в старшей группе (Образовательная область «Познавательное развитие»)
Подготовила: Ибраева Айсылу Минзакиевна воспитатель СП «Ляйсан» ГБОУ СОШ м. р. Камышлинский
Образовательная деятельность в старшей группе «Путешествие в город «Удивительной математики».
Цель – развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности.
Скачтаь конспект
Интегрируемые образовательные области:
- Познавательное развитие.
- Социально-коммуникативное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие.
- Развивать логическое и образное мышление, внимание.
- Продолжать учить детей порядковому счету в пределах 10, пользуясь при этом правильными приёмами счета.
- Продолжать знакомить детей с днями недели их последовательностью.
- Выявить знания детей о геометрических фигурах и цифрах, об умении ориентироваться на плоскости и в пространстве.
- Выявить знания о времени года весна.
Социально-коммуникативное развитие.
- Закрепить знания детей о весенних месяцах, о первоцветах.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Речевое развитие.
Активизировать речь детей.
Художественно-эстетическое развитие.
Обогащение музыкальных впечатлений детей, вызывая яркий эмоциональный отклик.
Физическое развитие.
Развивать двигательную активность детей.
Методы и приёмы.
Практические: дидактические игра: «Путаница».
Наглядные: показ геометрических фигур на замке, рисунки с цифрами, слайдовая презентация про весну и первоцветы.
Словесные: беседа, загадка; музыкально-математическая игра «Веселый счет», песенка-приветствие «Солнышка лучики».
Проблемно-поисковые: решение проблемной ситуации: в каком кувшине больше воды.
Сюрпризный момент: встреча с персонажами Клубочек и Незнайка.
Предварительная работа с детьми:
Знакомство с математическими сказками, стихами, загадками, настольными играми; разучивание физминуток, стихов математического содержания
Взаимодействие со специалистами: музыкальный руководитель (музыкальное сопровождение)
Ход ОД:
Педагог. Ребята, я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем, друг друга и пожелаем всем доброго утра. Для этого нужно встать в круг. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Песенка-приветствие.
Солнышка лучики (поднимают руки вверх и выполняют фонарики)
нам в окошко светит! (показывают окошко)
Самые лучшие дети мы на свете! (руки на поясе выполняют повороты вправо и влево)
Пусть ладошки хлопают так… (выполняют два хлопка выделяя сильную долю)
Каблучки потопают так (выполняют притопы, выделяя сильную долю)
Целый день играть, нам в саду не лень (выполняют повороты)
Говорим с улыбкой: «Добрый день!» (машут рукой, приветствие жестом)
Педагог. Ребята, смотрите, к нам еще один гость прикатился – интересно, что он хочет нам сообщить.
Педагог. Здравствуй, клубочек. Ребята, клубочек приглашает в путешествие в город «Удивительной математики».
Педагог. Вы любите путешествовать?
Дети. Да.
Педагог. Я приглашаю вас в город «Удивительной математики». Там вас ждут интересные приключения.
Педагог. Ну что, ребята, согласны отправиться в город «Удивительной математики»? (да) На каком транспорте мы можем добраться до города? (Ответы детей)
Педагог. Тогда нам нужно отправляться в путь, дорогу нам укажет клубочек. Но только надо говорить заветные слова.
Ты беги, беги клубочек
Мимо пней, мимо кочек.
Покажи дорожку,
К заветному порожку.
Педагог. Давайте, ребята, все вместе скажем заветные слова.
Ты беги, беги клубочек
Мимо пней, мимо кочек.
Покажи дорожку,
К заветному порожку.
Педагог. Ребята, посмотрите, клубочек прикатился к автобусу. Значит, мы с вами отправимся в город «Удивительной математики» на автобусе.
Педагог. Что необходимо купить, чтобы сесть в автобус?
Дети: Нужно купить билеты в кассе.
Педагог. Правильно. Я уже купила билеты и сейчас их раздам. (Стулья расставлены попарно, к их спинкам прикреплены цифры).
Мы с вами такое задание выполняли. Займите свои места в автобусе.
(Раздаёт билеты детям, они рассаживаются на свои места.
2-3 ребенка отвечают.
Педагог. Лера, а почему ты села на этот стульчик? Потому что у меня на билете 4 кружочка и на стульчике нарисована цифра 4.
Педагог. А чтобы нам было веселее ехать мы с вами споём песню. (Картинка автобуса около стены).
Исполняется песня Е. Железнекова «Автобус»
Педагог. Ребята, вот мы и приехали. Клубочек укажи нам дальше дорогу. Покатился, покатился и к воротам прикатился.
Педагог. Посмотрите, какие интересные ворота перед нами. Ислам, что на них нарисовано?
Дети. Геометрические фигуры.
Педагог. Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке?
Дети. Квадрат, трапеция, ромб, круг и т.д.
Педагог. Чтобы открыть ворота, вам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.
Педагог. Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).
Педагог. Благодаря вашим знаниям ворота открылись. А сейчас продолжим наш путь. Клубочек подскажи нам путь.
Педагог. Ребята, посмотрите, Клубочек прикатился к письму. Давайте, прочитаем это письмо. Ребята, это письмо от Незнайки по математике ему велели решить веселые задачки, но он не смог их решить, поможем ему решить веселые задачки?
Педагог читает веселые задачки.
1. Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал:
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
2. Раз зайчонку на обед
Прискакал дружок сосед
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята ловок?
Сколько съедено морковок?
3. Четыре овечки на травке лежали,
Потом две овечки домой убежали.
А ну-ка, скажите скорей:
Сколько овечек теперь?» (две).
Педагог. Молодцы, ребята.
Педагог. Помогите ответить на вопросы.
- Что бывает только два у человека? / 2 глаза, 2 руки, 2 ноги. 2 уха /
- Назовите сказки, в названии которых есть цифра 3? / 3 медведя, 3 поросёнка, 3 толстяка /
- Что бывает только семь? / дни недели /
- Назовите дни недели.
Какой сегодня день недели?
Какой был вчера?
Какой будет завтра?
Педагог. Молодцы, ребята, но нам пора отправляться в путь.
Я вам предлагаю произнести волшебные слова, чтоб клубочек указал нам дорожку.
Ты беги, беги клубочек
Мимо пней, мимо кочек.
Покажи дорожку,
К заветному порожку.
Педагог. А вот и река. Река, какая узкая или широкая?
Дети. Река широкая
Педагог. Ее можно перешагнуть, как ручеек?
Дети. Нет.
Педагог. Правильно, очень широкая река.
Педагог. Дети, что же нам делать? Как можно перебраться через реку?
Дети предлагают варианты решения проблемы.
Педагог. А мы перейдем реку через мост.
Педагог. Ребята, подул сильный ветер и рассыпал все дощечки. Что мы можем сделать, чтобы пройти дальше?
Дети. Собрать дощечки.
Дети собирают дощечки по цифрам от 1 – 10.
Педагог. Чтобы быстрее восстановить мост, надо встать по порядку от 1 до 10.
Педагог. Молодцы, ребята, собрали мостик, теперь можем двигаться дальше.
Сначала, давайте, проверим, правильно ли собрали мостик. Давайте, посчитаем в прямом порядке. (Переходят)
Педагог. А теперь, посчитаем в обратном порядке.
Педагог. Ребята, мы с вами прошли по мостику и оказались на поляне.
Педагог. Ребята, посмотрите, как здесь красиво.
На экране появляется картина весны. (Все весенние явления согласно тексту показываются на проекторе.)
Воспитатель. Пришла весна. Солнце стало пригревать с каждым днем все сильнее и сильнее. Давайте потянем к солнцу свои ручки. Погладим ручки свои. Погреем спинки. Давайте посмотрим на солнышко и представим, как оно ярко светит, прямо нам в глаза, поэтому снег стал быстро таять. (Появляются по очереди первоцветы на слайде) Какие красивые цветочки цветут. А вы знаете, как они называются?
Дети. Мать-и-мачеха, крокус, прострел, медуница, подснежник.
Педагог. Как по-другому, мы можем назвать эти цветы?
Дети. Первоцветы.
Педагог. А почему они называются первоцветами?
Дети. Потому что они появляются рано весной, самыми первыми.
Педагог. И вот из-под снега выглянул подснежник. Он поднял головку и сказал: «Как хорошо, что пришла весна!».
Педагог. И вдруг солнце спряталось, подул холодный ветер и сорвал цветочек и подснежник закрыл свои лепесточки, он думал о том, что никто ему не поможет.
Педагог. Давайте мы ему поможем. Поможем ему выжить? Как вы думаете, что нужно сделать?
Дети. Поставить в воду.
Педагог. Нужна вода, и не просто вода, а живая вода.
Я добыла живой и мертвой воды, но забыла, где какая вода, хотя твердо знаю, что живой воды больше, а мертвой меньше. Давайте подумаем, в какой из емкостей больше воды? Как это проверить? Что необходимо для измерения? Какую меру лучше взять, чтобы измерить объем (3 стаканчика, 4 стаканчика)?
Педагог. Мы с вами возьмем стаканчик и посмотрим, сколько таких стаканчиков помещается в банке с розовой водой, а сколько — в банке с голубой.
Дети измеряют и уточняют, что розовой воды — 4 стакана, а голубой воды — 3 стакана.
Педагог. Что можно сказать об объеме посуды? Что объем посуды не зависит от количества в ней жидкости. В маленькой банке может быть жидкости больше, чем в большой.
Теперь мы знаем, что живая вода розового цвета. И можем спокойно поставить подснежник в воду, чтобы дольше продержался.
Педагог. Ой, ребята, подснежник раскрылся. Он благодарит вас.
Педагог. Нам пора продолжить наше путешествие. Клубочек укажи нам дорожку.
Педагог. Катился, катился и к мячу я прикатился.
(Клубочек катится до мячика)
Педагог. Ребята, а вот и мячик. Давайте мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот».
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый.
Педагог. Нам пора отправиться обратно в детский сад.
Педагог. Закройте все глазки и произнесите волшебные слова: покружились, покружились и в саду мы очутились.
Педагог. Вам понравилось путешествовать?
Педагог. Что понравилось?
(Ответы детей)
Педагог. Ребята, а мы с вами еще и закрепили счет в пределах 10.
Исполняется песня «Научился я считать».
Научился я считать 1,2, 3, 4, 5
Я считаю до 5,
А могу до 10.
Сосчитал котят у кошки
На столе тарелки, ложки,
В вазе сосчитал цветочки,
Возле дома все кусточки.
Педагог. Какие вы молодцы, вы старались, и были очень активны.
На этом наше путешествие закончилось.
Всем спасибо! Молодцы!
Список используемой литературы:
- З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» — Москва, 1990г.
- Е.Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» — ФГУИППВ, 2004г.
- В.Волина «Веселая математика» — Москва, 1999г.
- О.Узорова, Е.Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» — ООО «Издательство Астрель», 2002г.
- Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» — Санкт-Петербург, 2002г.
- Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» — Москва, 1989г.
- В.Б. Городецкий «Книга о шашках» — Москва, «Детская литература», 1984г.
- В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк «Шашки для детей» — Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008г.
|