготки – розы, гладиолусы, хризантемы:
Словесный ряд для команды № 1
- редис, огурцы, помидоры
- Линейка, карандаш, тетрадь
- платье, пальто, рубашка
- стол, стул, шкаф
- жук, стрекоза, пчела
Словесный ряд для команды № 2
- Яблоки, лимон, ананас
- Валенки, кеды, сапоги
- Кувшин, стакан, чашка
- Вишня, клубника, смородина
- Волк, медведь, лиса
Задание 2. «Подходящее слово или кто, где живет?»
Я называю животных, птиц, насекомых, а вы должны назвать их жилище. Например: пчела — улей. Команды отвечают по очереди. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.
Задание для команды № 1
- Волк – логово
- Птица – гнездо
- Муравей — муравейник
Задание для команды № 2
- берлога – медведь
- дупло – белка
- нора – лиса
Задание 3. Определи место звка «Л» в слове. Упражнение «Голосистые звуки»
Слова для команды № 1
Лось, клубок, мел.
Слова для команды № 2
Лошадь, стул, седло.
Задание 4. «Разложите слова». Ведущий предлагает командам разложить сложные слова на два слова. Каждой команде предлагается разложить по четыре слова. Ведущий приводит пример: листопад – листья падают.
Слова для команды № 1
- самосвал
- хлеборезка
- рыболов
- самолёт
Слова для команды № 2
- ледокол
- водопад
- трубочист
- самолёт
Разминка
Ну – ка, маленький народ,
Все выходим в хоровод!
Я принимаю такое решение -
Переходим все к движению: проводится музыкальная физминутка «Айкьюша»
А теперь скажу я вам:
- Все садимся по местам!
Задание 5. «Перескажи рассказ». Для капитанов команд. Каждому капитану предлагается запомнить и перессказать рассказ. Ведущий предлагает капитану одной из команд угадать, в какой руке камешек. Первым начинает отвечать капитан, который угадал, в какой руке камешек:
Интерактивная игра.
ПЕРЕССКАЗ для капитана команды № 1 «Ежики»
ПЕРЕССКАЗ для капитана команды № 2 «Летом»
Задание 6. Интерактивная игра. «Посчитай слоги».
Задание для команды № 1 Ножи, пирожок, шарф, Шапка, ерши, Жук. Упражнение «Звуки- «двойняшки»
Задание для команды № 2 Упражнение «Безголосые звуки». Человек, кабачки, врач, ручка, грач, калач.
Задание 7. Интерактивная игра «Айкьюша» Много…Чего? Кого?
Задание 8. «Предложение с заданными словами». Командам по очереди предлагается придумать предложения с заданными словами.
- Собирает, землянику, Лена, лесную.
- Дети, в, лесу, гуляют.
- Мальчик, с, гуляет, собакой.
- Поливает, из, Леня, цветы, лейки.
- Лева, липу, полез, на.
- Люда, пластилина, лепит, из.
https: //infourok. ru/didakticheskaya-igra-predlozhenie-rassipalos-950283. html
Задание 9. Задание для капитанов команд.
- подарок пять красных… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением розы).
- На Новый год мне подарили рыжую... (на интерактивную доску выводится картинка с изображением рыжей собаки).
- Маша помыла пять… (на интерактивную доску выводится картинка с
В сумке лежало семь… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением яблока).
- Мальчики принесли шесть… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением ведра).
- Во дворе гуляли четыре... (на интерактивную доску выводится картинка с изображением утенка).
Ведущий.
Все шифровки повторили, Рифмы нужные нашли. Речевые испытания Вы с достоинством прошли!
Можно в школу собираться, Покупать портфель пора! Вы – большие грамотеи, Я хвалю вас, детвора!
Литература:
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
- Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4 – 6 лет. Скворцова. И. В. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «Олма – пресс Образование», 2003.
- Тесты для подготовки к школе: словарный запас, грамотная речь, память. А. С. Герасимова. – М.: Айрис – пресс, 2008.
- Разминка. Стихотворные тексты для ведущего. И. Ф. Кугаевская.
|