Гурулева Альбина Васильевна. Конспект познавательного занятия в старшей группе «Как нерпенок маму искал»

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Как нерпенок маму искал»

Автор:

Гурулева Альбина Васильевна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 96 «Калинка» города Улан – Удэ

Цели: расширять знания детей о Байкале, его обитателях. Познакомить с рыбами, обитающими в Байкале: сиг, омуль, хариус, таймень, налим, голмянка, широколобик. Учить узнавать их по внешним признакам. Воспитывать экологическую культуру, гуманное отношение к обитателям Байкала. Активизировать словарный запас по теме «Обитатели Байкала».

Предварительная работа: чтение художественной литературы: Агеева, С. Н. «Нерпёнок», Скрягина Л «Сказка о нерпах», Бунтовская С. «Для чего нерпе когти», Бунтовская С. «Нерпенок», «Сказка про Нерпу» — народная сказка, Стародумов В.И. «Кот ученый и нерпа», Трофимов М. «Нерпёнок», Сергеев М.Д. «Разноцветные сказки», Евтушенко Е. «Баллада о нерпах». Рассматривание энциклопедической литературы.

 

Материал: макет озера Байкал, видеофильм, мультимедиа, игрушка нерпенок, макеты рыб обитающих в Байкале, нерпы, сделанные из соленого теста. Конверты. Камушки (имитация).

Ход занятия

Звучит музыка с шумом прибоя, волн, плеска воды.

Ребята, что вы слышите? (Ответы детей)

Да, правильно. Это шум воды. Сегодня мы с вами побываем на берегу самого красивого и большого и знаменитого озера. Оно похоже на море. Может кто – нибудь догадался, что это за озеро, как оно называется? (Ответы детей).

Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает. Размещает макет озера Байкал и предлагает детям назвать это озеро.

Правильно. Это Байкал. Это самое большое озеро с пресной водой. Ребята, а вы хотели бы побывать на берегу озера Байкал. (Ответы детей)

Давайте сядем вокруг нашего озера, закроем глаза и представим что мы сидим на берегу Байкала. Послушаем как плещут волны, как они ударяются о камни и с тихим шепотом откатываются назад. Представьте, как ярко светит солнце, как его блики играют на воде.

Откройте глаза посмотрите. И вот мы с вами на берегу озера. Воспитатель включает небольшой видеофильм с пейзажами озера Байкал в зимнее и летнее время. Во время просмотра читает стихотворение о Байкале в разное время года:

Льды отливают синевой.

Насупив брови, он серьёзен,

Почти что каждою зимой!

Палитра всех холодных красок,

Пред нашим взором предстаёт.

И свет с небес не так уж ярок,

И глаз смотреть не устаёт.

Когда смотрю на величавость,

Его божественной красы...

(Кашицин Юргис)

Байкал лучезарный! То отблеском стали

На солнце светясь, то горя бирюзой,

Он гонит в тумане синеющей дали

С величьем спокойным волну за волной.

О, чудный Байкал, беспредельное море,

Священное море сибирских племён,

В твоём необъятном широком просторе

Какой-то таинственный смысл заключён.

(Вакар М.)

Байкал — это пресноводное озеро. Байкальскую воду можно пить. Это одно из самых больших и глубоких озер на земле. И самое древнее озеро. Байкал называют «жемчужиной» Сибири.

Ребята, как вы думаете у Байкала есть свои обитатели? (Ответы детей) Да ребята. Это и животные и рыбы. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать и скажите о каком обитателе Байкала идет речь?

Этот зверь лежит на льдине

Как будто на перине.

Вставать то не торопится

Жирок под шубкой копится (байкальская нерпа)

Это байкальская нерпа. На слайде воспитатель показывает изображение байкальской нерпы. Байкальские нерпы – это самые популярные животные Байкала.

Что вы можете рассказать о нерпе глядя на ее изображение (Ответы детей: дети дают описание внешнего вида нерпы, делают предположения, чем питается нерпа, где она спит, как плавает и т.д.)

Нерпа обитает только на озере Байкал. Это довольно крупное животное. Тело нерпы покрыто коротким густым мехом. Что напоминает мех нерпы? Какого он цвета? (Ответы детей).

У нерпы толстый слой жира, который защищает ее от холода и помогает долгое время обходится без пищи. Как вы думаете, как нерпа двигается на берегу? А в воде? Объясните почему? (Ответы детей).

Нерпа дышит воздухом, поэтому время от времени она всплывает на поверхность воды, чтобы набрать воздух. Ребята, как выдумаете, как дышит нерпа зимой, когда Байкал покрывается льдом? (Предположения детей).

Ребята, когда Байкал замерзает, нерпа устраивает себе лунку во льду, которые называются «продухи». Продухи нужны чтобы дышать воздухом. Показ слайдов.

Весной, когда пригревает солнышко нерпа выходит на лед, чтобы погреться на солнышке Показ слайдов). Нерпа питается рыбой, которая водится в Байкале. (Показать на слайдах)

Динамическая пауза. Воспитатель предлагает детям передать движениями как ныряет нерпа, как лежит и греется на солнышке.

Ребята, вы что-нибудь слышите? (воспитатель включает звуки, которые издает детеныш нерпы). (Ответы детей).

Ребята, это кричит детеныш нерпы. А почему он кричит? (Предположения детей)

Да, правильно он потерялся и просит нас помочь найти его маму нерпу.

Воспитатель показывает игрушку нерпенка. Дети рассматривают его. Дают описание внешнего вида.

Ребята, я прочитала в энциклопедии, что весной, в марте у нерпы рождается 1 или 2 детеныша. Какого цвета мех у нерпенка? Правильно белого. Поэтому маленьких нерпят называют бельками. Показывает слайд с изображением нерпы и нерпенка). Ребята, как вы думаете почему у нерпенка белый мех? (Ответы детей).

Правильно, такой окрас делает их незаметными на льду, для хищников и для человека.

Ребята, давайте поможем нерпенку найти его маму. Кто же в этом нам поможет? (Ответы детей).

Правильно, нам помогут обитатели Байкала — рыбы. Для того чтобы помочь нерпенку найти маму, нам надо выполнить задание: отыскать рыб, которые обитают в Байкале и назвать их. Нерпенок отправится на поиски мамы вместе с нами. Ребята перед вами на пути лежат камушки, а под ними конверты с загадками. Но прежде мы должны отгадать загадки, найти всех рыбок. И разместить их на макете озера Байкал. Возьмите конверты.

Дети берут конверты достают листочки со стихами. (Внутри лежат рыбки сделанные из соленого теста). Воспитатель читает:

В пресноводных волнах рыбы

Их поймать смогли и вы бы

Ускользнуть отыщет миг

Рыба северная … (Сиг)

Прячусь я на дне речном

Я усатый, но не сом.

Друг на друга мы похожи,

Но меня не путай с ним.

Видишь – пятнышки на коже

Значит, это я… (Налим)

Среди камней под тихою струею

Как тень невидим он стоит

С начищенной до блеска чешуею

Сливаясь с дном в единый монолит (Хариус)

Красный хвост дугой согнул

По теченью повернул

Нет в Байкале рыб быстрей

Терпеливей и мудрей

Великан на охоте каждый день

Рыба древняя ---- (Таймень)

Он щекаст и головаст

Лежит на дне набычившись,

Но в беду себя недаст… (Широколобик или бычок)

Начинается на «О»,

Ох, и любят же его!

Говорят живет в Байкале

Вы случайно не слыхали… (Омуль)

Эта рыбка на вид невзрачна.

Но зато она так прозрачна.

Что к глазам поднесу поближе –

Сквозь нее чудеса увижу. (Голомянка)

Отгадки названий рыб сопровождается показом слайдов.

Дети размещают найденных рыб на макете озера Байкал. И находят, что на макете, на льдине лежит мама – нерпа.

Воспитатель предлагает детям назвать и показать рыб, которые помогли нерпенку найти маму-нерпу.

Ребята, вы рады, что помогли нерпенку найти свою маму. Как вы думаете, пока нерпенок маленький и беззащитный как мама – нерпа заботится о нем? (Ответы детей).

Правильно, нерпа кормит нерпенка молоком, ловит для него рыбу, учит его плавать, нырять, защищает его.

Как вы считаете, нерпа нуждается в защите? Почему? (Ответы детей).

Как мы можем помочь обитателям Байкала? (Ответы детей)

Правильно, в наших силах не засорять озеро. Не приносить вред тем, кто обитает в Байкале.

Ребята, что вам запомнилось больше всего? Что мы узнали? С какими обитателями Байкала познакомились? (Ответы детей)

Просмотров: 873
Категория: По направлениям » Для детского сада » Детям о животных




Другие новости по теме:

  • Мушникова Ольга Михайловна. Занятие для детей подготовительной группы с использованием квест — технологии «Путешествие на озеро Байкал»
  • Куйбан Светлана Олеговна. Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет на тему: «Как ребята помогли животным Африки подружится».
  • Дмитриева Лилия Минирахмановна. НОД во второй младшей группе Комплексное занятие по теме: «Как помочь медвежонку найти свою маму?»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Бекетова Лариса Константиновна. Игровая программа для дошкольников «Как ребята клад искали»
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Федосова Ольга Николаевна. Развлечение по ПДД для второй младшей группы «Как ребята учили Лисичку правилам дорожного движения»
  • Главный Редактор. Вопросы и ответы для викторины ко дню Воздушно-десантных войск (ВДВ) для детей и взрослых
  • Камышенко Г.Ю. Чащина К.М. Гаёва Е.Р.. Интегрированная совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и музыкального руководителя с детьми подготовительного возраста «Как ребята спасли полянку Гнома»
  • Золотых Анастасия Викторовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным!»
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Скрыпникова Яна Николаевна. Спортивный праздник ко дню Матери в старшей группе «О, как прекрасно это слова – МАМА»
  • Корнаухова Алена Васильевна. Конспект занятия «Поход к берегу Байкала» в подготовительной к школе группе
  • Скворцова Надежда Никоноровна, Искимжи Екатерина Петровна. Конспект занятия по ознакомлению детей с неживой природой в старшей группе 'Воздух, как его обнаружить?'
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Редактор. Оригами. Что это?
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?
  • Яковлева Ольга. Проект «Вопросы и ответы о космосе» в старшей группе
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Владислав Войтанник. КАК ЭТО БЫЛО НА КРЕПОСТИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь