Яна Ивановна Копычева Воспитатель МБОУ «Детский сад «Подснежник» го Рефтинский Высшая квалификационная категория
Показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние зависят от создания мотивирующего образовательного пространства на основе использования современных образовательных технологий и образовательных ресурсов в педагогической деятельности.
Образовательная среда – это совокупность условий в дошкольной организации, необходимых для полноценного образования и развития детей. В каждом детском саду образовательная среда должна быть разнообразной (по содержанию развивающего игрового материала) и интерактивной.
Мозговой штурм «Кроссворд» (Приложение 1).
Скачать конспект
Задачи кроссворда: актуализировать знания педагогов о составляющих интерактивной образовательной среды дошкольной организации, подготовить к совместному анализу среды в их группах. Примечание. Педагоги разгадывают кроссворд, затем пробуют угадать, о чем пойдет речь далее на встрече. Понятия из кроссворда – составные части интерактивной образовательной среды дошкольной организации. Как организовать интерактивную образовательную среду?
Что такое интерактивная образовательная среда? (ответы педагогов)
Понятие «интерактивность» в переводе с английского interaction означает взаимодействие (inter – взаимный, act – действие). Поэтому интерактивная образовательная среда в дошкольной организации – это среда, которая основывается на взаимодействии ребенка с предметным окружением, взрослыми и другими детьми. Кроме того, интерактивная образовательная среда, предусматривает взаимодействие всех участников образовательных отношений в разных моделях: дети – дети (из разных групп); дети – родители (групповое и межгрупповое общение); дети – педагоги; дети – педагоги – родители.
Таким образом, интерактивный характер образовательной среды определяют для меня приоритетные задачи – повышение качества образования, создание условий для позитивной социализации дошкольников, развитие у них инициативы, самостоятельности и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Как создать интерактивную образовательную среду? (ответы педагогов)
Чтобы создать в группе интерактивную образовательную среду, я придерживаюсь трех подходов: средового, деятельностного и личностно-ориентированного. Данные подходы определяют механизмы создания и функционирования интерактивной среды.
Подходы
|
Содержание
|
Средовой подход
|
Предусматривает организацию образовательной среды как средства социально-коммуникативного развития детей. Важные составляющие этого подхода:
- - диалогичность;
- - деятельностно - творческий характер среды;
- -предоставление детям пространства, свободы для самостоятельных решений;
- - сотрудничество.
|
Деятельностный подход
|
Обеспечивает ориентированность образовательной среды на становление и развитие субъектности дошкольников. То есть образовательная среда будет стимулировать детей самостоятельно выбирать, конструировать, программировать те виды деятельности, которые соответствуют их возрасту, удовлетворяют их потребности в саморазвитии и самореализации.
|
Личностно-ориентированный подход
|
Позволяет создавать в образовательной среде комфортные условия для межличностного диалога. Именно в ходе такого диалога возникают ценностно-смысловые отношения на основе интереса к потребностям и мотивам ребенка, а также взаимопонимание между педагогами, детьми и родителями.
|
Как оценить интерактивную образовательную среду? (ответы педагогов)
И так, чтобы оценить результаты своей педагогической деятельности для создания интерактивной образовательной среды в группе, пользуюсь комплексом контролирующих и диагностирующих мероприятий. Для этого провожу мониторинг по направлениям: социально-коммуникативное развитие дошкольников, вовлеченность родителей в образовательный процесс, профессиональная компетентность.
Практические задания
Задание № 1. Примените данное изречение к своей профессиональной деятельности: «…Где ничего не положено, нечего и взять…" (Евангелие от Матфея). Подумайте и ответьте на вопрос: сможем ли мы увидеть наших детей в будущем полноценными личностями, если сейчас не создадим условия для их разностороннего развития и позитивной социализации?
Задание № 2 (для воспитателей старших и подготовительных к школе групп). Проанализируйте интерактивную образовательную среду своей группы (или дошкольной организации) с помощью карты оценки. Сформулируйте выводы и составьте план перспективной работы, чтобы внести изменения в образовательную среду и сделать ее интерактивной.
Литература:
- Алексина Н.С. Инновационная деятельность в образовании // Мир образования - образование в мире. — № 4. — М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2006. — С. 119-124.
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. — М.: Сфера, 2005.
- Дыбина О.В. и др. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27)
- Микляева Н.В. особенности создания и развития интерактивной среды // Управление ДОУ. 2013. № 5
- ФГОС ДО Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
|