Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении ими большого объёма знаний, а в овладении способами работы со знаниями, формировании необходимых личностных качеств и обеспечении их полноценного развития. В связи с этим, основные тенденции в сфере обеспечения качества дошкольного образования сводятся к организации образовательной деятельности с использованием современных технологий развития ребёнка.
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Скачать конспект
Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения, новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в свою практическую деятельность.
Среди ассортимента интерактивного оборудования наибольшим спросом в образовательных учреждениях пользуются интерактивные приставки «Mimio».
Интерактивная приставка «Mimio» похожа на проекционный экран, ставший уже привычным в учебной аудитории: на гладкую поверхность (маркерную или обычную
школьную доску, стену) проецируется изображение с компьютера.
Но главное в устройстве «Mimio» – не способ вывода информации, а возможность
управлять экранным изображением. Удобство данной системы в том, что педагог или
ребенок, взяв в руки специальный стилус, имеет возможность делать зарисовки, выделять,
передвигать, нажимать, управлять и всё это происходит в игровой форме. Свободно
передвигаясь, педагог имеет возможность уделять внимание отдельным детям и более
эффективно управлять их вниманием.
Инновационный продукт «Mimio» позволяет, с одной стороны погрузить детей в
интерактивную среду, наиболее достоверно отображающую целостную картину мира, а с
другой стороны, ребенок оказывается в этой среде не пассивным наблюдателем, а активным
участником.
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых
образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные
технологии, соответствующие принципам:
- развивающего образования;
- научной обоснованности и практической применимости; ? соответствия критериям полноты, необходимости и
достаточности;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей;
- решения программных образовательных задач в совместной
деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Таким образом, инновационный продукт «Mimio» соответствует требованиям ФГОС
дошкольного образования.
Также в современном мире крайне актуальна ЛЕГО – педагогика.
ЛЕГО – одна из самых известных и распространённых педагогических систем,
широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду
обучения и развития ребёнка.
Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и
обучаться в игре.
Конструкторы ЛЕГО на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в
дошкольные учрежденья. Дети любят играть в свободной деятельности.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами
и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых
фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более
уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Как известно, применение ЛЕГО способствует:
1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали
разной формы, окрашенные в основные цвета;
2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти,
внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как
анализ, синтез, классификация, обобщение);
3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики
и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу,
т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу
важность данного конструктивного решения.
5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. (вначале
с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять
конечный результат работы.)
Основные принципы:
-доступность и наглядность
-последовательность и систематичность обучения и воспитания
-учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
ЛЕГО развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из
стандартных наборов элементов — настолько разных, насколько далеко может зайти
детское воображение.
В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает
психику ребенка, игрушками лего дети играют в том темпе, который им удобен,
придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели.
Разнообразие конструкторов ЛЕГО позволяет заниматься с воспитанниками
разного возраста и различных образовательных возможностей.
Ассортимент лего разнообразен: детали разного размера, формы и цвета, люди
разных профессий и наций, животные (домашние, дикие, жаркий стран…и т.д.), транспорт,
различные механизмы и конструкции.
Дети начинают заниматься ЛЕГО — конструированием, как правило, со средней
группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном
этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать
внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные
отношения).
В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для
конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных
технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа
крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют
удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже можно использовать графические
модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается
гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета,
оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей
с ее нарушениями.
Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию
конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают
элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии
работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления. Лего-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек,
направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме,
способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.
Конструкторы ЛЕГО – это занимательный материал, стимулирующий детскую
фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.
Реализация лего-конструирования позволяет стимулировать интерес и
любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению
исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать
решения и реализовывать их, расширит активный словарь.
ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах,
объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО выступают
способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени.
Целенаправленно способствует укреплению здоровья детей занятия по ЛЕГО-
конструированию. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология
служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.
Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда
происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно
интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с
художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании,
с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
В нашем детском саду в настоящее время функционирует «ЛЕГО — комната».
Мы активно используем инновационные продукты «Mimiо» в тесной взаимосвязи с
лего – конструированием, что позволяет в простой и интересной форме строить процесс
обучения детей. Каждое занятие погружает детей в новую среду, перемещает их в другое
место, позволяет им фантазировать и реализовать свои творческие идеи.
На каждую неделю разрабатывается проект по определенной лексической теме.
Данные проекты используются как элемент непосредственной образовательной
деятельности (логическая игры, игры на развитие памяти и внимания, игры на различные
классификации, проведение физкультурной минутки и т. д.).
На основе взаимосвязи ЛЕГО – конструирования и продуктов «Mimiо» -
технологий осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно – эстетическое развитие;
- Физическое развитие;
Интеграция образовательных областей через ЛЕГО — конструирование и
продукты «Mimio».
Образовательная
область
Область применения ЛЕГО -конструирования и
продуктов «Mimio», в соответствии с целевыми
ориентирами ФГОС ДО.
Социально-
коммуникативное
развитие
ЛЕГО и продукты «Mimio»:
Создание совместных построек, объединенных
одной идеей, одним проектом.
развитие общения и взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками;
формирование готовности к совместной деятельности
со сверстниками;
формирование позитивных установок к различным
видам труда и творчества.
Познавательное
развитие
ЛЕГО:
Техническое конструирование – воплощение
замысла из деталей ЛЕГО -конструктора.
формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.).
Продукты «Mimio»:
Развитие способности формировать и группировать
различные предметы, выделять свойства общие для них. Формировать у детей начальные математические
представления.
Речевое развитие ЛЕГО и продукты «Mimio»:
Работа на логопункте с учителем логопедом при
развитии фонетического слуха, понятие синтаксис,
словообразование.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха.
Формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-
эстетическое развитие
Творческое конструирование – создание замысла
из деталей ЛЕГО -конструктора.
Реализация самостоятельной творческой
деятельности детей — конструктивно-модельной.
Продукты «Mimio»:
Возможность рассматривания большего числа граней
предмета или явления улучшает понимание и запоминание
явлений;
Создание условий для всестороннего художественно-
эстетического развития детей.
Поддержание увлечения детей различными видами
художественно-творческой деятельности.
Физическое развитие ЛЕГО:
Координация движения, крупной и мелкой моторики
Продукты «Mimio»:
Развитие мелкой моторики рук, что благотворно
влияет на развитие речи детей;
Интерактивные технологии «Mimio» позволяют создавать постройки в другой
плоскости, осуществлять работу по схеме, анализировать постройки и т.д.
Пример игр: «Найди лишнюю деталь», «Найди одинаковые детали», «Закончи
постройку», «Построй также», «Исправь ошибку, что перепутали строители» и т. д.
Данные игры помогают детям лучше ориентироваться в многообразии деталей лего,
находить компромиссы (подбирать взаимозаменяемые детали).
Также, интерактивные игры, созданные при помощи технологии «Mimio» развивают
нравственные качества личности (доброту и отзывчивость, вежливость, деликатность,
скромность, общительность, дисциплинированность, чуткость, чувство такта,
предупредительность и т. д.) через решение проблемных ситуаций, поставленных перед
ними педагогом.
Используя проблемные ситуации у детей развиваются мыслительные операции,
внимание, память, дети самостоятельно находят пути для решения трудных задач.
Примеры ситуаций: На поляне гуляют домашние животные. Раньше у них был дом,
они жили на ферме, но она стала старая, ветхая и разрушилась, теперь у них нет дома. Что
же делать?
Оборудование: интерактивная доска «Mimio», задание на повторение названий
домашних животных, на классификацию животных, голоса животных «Узнай чей голос» и
т.д.
Лего: наборы домашних животных, большие панели, конструктор различных
цветов, различной формы и размеров, хозяйственный инвентарь, муляжи овощей и фруктов
и т. д.
На основе взаимосвязи ЛЕГО и «Mimio» – технологий процесс обучения не теряет
эффект новизны, каждое занятие, превращается в увлекательную игру (путешествие), в течение которой дети получают новые знания и умения. Каждая игра имеет свой сюжет,
развитие которого осуществляют сами дети, тем самым развивают фантазию, воображение
и реализуют свои творческие замыслы.
|