Азарова Наталья Александровна. Методическая разработка образовательной деятельности «Путешествие Вани в стране математики. Исследование объёмных фигур»

Методическая разработка образовательной деятельности «Путешествие Вани в стране математики. Исследование объёмных фигур»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Программа «Тропинки», раздел «Тропинка в мир математики», подготовительная к школе группа

(образовательная деятельность с использованием рабочих тетрадей)

Азарова Наталья Александровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка» города Губкина Белгородской области

 Скачать конспект

Возраст детей / направленность группы

Дети 6 - 7 лет/ группа общеразвивающей направленности

Форма проведения ОД

Игра -занятие

Приоритетные образовательные области

«Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие»

Цель

Закрепить знания о сходствах и различиях объемных геометрических фигур, познакомить   со   свойствами объемных фигур при усечении.

Программные задачи

 

 

Познавательное развитие:

- систематизировать и дополнить знания о объемных геометрических фигурах;

- использовать навыки сравнения фигур в группах;

- исследовать свойства объёмных тел при усечении;

-делать соответствующие выводы в процессе экспериментирования;

-- развивать внимание, зрительную память, логическое мышление;

-учить решать пространственные задачи;

Речевое развитие:

- развивать речь;

- побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением, четко проговаривая слова;

-активизировать словарь детей;

-формировать умения детей: выполнять действия по словесной инструкции.

Социально-коммуникативное развитие:

-вызвать эмоциональный отклик;

- развивать внимание, зрительную память, логическое мышление.

Художественно-эстетическое развитие:

- развивать геометрическое воображение и творческие способности;

- развивать мелкую моторику руки;

-развивать чувство пространства посредством двигательных образов;

- развивать тактильные навыки.

Основные понятия (новые слова)

Усеченная пирамида, усеченный конус

Виды детской деятельности

Познавательная (игра «Переведитела вращения через речку», игра   «Найти похожие фигуры»;

познавательно – исследовательская (игра «Узнай фигуру на ощупь»,   опыт с усечением верхушек фигур);

коммуникативная (беседа, обсуждение),

игровая (игра «Переведи тела вращения через речку», игра «Посади клумбу», игра «Охраняемый склад»);

конструктивнаяигра («Геометрический кот»),

двигательная (физкультминутка)

Формы организации детской деятельности

- совместная деятельность взрослого и детей, индивидуальная деятельность, подгрупповая работа, работа в парах, самостоятельная деятельность

Ресурсы

Раздаточный материал: тетради «Математика до школы» под редакцией М.Н.Султановой (часть 1) на каждого ребенка, карандаши простые, ножницы, заготовки объемных фигур(конус, цилиндр, пирамида, призма) по количеству детей, наборы «Дары Фребеля» №8,9

Наглядно-демонстрационный материал: карточки с изображением   объёмных фигур и героя истории, объёмные геометрические фигуры разного размера, треугольная клумба, цветы на магнитах

Ожидаемые результаты

Ребенок:

- определяет объёмные геометрические фигуры по виду;

- умеет классифицировать фигуры,обобщать по признакам;

- умеет решать пространственные задачи, делать выводы в процессе экспериментирования;

- может планировать свои действия для достижения конкретной цели;

- проявляет доброжелательность по отношению к героям;

Этапы ОД

 

Деятельность педагога

Деятельность

ребенка

Планируемые результаты

I.Организационный этап

-Ребята, помогите мне сделать большой круг.

Молодцы, вы быстро взялись за руки и у нас получился красивый круг.

Посмотрите вправо, влево, кто стоит рядом с вами?

Рядом с вами ваши друзья.

Какое у вас настроение?

С таким хорошим настроением любое дело отлично   получится.

Дети берутся за руки, улыбаются друг другу.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на приветствие. Создан эмоциональный настрой и мотивационная готовность к участию в совместной деятельности.

II. Мотивационно – ориентировочныйэтап

 

(на доске картинки с изображением героев)

Ребята, вы узнаёте этих героев?

Помогите мне вспомнить имя мальчика и названия фигур.

А на какие фигуры можно поделить объёмные фигуры.

Ребята, а вы хотите услышать продолжение историй про этих героев?

По изображению на картинке на доске дети называют героев истории про мальчика Ваню, который путешествует по стране математики: объёмные фигуры и мальчик Ваня.Дети делают вывод, что сегодня будет продолжение истории про Ваню.

Участие детей в выявлении темы.

Умение делать вывод, устанавливать связи с уже известным материалом.

Выраженожелание слушать и выполнять определенные задания.

III. Поисковый этап

Игра«Переведи тела   вращения через речку»

Игра «Узнай фигуру на ощупь»

Игра «Найди сходства и различия»  

 

Педагог рассказывает продолжение истории про Ваню и выявляет проблемную ситуацию.

Воспитатель:     Куб и параллелепипед унесли Ваню в город Многогранников. Они поведали мальчику, что не любят тела вращения, ведь они такие гладкие!

     А тела вращения воскликнули: Зато мы такие разнообразные!

     Объёмные фигуры рассорились. Тела вращения решили перебраться на другой берег реки. Переведите их на другой берег и назовите.

       Ваня посмотрел на фигуры и очень расстроился. Мальчик сказал, что ему кажется, что все фигуры чем-то похожи, и им не зачем ссориться.

Как вы думаете, прав ли Ваня? Ребята, а хотите помочь Ване помирить фигуры?

Чтобы понять, похожи фигуры или нет, мы можем их все рассмотреть и потрогать.

А еще мы можем найти среди этих фигур похожие.

Тут многогранники закричали на Ваню:

- Да как это могло тебе прийти в голову, что мы похожи? Мы воюем с телами вращения. У нас есть секретный охраняемый склад. Лучше помоги нам правильно расставить солдат вокруг склада.

-Ребята, нужно   составить план, такчтобы у каждойстены стояло по два солдата. Солдат нужно обозначить точками.

Воспитатель просит несколько детей рассказать,как они расставили солдат,обсуждает их варианты ответов, выявляет правильный ответ.

Дети слушают продолжение истории, затем подходят к столу и классифицируют фигуры   в тетради.

Дети участвуют в

обсуждении проблемы.

Затем подходят к чудесному мешочку и определяют фигуры на ощупь.

Рассматривают, находят похожие на столе, соединяют их в пары

Дети работают в тетради. Рассказывают несколько детей, как они справились с заданием.

Слушает и понимаетпродолжение истории, классифицирует фигуры по типу.

Умеетраспознать проблему.

Выполняет действия по словесной инструкции, понимает суть учебной задачи.

Умеют рационально распределять точки по вершинам фигур, согласно словесной инструкции.

Физкультминутка «Покажи фигуры вращения!»

А теперь с вами поиграем -изобразим фигуры вращения. Показ карточек и движений.

 

Движутся согласно схематически показанным на карточках действиям под музыку.

Умеют слушать команды и выполнять их, подчиняясь общим правилам.

IV. Практический этап

Опыт с усечением верхушек фигур

Игра

«Посади клумбу»

Игра«Геометрический кот»

Тогда тела вращения очень разозлились,взяли ножницы и стали усекать верхушки пирамид. В ответ многогранники усекли верхушки конусов.Ребята, хотите посмотреть,что же получится. Посмотрите,как нужно   усекать фигуры.Объясняет и показывает результат.

Когда усекают верхушку пирамиды, пирамида превращается в новую фигуру. Она называется усеченная пирамида. Конус   тоже после усечения верхушки превращается в новую фигуру - усеченный конус.

А тела вращения не успокаиваются и усекают призмы. В ответ многогранники стали усекать цилиндры. Проводит эксперимент с призмой и цилиндром.

Но как они не старались призмы оставались призмами, а цилиндры цилиндрами, но изменилась их высота.Что с ней произошло? Правильно, она уменьшилась.

       Но   тут фигуры услышали плач. Это плакал Ваня. Ему стало страшно. Он сказал,что   если они не прекратят ссориться, то никого не останется, и ему не к кому будет прийти в стране математики. Фигурам стало стыдно, ведь война -это очень плохо.

Ваня сказал,правильно, не надо больше ссориться, даже если выне все похожи друг на друга, вы все   очень важны в стране математики.

В честь примирения фигуры решили посадить клумбу с цветами. Помогите фигурам правильно рассадить цветы. Нужно посадить цветы (точки) так, чтобы с каждой стороны было по три цветка. Сравните, правильно ли на доске и у вас в тетради.

А Ваня решил сделать в подарок фигурам геометрического кота. Помогите Ване   сделать кота.

Какие разные у вас получились коты. Молодцы,ребята, вы все старались.

Дети подходят с столу с заготовками берут ножницы и усекают пирамиды     и конусы,смотрят на результат. Приходят к     выводу,что при усечении пирамиды и конуса получаются другие новые фигуры, знакомятся с их названиями.

Дети берут ножницы и усекают призмы ицилиндры.Смотрят на результат. Приходят к     выводу,что при усечениипризмы и цилиндры остаются призмами и цилиндрами, а их высота уменьшается.

Дети слушают продолжение истории.

Дети работают в тетради. Один ребенок у доски. Сравнивают, рассматривают другие варианты, выявляют правильный.

Дети строят кота из наборов«Дары Фребеля»

Дети рассматривают постройки.

Умеют рассуждать, анализировать, сравнивать.

Усвоили название новой фигуры.

Испытывают положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач.

Умеют работать в командах.

Умеют слушать, сопереживать.

Умеют рационально располагать точки по вершинам треугольника.

Умеют соотносить фигуры по размерам, используют различные   варианты композиций.

V. Рефлексивно – оценочный этап.

 

Словесная игра «Закончи предложение»

Рефлексия

Итак, ребята,вам понравилась эта история про путешествие мальчика Вани?

Педагог предлагает игру«Закончи предложение»:

-Мне понравилось...

-Мне встретились ...

-В стране математики произошло...

- Мы познакомились

впервые с   ...

-Мне было трудно..

-Мне захотелось рассказать дома о..

Ребята,мне очень приятно, что вы помогали Ване, исследовали   разные объёмные фигуры, находили их сходства и различия.

Вы молодцы! Пожмите друг другу руки и скажите:

«Ты -молодец».

Я думаю,что следующее путешествие Вани будет таким же интересным и познавательным.

Стоя в кругу, дети продолжают предложения, начатые воспитателем,подводя итоги занятия.

Дети хвалят друг друга за проделанную работу.

Умеют выделять главные моменты в совместной деятельности.

Активизация мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Формирование навыков самооценки.

Перспектива на дальнейшую деятельность.

         

Использованная литература:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» под редакцией В.Т.Кудрявцева

2. Методическое пособие М.Н.Султанова «Путешествие в страну математики». Подготовительная к школе группа.

3. «Математика до школы: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет» М.Н.Султанова.

Просмотров: 546
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Голякова Елена Геннадьевна. Дидактическая игра: «Занимательные фигуры»
  • Румия Мансуровна Мязитова. Дидактической игра «Цветные фигуры»
  • Васильева Екатерина Геннадиевна. Математическое и сенсорное развитие для детей младшей группы Тема: «Геометрические фигуры»
  • Сытова Наталья Борисовна. Сказка «Как геометрические фигуры город строили».
  • Тараканова Ольга Андреевна. Занятие ФЭМП средняя группа «Посчитаем все фигуры»
  • Плотникова Антонина. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Геометрические фигуры»
  • Верхорубова Наталья Викторовна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Родничок». Тема: Геометрические фигуры. Цифра 5.
  • Ломыкина Анастасия Викторовна. План-конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП на тему: «Геометрические фигуры. Счет до 5» для детей средней группы
  • Логинова Ирина. Конспект НОД по ФЭМП «Порядковый счет до 3. Геометрические фигуры» (средняя группа)
  • Фануза Альшина. Разноцветные геометрические фигуры
  • Вырмаскина Оксана Евгениевна. Паспорт проекта совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Волшебные фигуры»
  • Светлана Анатольевна Маслова. Конспект НОД Тема: Геометрические фигуры.
  • Михаева Светлана Борисовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических способностей в средней группе на тему «Геометрические фигуры»
  • Гильмазитдинова Наталья Николаевна, Фаляхова Алина Рафитовна. Конспект занятия по ФЭМП для средней группы дошкольного возраста Тема: «Геометрические фигуры»
  • Сидорова Людмила Евгеньевна. Конспект НОД «Число и цифра 1.Счет до 5. Геометрические фигуры»
  • Исмиханова Лиза. Конспект образовательной деятельности в средней группе «Волшебные фигуры в математике»
  • Абакумова Наталья Леонидовна Митрофанова Надежда Васильевна. Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» во второй младшей группе
  • Баштовая Анна Владимировна. Конспект НОД в первой младшей группе Тема: «Геометрические фигуры»
  • Главный Редактор. Объемные фигуры из бумаги
  • Глинкина Галина Валентиновна. Конспект НОД во второй младшей группе «Волшебные фигуры.
  • Глинкина Галина Валентиновна. Конспект НОД во второй младшей группе «Волшебные фигуры»
  • Степанишина Ирина Павловна. Конспект СОО по познавательному развитию «Волшебные фигуры» в подготовительной группе
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Антонова Ольга Владимировна. Путешествие по стране геометрических фигур.
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь