Подготовила и провела: Воспитатель 1 кв. категории МБДОУ №77 «Родничок» Кривчун А. М. Калуга, 2017 г
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста актуально на этапе подготовки к школьному обучению. Чтобы успешно прошло освоение общеобразовательных программ, дошкольнику необходим достаточный уровень развития, и математических способностей в тоже. Характерные особенности развития детей с ОНР сказываются на качестве усвоения ими элементарных математических представлений, приобретения умений и навыков. Речевые нарушения ведут к затруднениям в формировании математических представлений детей старшего дошкольного возраста:
- затруднения при освоении сенсорных эталонов;
- затруднения при освоении пространственного расположения вещей;
- затруднения в целостном восприятии предметов, ошибки при их сравнении, сопоставлении, выявлении сходства и различия между предметами;
- затруднения в понимании, речевом оформлении и решении арифметических операций.
Скачать конспект
Поэтому формирование математических навыков у детей с ОНР должно быть направленно на исправление и речевой патологи и совершенствовании познавательной сферы.
Понятие «формирование элементарных математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка.
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных игр, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Словесные игры
«Да и нет».
Родитель загадывает какой-нибудь предмет, ребёнок должен его отгадать. Отвечать только «да» или «нет».
Например, этот предмет круглый? (Да.) он стоит на верхней полке?
Во время игры нельзя задавать вопросы о назначении предмета. можно спрашивать о форме, величине, месте расположения.
Такие игры как:
«НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ ФИГУРУ», «ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
С целью развития у детей мышления, рекомендуется использовать различные игры и упражнения.
Это «На нахождение пропущенной фигуры»,
«Продолжения ряды фигур, знаков»
«Цепочки закономерностей»
В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент.
Кроме того, можно предложить задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета.
Игра «КОГО НЕ ХВАТАЕТ?»
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур, пазлы. Такие игры как: «СОБЕРИ БУСЫ», «НАЙДИ ОШИБКУ», «КАКИЕ ЦИФРЫ ПОТЕРЯЛИСЬ?» и т.п. способствуют развитию мыслительной и речевой деятельности.
Игра вырабатывает у ребенка умения выделять в окружающем существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения которое необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка.
Для развития мыслительной и речевой деятельности, также рекомендуется использовать загадки, загадки—шутки.
Загадки математического содержания
- Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы)
- Четыре братца под одной крышей живут. (Стол)
- Пять братцев в одном домике живут. (Варежка)
- Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы)
- Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели)
- В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Времена года)
- 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы)
- Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. (Вилка)
- У него 4 лапки, лапки – цап — царапки, пара чутких ушей, он – гроза для мышей. (Кот)
- Рядышком двое стоят, направо, налево глядят. Только друг друга совсем им не видно, это должно быть, им очень обидно. (Глаза)
Задачи – шутки
- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
- Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить её на угол стола)
- Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной. (6)
- На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая её? (Переложить крайнюю)
- Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (Положить их на угол стола)
- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2кг.)
- Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного)
- На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
- У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца)
- Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит)
Скороговорки
Возле грядки—две лопатки Возле кадки—два ведра.
______________________
Два щенка щека к щеке Щиплют травку в уголке.
______________________
Три сороки тараторки Тараторили на горке.
______________________
Опять пять ребят Нашли у пеньков пять опят. ______________________ %4
Пошёл Игнат лопаты покупать
Купил Игнат пять лопат.
______________________
Три вороны на воротах.
Можно использовать считалки, которые способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества. Мы предлагаем использовать считалки с детьми старшего дошкольного возраста целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном порядке, а также развития временных представлений и т. д.
1. Один, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, Девять, десять. Выплыл ясный месяц.
______________________
2. Девять, восемь, семь, шесть, Пять, четыре, три, два, один. В прятки мы играть хотим. Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать.
______________________
3. Раз-два, раз-два, раз-два-три! Вслед за мною говори: В понедельник, вторник, среду В гости к бабушке поеду,
А в четверг и в пятницу Санки к дому катятся. За субботой — воскресенье, В этот день пекут печенье.
Раз-два, раз-два, раз-два-три! Всю считалку повтори!
Известный математик А. И. Маркушевич отмечал, что благодаря сказке ребёнок начинает отличать реальное от необычного, сказка помогает развивать не только воображение, но и первые навыки критического мышления. Сказочный герой даёт возможность ребёнку перенестись в воображаемую ситуацию. Поставить перед собой игровые задачи, принять игровую роль помощника, защитника, учителя и ученика. Реальность персонажа помогает ребёнку принять поставленную задачу, связать воедино игровую, учебную и практическую задачи. Например, в сказке «Цветик — семи цветик» ребёнок знакомиться с составом числа семь, закрепляет знания о временах года и днях недели.
Посредством сказки закрепляются навыки счета, а также представления о форме, цвете, величине и т. д. Кроме того, ребёнок начинает понимать: считать можно любые предметы.
Например,
Я колобок, колобок! По амбару метен, По сусекам скребен, На сметане мешен,
В печку сажен, На окошке стужен. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел, Я от волка ушел, От медведя ушел, А от лисы не успел уйти.
Вопросы:
Сколько зверей встретил колобок?
Сколько раз он смог уйти?
______________________
2. Посадил дед репку — выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытащить не может. А вытащили репку только тогда, когда стали тянуть всем семейством: дед, бабка, внучка, собака Жучка, кошка Дашка и мышка.
К данной задаче можно поставить следующие вопросы: «Сколько человек тянули репку? Сколько животных помогали тащить репку? Который по счёту была собака, внучка» и т.д.
______________________
Загадав ребёнку следующую загадку: «Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке, там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без под сказки: кто герои этой сказки?» (Три медведя). Как называется эта сказка? Какой математический термин вы услышали в названии этой сказки? (Число 3.) Каких предметов в этой сказке было по три? (Три стула, три кружки три кровати, три подушки и т. Напиши цифру 3 в воздухе ладонью, сложив три пальчика клювиком, двумя руками одновременно. Вспомнить загадки и сказки, в названии которых встречаются это число и цифра ( «Три медведя», «Три толстяка» и др.).
Анализируя вместе с родителями то или иное литературное произведение, осваивая средства художественной выразительности, ребёнок овладевают способностью передавать в образном слове определенное математическое содержание, способствует прежде всего формированию представлений о временах года, частях суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественных отношений.
Таким способом можно помочь детям сформировать математические представления.
|