- Голдобина Наталья Викторовна – воспитатель МДОУ "Детский сад №55 комбинированного вида" г. Ухта,
- Охливанкина Елена Михайловна – воспитатель МДОУ "Детский сад №55 комбинированного вида" г. Ухта,
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский Современные дети живут в эпоху информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения семимильными шагами проникают во все сферы жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсюду, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Поэтому возникла потребность в поиске и освоении легоконструирования и робототехники.
Требования времени и общества компетентности дошкольников постоянно возрастают. В настоящий момент все большую значимость и актуальность приобретает в детском саду легоконструирование и робототехника.
Конструкторы LEGO на сегодняшний день незаменимые материалы в дошкольных учреждениях. Дети любят играть как в свободной деятельности, так и на занятиях. Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры LEGO здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.
Таким образом, легоконструирование – один из важных и полезных способов детского развития. В дошкольном возрасте необходимо совершенствовать навыки мышления и пространственной ориентации, которые очень пригодятся в дальнейшей жизни.
Сегодня родители уделяют огромное внимание развитию своих детей. Им не безразлично будущее своего ребёнка, они записывают его в кружки, на дополнительные занятия и т.д.
Наше дошкольное образовательное учреждение предоставляет дополнительную образовательную услугу по легоконструированию, которая охватывает детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста.
Эффективность освоения легоконструирования в дошкольном возрасте зависит от многих факторов, в том числе и от отношения родителей к данному направлению, их заинтересованности и готовности принимать активное участие в увлечении ребёнка.
Поскольку вовлечение детей дошкольного возраста в конструктивную деятельность, это их первая ступенька к техническому творчеству, то осведомленность родителей в данной области необходима уже на данном этапе, тогда не будет завышенных ожиданий от деятельности кружка у родителей и возникнет понимание, для каких целей их ребёнок развивается в данной области.
Как рассказать родителям, зачем их ребёнку легоконструирование?
Родители в силу занятости не всегда могут присутствовать на занятиях, а дети в силу возраста не всегда могут достоверно и точно рассказать о том, чем они сегодня занимались. Некоторые родители не видят образовательного компонента в занятиях легоконструированием. А мнение и участие родителей в образовательном процессе важны для нас. И чтобы ликвидировать недосказанность и недопонимание, необходимо было провести работу с родителями.
Анализ организации работы с родителями выявил ряд актуальных проблем:
- традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, информационные стенды) дают малый результат.
- педагогическая пассивность родителей, родители не понимают своей воспитательной функции ( «мы же не педагоги»).
Почему так происходит? Не хотят? Потому что заняты? Не понимают значимости? Наверное, всего понемногу.
Чтобы помощь родителей была действенной, а дело воспитания и развития стало общим делом семьи и детского сада, надо воспитывать не только детей, но и их родителей. Причем не столько воспитывать, сколько общаться, сотрудничать, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.
Мы предлагаем на базе нашего образовательного учреждения для повышения родительской компетентности познакомить родителей дошкольников с направлением «Легоконструирование». Мероприятия данного направления работы мы назвали «Лего-мастерские». Цель лего мастерских: привлечение родителей к занятию техническим творчеством совместно с детьми.
Лего-мастерские проводятся для воспитанников и родителей разных возрастных групп. Встречи в Лего-мастерской проходят по плану, план составляется в начале учебного года, отдельно для каждого возраста с указанием тем встреч, даты и ответственных за проведение мероприятия. На встречи в Лего-мастерские приглашаются все желающие родители со своими детьми (не только родители детей, посещающих дополнительные образовательные услуги по легоконструированию).
Заседания лего мастерских проходят в игровой форме. Дети вместе со своими родителями выполняют задания, спасают героев, ищут отгадки, узнают что-то новое, устраивают соревнования из сконструированных моделей.
Например, на встрече в Лего-мастерской «В гостях у Колобка» (вторая младшая группа) дети в форме игрового манипулирования осваивали сенсорные эталоны – цвет и размер. Родители вместе с детьми производили подбор, сопоставление, сравнение лего деталей, а также собирали модель по схеме. В Лего-мастерской «Волчки» (старшая группа) дети рассказали родителям о том, что у каждой детали Lego есть свое название. Практическая деятельность заключалась в сборке волчка. После сборки устраивались соревнования по запуску волчков. Участники встречи опытным путем устанавливали, что влияет на продолжительность вращения (масса, длина лопастей, оси и т.д.)
На фото представлены моменты работы Лего-мастерской
Эти мероприятия позволяют дать полное представление родителям о техническом творчестве, а также появляется отличная возможность дать шанс ребёнку проявить конструктивные, творческие способности, умение рассуждать, строить предположения, решать технические задачи, а детскому саду приобщить как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству.
В результате мы видим родителей, которые хотят не просто «отдать ребёнка в кружок и пусть там его научат», а тех, кто стремится учиться вместе, совместно заниматься интересным делом, получать радость от совместного творчества, родителей, которые хотят общаться с другими родителями, хотят видеть, как его ребёнок общается с детьми, своим примером показывая ему как можно работать в команде.
Мы пытаемся создать такое пространство родителям и детям, которое даёт интересное совместное занятие и положительные эмоции.
Список литературы
- Комарова Л. Г. Строим из Лего, / М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
- Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009.
- Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 10.
- Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. — М.: Сфера, 2011.
Официальный сайт всероссийского учебно-методического центра образовательной робототехники фгос-игра. рф
|