Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Страну Математики".
(образовательная область "Познавательное развитие")
Подготовила и провела: воспитатель первой квалификационной категории Клевцова О.И. Монино, 2016 год
Методы: словесные, наглядные, практические.
Цель:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение практически их использовать посредством игры — путешествие.
Задачи:
Образовательные
- Упражнять в составлении множества из разных по качеству элементов (предметов разного цвета), в получении равенства из неравенства путем убирания или добавления одного предмета;
- Закреплять навык прямого и обратного счета, дней недели путем выстраивания числового ряда в прямом и обратном порядке;
- Закреплять представления детей о геометрических фигурах: умение различать и сравнивать по свойствам (по цвету, форме) такие геометрические фигуры как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; знакомство с трапецией.
- Формировать мыслительные операции.
Развивающие:
Скачать конспект
5. Развивать конструктивного праксиса;
6. Развивать умения считать и воспроизводить количество движений по образцу и заданному числу (в пределах 10);
7. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
8. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Оборудование и материал:
Доска магнитная; письмо, украшенное цифрами и геометрическими фигурами; карточки с заданиями из письма; геометрические фигуры разных цветов и размеров; мяч; числовые карточки от 1 до 10 (1комплект); счетные палочки на каждого ребенка; медали.
1. Организационный момент
Дети проходят в группу.
Восп: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются, выстраиваются на коврике)
Пока дети выходят, воспитатель достает конверт.
Восп.: Ребята посмотрите и скажите что у меня в руках? (Письмо)
- Да, правильно. Вам интересно от кого это письмо?
- Да.
- Сейчас я его открою и прочту.
Читает письмо
«Здравствуйте, друзья! Пишет Вам Королева страны Математики. Я за вами долго наблюдала, как вы интересно играли на занятиях по математике. В моей стране произошла путаница, и я хочу вас пригласить к себе, чтобы помогли мне навести порядок.
Поможем, ребята?
- Да.
А чтобы нам попасть в страну, нужно произнести волшебные слова:
Мы идем, мы идем, никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти! (шагают на месте).
Основная часть.
Воспитатель подходит к доске, и обращает внимание детей на доску, где в беспорядочном положении находятся карточки с цифрами.
1 задание. — Ребята, цифры забыли свои места, давайте поможем им найти своё место.
Дидактическая игра «Построй цифры»
Под музыку дети берут цифры и выстраиваются с ними по порядку), затем воспитатель просит каждую «Цифру» назвать своих соседей (дети называют).
По окончании игры складывают цифры и садятся за столы.
Дети проходят за столы, где для каждого ребенка лежит набор из 5 геометрических фигур: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и счетные палочки.
Воспитатель читает следующее задание: Ребята, геометрические фигуры забыли свои имена, напомним фигурам, как их зовут? — Да.
2. Дидактическая игра «Отгадай фигуру»
Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке.
1. Три вершины,
Три угла,
Три сторонки
Кто же я? (треугольник)
Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на треугольник.
2. Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой, Все четыре стороны Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… (квадрат).
Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на квадрат.
3. Нет углов у меня И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня! (Круг)
Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на круг.
4. Эти фигуры по городу мчат, в садики, школы развозят ребят. Едут автобус, троллейбус, трамвай. Ты на дороге, смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома. О чем говорю я? Ответьте, друзья!
(прямоугольник)
5. Он похожий на яйцо Или на мое лицо. Вот такая есть окружность Очень странная наружность.
Круг приплюснутым стал. Получился вдруг… (овал)
Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на овал.
Молодцы, ребята, а теперь давайте немного разомнемся, выходите на коврик и вставайте в кружок.
Физминутка
Мы играли и считали (шагают на месте) Дружно вместе пошагали Ручками похлопали – один, два, три, (хлопают) Ножками потопали – один, два, три. (топают)
Встали- сели, встали-сели, (приседают) И друг друга не задели. Выше руки, шире плечи (поднимают руки) Раз, два, три – дыши ровней! (делают вдох)
Мы немножко отдохнем И опять считать начнем.
3. Воспитатель читает третье задание
Ребята, Дни недели забыли свои имена. Давайте им напомним! Но сначала скажите, сколько дней в неделе?
- Семь.
Дидактическая игра «Назови день недели»
Дети передают мячик по кругу и называют по порядку дни недели.
Дорогие гости, ребята приготовили для вас сюрприз– сейчас они превратятся в Дни недели и прочитают для вас свои стихи.
4. Дети берут цифры, соответствующие дню недели и выстраиваются по порядку.
1-й ребенок «понедельник»
Детский сад, детский сад Каждый день ждет ребят. Здесь забавы и игрушки. Куклы, книжки, погремушки.
В понедельник мы считаем, Прибавляем, вычитаем.
2-й ребенок (вторник):
Вторник – тут спортивный день, Бегать, прыгать нам не лень.
3-й ребенок (среда):
В среду – музыка у нас Мы танцуем – просто класс.
4-й ребенок (четверг):
Книгу мы в четверг читали, Много нового узнали.
5-й ребенок (пятница):
В пятницу лепили птиц: Снегирей и синиц.
6-ой ребенок (суббота):
А в субботу с воскресеньем С мамой мы пекли печенье
7-й ребенок (воскресенье):
С папой с горки мы катались А потом в снегу валялись. Молодцы, ребята (дети кладут карточки на стол и садятся). А теперь выходите, давайте немножко поиграем (дети выходят и занимают свои места):
5. Д/и «Сосчитай и сделай»
Воспитатель показывает карточку с цифрой и говорит: «Столько раз присесть (прыгнуть, хлопнуть, топнуть и тд.), а дети должны в соответствии с числом на карточке произвести соответствующее количество раз заданное действие.
3 раза хлопнуть 6 раз топнуть 4 раза присесть 10 раз прыгнуть
и тд.
Молодцы, ребята.
Дети проходят за столы
6. А сейчас давайте поиграем еще в одну игру. Она называется «Назови на один больше (меньше)»
Дидактическая игра «Назови на один больше (меньше)»
Воспитатель кидает мяч и называет число. А ребенок, отбрасывая мяч обратно воспитателю, называет число на один больше (меньше)
И последнее задание:
7. Дидактическая игра «Веселые задачки»
Мы будем их решать с помощью счетных палочек (Воспитатель читает задачку, а дети выкладывают на столах счетные палочки).
- Ежик поставил в вазочку 4 желтых листочка и 2 красных. Сколько всего листочков в вазе?
- У зайчонка было 6 морковок, 1 морковку он подарил медвежонку. Сколько морковок осталось?
- Около моста растут 4 березы и 4 липы. Сколько всего деревьев около моста?
- У белочки было 10 грибов, 3 гриба она отдала Ёжику. Сколько грибов осталось у белочки?
Итог:
Ребята, вам понравилось наше занятие? А теперь давайте проверим, все ли вы запомнили: я буду называть, что бывает, и если назову правильно — похлопайте в ладоши, если неправильно – покачайте головой.
8. Д/И «Верно-неверно»
- после субботы идет воскресение
- за понедельником следует среда
- перед пятницей стоит четверг
- семь на один больше шести
- в неделе 5 дней
- яйцо похоже на круг
- автобус похож на прямоугольник
Молодцы, ребята, мы справились со всеми заданиями, и Королева Математики поблагодарила вас и передала вам награды и угощения.
|