(из опыта работы)
Выполнила: воспитатель МБДОУ детский сад № 244 Бельская Н.В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №244 общеразвивающего вида Советского района города Уфы Республики Башкортостан
Летит выше звёзд математика наша Уходит в моря, строит здания, пашет Сажает деревья, турбины куёт До самого неба рукой достаёт.
Ю.Яковлев
«Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе», — об этом говорят и учителя, и родители, и сами ученики. А как же дошкольники? Они не знают что математика трудная дисциплина, и не должны узнать об этом никогда.
Современное математическое развитие дошкольников уже не рассматривает как сложное методологическое направление, реализующее основную задачу – подготовка детей к дальнейшему обучению в школе.
Главное, ввести детей в мир логики, т.е. научить мыслить, рассуждать, предполагать, анализировать, постигать математические понятия, способствовать повышению интереса к математике веры в свои силы – вот истинное предназначение сути математического развития дошкольников на современном этапе. Раскрывая удивительный мир окружающих чисел и фигур, математика учит мыслить яснее, последовательней, развивает мозг и внимание, воспитывает настойчивость и волю, учит детей приобретать знания. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» М.В. Ломоносов. Серьёзное содержание математического развития может усваиваться современными детьми, если оно доставляет им удовольствие. Поэтому немалую роль играет форма подачи, вызывающая эмоциональную окраску, непринуждённость, заинтересованность, познавательный интерес, перерастающий в познавательную активность ребёнка. «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» А.Франс. На занятиях математики мы с детьми отправляемся в удивительное, сказочное Королевство «Математика», путешествуем по островам, открываем новые страны. Здесь нам помогает большое разнообразие дидактических игр ( «Геометрическое лото», «Укрась коврик», «Логические таблицы»), игры со словом ( «Кто знает – пусть дальше считает», «Назови следующий день недели», «Что бывает круглым…»), игры с геометрическим материалом ( «Колумбово яйцо», «Танграм», «Монгольская игра», «Волшебный круг»), игры-головоломки, логические задачи, пословицы, поговорки, крылатые слова, весёлые стихи про цифры (С. Маршак, З.Александрова, П.Башмаков, В.Степанов, В.Бакалдин), задачи в стихах, загадки, считалки. Очень любят дети игры со счётными палочками. С помощью палочек создают не только знакомые предметы, но и фантазируют что-то своё необычное, оригинальное. Родители помогли нам оформить математический коврик (с одной стороны цифры, с другой – геометрические фигуры) На волшебном математическом коврике мы отправляемся в путешествие в лес, в город математических загадок, в мир чисел. В гости к Незнайке. Для закрепления знаний о последовательности дней недели изготовили пособие «Цветик-семицветик», из цветных крышек пособие «Собери сутки», для счётной деятельности пеналы с геометрическими фигурами.
Знания по математике закрепляем не только на занятиях по ФЭМП, но и на других видах образовательной деятельности. Так на занятиях по художественному творчеству дети изображают предметы, похожие на ту или иную геометрическую фигуру ( «Домики трёх поросят», «Снежная семья», «Украшение ленты»), на лепке дети лепят большие и маленькие мячи, морковки, овощи, фрукты, на аппликации создают геометрические узоры, вырезают круг из квадрата, овал из прямоугольника ( «Мишка», «Неваляшка», «Строим дом»). На занятиях по ознакомлению с художественной литературой читаем сказки М.И. Стожаровой. Привлекательный сюжет сказок можно использовать в дидактических целях, соединяя сказочные перипетии и проблемно-познавательные ситуации. Здесь дети учатся рассуждать, логически мыслить, обосновывать выбранные варианты решения. Так, в «Сказке о том, как круг и квадрат отправились в поход», дети подбирают предметы похожие на ту или иную геометрическую фигуру, в сказке «Яблоко» — дети делят круг на две и четыре равные части.
Одним из видов познавательной деятельности являются математические конкурсы, праздники, развлечения, викторины (конкурс «Догонялки», вечер «Бабушка-загадушка», развлечение «Теремок»). Они требуют от участников не только знаний, но и находчивости, смекалки, вызывают неподдельный интерес у детей разного возраста.
На прогулке с детьми считаем листики, камушки, шишки ( «Разложи листья разной величины»), сравниваем дома, деревья, рисуем палочками по влажному песку на тему «Весёлая картинка».
Большая работа проводится и с родителями. Мы приглашаем родителей на открытые занятия по ФЭМП ( «У нас в гостях Буратино», «1,2, 3, 4, 5 – научились мы считать», «Удивительное путешествие в страну Числяндию»), проводим совместные развлечения-конкурсы ( «Конкурс продавцов», «Ну-ка, звёздочка, зажгись!», «Математическая викторина»), вечер открытых дверей «Математическая игротека» (совместные игры детей и родителей с использованием дидактических игр), внесли традицию группы «Игра на выходной!» (дети по желанию на выходной берут домой по одной игре), вносим информацию на стенд ( «Учите, играя», «Страна математики», «Воспитывать радость познания», «Играйте вместе с нами»).
Путешествуя по сказочной стране «Математика», наши дети познают окружающий мир, проявляют свою смекалку, внимание, смелость, воображение, гибкость ума. И мы верим, что поступив в первый класс, наш маленький человек сохранит в себе огонёк пытливости и любознательности, жажду к новым открытиям!
|