В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. В современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих., так как разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.
Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова c onstructio — построение. Так под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Скачать конспект
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают следующие виды конструирования в детском саду;
- конструирование из строительного материалов
- конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов
- конструирование из природного материала (шишки, желуди, спилы и др.).
В соответствии с этим выделяют два вида конструирования — техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, крупногабаритных модульных блоков) и художественное (из бумаги и природного материала).
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические, которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор.
Основная идея конструкторских наборов — развитие восьми незаменимых форм интеллекта у детей: моделирования, логического мышления, сенсорного развития, любознательности, творческих способностей, воображения, математического мышления и исследовательских навыков.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- определяем замысел (что мы будем строить?)
- мотив деятельности (зачем, для чего и для кого будем строить?)
- выбираем подходящие материалы для конструирования (из чего будем строить?):
- создаем постройку одним из способов, предложенных педагогом (по частичному показу, модели, схеме, фотографии, описанию) или выбранным самостоятельно
- завершение работы, обыгрывание постройки и в игре анализировать ее качества (соответствие замыслу, устойчивость, функциональность, привлекательность
- выбираем способ презентации своей постройки.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ
- конструирование по образцу (прямая передача готовых знаний и способов действий, что не способствует развитию творчества, но служит основой: дети знакомятся со свойствами материалов, осваивают технику, учатся планировать свою деятельность.
- Конструирование по модели (воспитатель ставит перед детьми конкретную задачу, но не показывает способ ее решения.
- Конструирование по доступным чертежам и наглядным схемам (детей сначала обучают построению простых схем — чертежей, а затем создают условия для создания конструкций с опорой на схему — чертеж.
- Конструирование по замыслу обладает высоким потенциалом для поддержки самостоятельности, инициативы, индивидуальности ребенка и развития детского творчества.
- Конструирование по теме (предлагается общая тема, а каждый ребенок находит свой собственный замысел в рамках данной темы, сам выбирает способ или технику конструирования)
- Конструирование по условиям (детям обозначают условия, которым эта постройка должна соответствовать и которые раскрывают ее практическое назначение).
- Каркасное конструирование, при котором дети сначала знакомятся с каркасом как с центральным звеном постройки, а затем осваивают способы его преобразования в задуманную конструкцию.
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, так как является детской деятельностью. Благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. При опыте он познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатая фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе. Тонкая же моторика рук связана с центрами речи, значит, у продвинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
В процессе конструирования и свободных игр с постройками происходит более глубокое понимание и точное употребление детьми слов, они различают смысловые нюансы слов и учатся образовывать слова аффиксальным способом (прикрепить — закрепить, строить-построить — застроить- перестроить и т. д.)
Конструктивная деятельность становится еще более интересной для детей, если воспитатель использует стихотворения, потешки, песенки, сюжеты и персонажей знакомых сказок.
Последнее время выпускаются интересные, на мой взгляд наборы магнитных конструкторов. Так, в нашем саду на занятия по конструированию были закуплены одни из таких видов, где ребята могут создавать объемные конструкторы.
ШИШКИН ЛЕС
В кедрах, сосенках и елках
Шишки прячутся в иголках.
Любят шишки ребятишки-
И девчонки, и мальчишки.
Шишки дружно шелушат.
Превращают их в ежат.
Хороши у нас игрушки-
Птички, рыбки и зверушки!
Вот квадратик, треугольник,
Получился целый домик!
Мы в него кота поселим,
Во т ему будет веселье!
У каждого домика есть свой хозяин.
Гнезда вьют птички, в них и живут.
У зайки — под кустиком, в маленькой ямке,
В норы лисицы, мыши бегут.
Мишка-медведь — в огромной берлоге,
Домик у белочек — это дупло,
Разные травы живут у дороги,
Домик всех рыб качает волной.
У стрекозы дом — ажурные листья.
Домик из сеточки — у паука.
Вот и мой дом, он большой и красивый,
В нем нам тепло и уютно всегда!
Я себе построю дом,
Много места будет в нем!
Будет в доме стол и печка.
Я пущу в свой дом овечку,
Петушка пущу в свой дом,
Ну и курочку — при нем.
И корову, и козляток, и лошадок, поросяток,
Пса с котом — само собой,
Веселее им со мной.
Дом, в котором мы живем,
Расположен за углом.
Он большой, многоэтажный,
С новым лифтом, очень важный!
Носит лихо шляпу — крышу.
Всех домов — соседей выше!
СТАРИННЫЙ ЗАМОК
Башня смело вверх стремится,
Стены, лестницы, бойницы...
За оградой башни блещут,
А на шпилях флаги плещут.
Для защиты от врагов
Окружает замок ров.
ЛЕСНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ
Шишка, желудь и початок
Превращаются в ребяток
Мы из перышек готовы
Сшить нарядные обновы,
А травинки и листочки-
Это шляпы и листочки.
ГНОМИКИ
Желуди — головушки,
Изо мха бородушки,
Ручки — ножки из сучков,
Листики — для колпачков.
Вот такие ладные гномики нарядные!
ШАРЫ
У веселой детворы разноцветные шары.
И решила детвора: каждый пустит 2 шара.
Сделано. Вокруг шаров вьется кучка комаров.
И хотят комарики сесть на эти шарики.
И пищат, и очень злятся — на шарах хотят кататься.
Если каждый-то комар сядет на отдельный шар,
Хватит ли тогда шаров для писклявых комаров?
Синий шарик надувной
Не хотел играть со мной.
Он сегодня почему-то
На меня смотрел надуто.
ПОЕЗД
Друг за другом я вагоны
К тепловозу прицепил.
Загорелся свет зеленый.
Вот и поезд покатил!
Быстро крутятся колеса,
Мы объедем целый свет.
Нету лучше тепловоза,
Машиниста лучше нет.
РАКЕТА
Мы с друзьями во дворе строили ракету.
Только топлива у нас, к сожаленью, нету.
Не смогли мы полететь к Марсу все впи Венере,
Но у нас ереди. В это твердо верю!
РОБОТЫ
Здравствуй, Робот,
Приятель железный!
Не устал ли ты,
Друг мой железный?
Не пора ли тебе прогуляться?
На траве, на песке поваляться?
Если будет свободное время,
Приходи и попрыгай со всеми.
Ни за что мы с тобой не поссоримся,
А сыграем в футбол и поборемся.
|