Педагогический проект "Удивительный мир бумаги"
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
- Продолжительность проекта: 2 недели.
Тип проекта: краткосрочный, групповой, интегративный (информационно-накопительный, творческий, практико-ориентированный).
- Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители. Возраст детей: 3-5 лет.
Обоснование проекта:
Более 2000 лет прошло с тех пор, как человечество изобрело бумагу. Сегодня не найдется человека, незнакомого с бумагой. Из бумаги изготавливают деньги, тетради и книжки, но это далеко не все. Из нее каждый ребенок и взрослый может сложить пакетик, кораблик, самолетик. Но из обычного листа бумаги можно получить тысячи разнообразных фигурок, создать свой бумажный мир, в котором живут чудесные животные, расцветают диковинные цветы, прогуливаются добрые драконы и динозавры. Этот необычный мир можно создать своими руками из бумаги.
Все дети на свете любят играть с бумагой. Их завораживает способность бумаги менять форму. Она легко мнется, рвется, сгибается, скручивается. Бумага — самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям.
Скачать проект в картинках
Скачать проект в тексте
Но вдруг такая привычная бумага исчезла. В уголке художественного творчества не осталось ни одного листочка бумаги. «На чем рисовать?», «Где взять бумагу?» «Купить в магазине» — послышались советы детей. Я поддержала общение детей: — «А откуда она взялась в магазине?», «Кто и из чего сделал бумагу?», «Так ли она необходима людям?», «А что было бы, если бы исчезла вся бумага?» Эти вопросы остались без ответа. Так было решено помочь детям в интересной и увлекательной форме получить ответы на вопросы о происхождении и роли бумаги в жизни человека.
При этом было обосновано значение данного вида деятельности для личностного развития ребенка-дошкольника; обозначены цель и основные задачи при работе детей с бумагой.
Значение работы над проектом для личностного развития ребенка — дошкольника.
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте. Тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность». А.С. Выготский Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, диктуют нам, педагогам, выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, с включением детей в практические полезные дела, в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.
Дети по натуре своей — исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние детей, они настроены на познание окружающего мира. Ребенок хочет познать: рвет бумагу и смотрит. Что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования. Объектом нашего исследования стала бумага. Бумага — один из интереснейших материалов.
В процессе работы с бумагой дошкольники познают ее свойства, возможности ее преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны, потому что, как писал художник и деятель в области народного искусства Н.Д. Бартрам, «вещь. Сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению, каким является большинство наиболее употребительных учебных наглядных пособий».
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получится. В то же время у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата. Необходимо отметить тот факт, что дошкольники бережнее обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Работа с бумагой способствует развитию воображения дошкольников, т.е. способности увидеть в листе бумаги необыкновенный образ. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности влияют на развитие способностей детей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т.С. Комарова выделила следующие свойства личности человека: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение и ручная умелость, эмоционально положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать и в процессе работы детей с бумагой.
Предмет исследования:
- физические свойства Цель:
- формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Задачи:
- Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой; умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалом и другими признаками.
Развитие коммуникативных навыков в ходе работы и совместной деятельности
Учить детей устанавливать причинно-следственные связи (между атериалом и строением предмета и способом его использования и т.д.), применяя системный подход.
- Развитие творческого мышления и креативности воображения.
- Приобщение родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.
Гипотеза:
Предположим, что бумага обладает различными свойствами: размокает в воде, рвётся, мнётся, режется ножницами, шуршит.
прямые и косвенные наблюдения
- проведение опытов с бумагой
- анализ полученных результатов. Интеграция:
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной
литературы», «Художественное творчество», «Безопасность»,
1. Подготовительный:
Определение объекта изучения.
формление родительского уголка: размещение консультаций, рекомендаций, практического материала.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, познавательной и художественной литературы, демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно-образовательной деятельности, опытов, игр.
- Индивидуальные беседы с родителями о предстоящей выставке.
- Подготовить альбом, образцы бумаги для создания коллекции «Бумага».
2. Исследовательский:
- Чтение произведений С.Маршака «Чистый лист», С.Михалкова «Бумага».
- Загадывание загадок о бумаге, знакомство с пословицами и поговорками о бумаге.
- Предложить вниманию родителей подборку литературы «Своими руками» (изготовление поделок из бумаги).
- Непосредственно-образовательная деятельность детей по ознакомлению детей с бумагой, историей ее возникновения.
- Создание коллекции «Бумага».
- Сочинение коротких рассказов на тему: «А вдруг исчезнет бумага?»
- Проведение игр: дидактических, словесных, творческих. Художественное творчество.
- Кружковая работа «Оригами».
- Эксперименты с бумагой.
- Рассматривание поделок из бумаги (оригами, аппликация).
- «Книжкина больница» — ремонт книг с целью воспитания бережного отношения к книгам, бумаге.
- Беседы по безопасности «Не шути с огнем».
- Игры с бумажными игрушками.
З.Заключительный:
- Обработка и оформление результатов проекта.
Ожидаемые результаты по проекту.
- Сформированные проектно-исследовательские умения и навыки: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты
- Сформированные на уровне индивидуального развития ребенка
предпосылки учебной деятельности: развитие произвольности психических процессов, формирование навыков коммуникативного общения.
- Развитие сенсорно-аналитической деятельности
- Обогащение словаря детей терминологией по теме.
Наличие у детей системных знаний о бумаге, ее роли в жизни человека.
- Сближение родителей и детей в ходе совместной деятельности.
В ходе изучения областей оказалось, что бумага очень часто применяется людьми и расходуется в больших количествах, поэтому расходовать бумагу нужно экономно, а использованную собирать и отдавать для вторичной переработки.
|