Елена Владимировна Янковская. Ознакомление детей с народной культурой, игрушкой.

Ознакомление детей с народной культурой, игрушкой.Образовательные задачи:
•   Познакомить детей с историей происхождения народной игрушки. Закрепить знания детей о названиях города, республики, страны.
•    Познакомить с названиями различных видов народных кукол.
•    Способствовать развитию мелкой моторики рук детей.
•    Закрепить умение детей  выразительно читать стихи.
Развивающие задачи:
•    Развивать интерес к получению новых знаний (П, С);
•    Развивать диалогическую и монологическую речь (К);
•    Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение (П, К).
Воспитательные задачи:
•    Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать (К);
•    Воспитывать бережное отношение к предметам быта (Б, С);
•    Воспитывать умение работать в группах (К);
•    Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу (К).
Материал:
Куклы разных видов, ИКТ, флажки , карточки с пословицами, заготовки вариантов тканей, палочка, костюмы русской и татарской культуры, клубок ,  музыка.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, книг. Рассказывание сказок. Знакомство с видами тканей. Отгадывание загадок.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация
Познание    Беседа, вопросы на заданную тему.
Социализация    Игры: «Угадай из чего игрушка?»,
«Мы - два друга»,
Здоровье   логоритмическая физминутка «Гусеница»,
смена деятельности.
Музыка    Использование народной  музыки во время изготовления «пеленашек» .

Группа украшена элементами народных орнаментов. В центре стоит стол застеленный красивой лоскутной скатертью. На доске закреплены карточки с народными пословицами. С боку мини-музей народной игрушки. На одной из стен  подвижный экран. Воспитатель одета в одежду с элементами народного костюма.
Дети сидят напротив мини-музея.
Воспитатель: Выйду в поле: широта-раздолье!
Солнышку поклонюсь, цветикам улыбнусь.
Красотам летним, ярким, неприметным,
Травушке-муравушке зеленой, пахучей,
Уж нет её лучше,
Нет и Родины краше, чем Россия наша!
В.: Дети, а кто скажет как называется наша Родина?
Д.: Наша родина-Россия.
В.: А как называется наша республика и город в котором мы живем?
Д.: Республика называется Татарстан, а город-Казань.
Перед  детьми выставляются на экране появляются репродукции с видами города, природы края.
В.: А сейчас послушайте ребята мой рассказ.     Когда-то давно тоже жили люди, но они одевались и устраивали свой быт по-другому. В группу заходят дети одетые в русский  и татарские народные костюмы. Вам нравиться это одежда? Ответы детей. Рассматриваем подробнее виды, элементы украшений, обувь. Да дети всё это человек изготавливал своими руками: ткали ткани, окрашивали их, кроили одежду  и шили, обязательно украшая вышивкой какого-либо орнамента.
В каждой семье были дети и взрослые делали игрушки сами для своих малышей. Из соломы, дерева ,глины, ткани и прочего.
Встанем дети. Предлагаю поиграть в игру «Чудесный мешочек»(в нем собраны народные игрушки из разных материалов: глиняная свистулька, соломенный козлик ,тряпичная кукла, деревянная собачка).
Но мы сегодня поговорим об одной из этих игрушек. Сперва отгадайте загадку:
Платье носит ,есть не просит, всегда послушна, но с ней не скучно?
Д.: Кукла.
Во всех уголках России жили  мастера кукольного дела, бабушки, прабабушки да и молодые девушки с охотой изготовляли кукол для своих детей и внуков. В куклы не только играли, они помогали на протяжении всей жизни, с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху, солнце и тепло в холодную погоду, когда нужно было сеять или убирать урожай. С ними встречали гостей, их дарили на дни рождения, о них придумывали сказки.
Вот и сегодня мы вспомним сказку писателя А.Н. Афанасьева «Василиса Премудрая».
«Жил купец, был в супружестве 12 лет и прижил одну дочь Василису Премудрую. Когда мама скончалась, девочке было 8 лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку ,благословила и передала ей куколку ,наказывая беречь, никому не показывать. А когда приключиться горе ,дать ей поесть и спросить совета. Отец вскоре женился на злой женщине с дочерью. Она каждый день Василисе сложную работу задавала, а свою дочь только берегла, от всего ограждала. Вскоре Василиса расцвела ,похорошела, а  мачехина дочка худеет, да дурнеет день ото дня. Как же у Василисы всё получалось?»
Д.: Василисе помогала куколка.
В.: «Да. Девочка поест ,попьёт, а самый лакомый кусочек  оставит. Вечером все спать лягут .Девочка
Закроется в старом чуланчике, покормит куколку  да и поведает о своем житье-бытье. Та покушает ,да и утешает её, даст совет и спать велит .А утром вся работа сделана.  Вот ребятки и нам Василиса показывает пример  доброты, трудолюбия, терпения.»
В. предлагает детям встать и сделать  лого-ритмическую  физминутку (слова сопровождают движениями)
Гусеница.
Этот странный дом без окон
У людей зовется кокон.
Свив на ветке  этот дом
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму,
Но зима промчалась мимо.
Март, прель, капель…весна!
Просыпайся соня-сонюшка,
Под весенним ярким солнышком.
Гусеницы не до сна
Стала бабочкой она.
В.: кукол начинали делать с 4-5 лет из 2-3 лоскутков поношенной одежды, они сами легко рвались. Для подарка делали из новой ткани. А что такое ткань?
Тканей огромное множество. Вот они показывает образцы ( ситец, хлопок, лён) – это натуральные ткани. Позднее люди стали создавать искусственные ткани.
Задание: из множество кусочков лежащих на столе ,определи наощупь и сложи кусочки сперва натуральные, потом искусственные в линию.
В.: Ребята,  а название каких кукол вы знаете.
1- ая девочка : зернушка ( столбушка)-самая  древняя и простая кукла. Основа – столбик из плотной ткани, бересты или наполненный крупой мешочек. Их делали и пожилые и малыши, потом украшали и наряжали.
2-ая девочка: кувадка – одна   из первых кукол которую встречает над своей колыбелькой малютка.
Мальчик : куклак- кукла –мальчик ,бойцовая. Она помогала лучше научиться владеть своим телом. Мальчики устраивали кукольные бои, ведь тогда часто случались междуусобные войны.
3-яя девочка: барыня –кукла-мечта, образцовая хозяйка у которой есть время на отдых и праздники. У неё яркий красивый наряд. И стоит она уперев руки в бока.кукла с которой могли играть в свадьбу, в семью.
В.: Смотрите  ,ребята, а кто это у нас здесь спит.
4-ая девочка: это кукла-пеленашка. Оберег ,младенчик, их делали будущие мамы для своих деток. Думая о том, каким он будет крепким, умным, счастливым.
В.: А вы хотите сделать кукол своими руками?
Воспитатель предлагает детям изготовить куколок.
Когда вы вырастите у вас тоже будут детки. Вы будите о них заботиться и любить.
Ребята, а кто знает стихи о семье,дети читают.

Просмотров: 403
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Голицына Ирина Владимировна. Конспект НОД по образовательной области: «Физическое развитие» на тему: «Это я – девочка, это я — мальчик»
  • Журба Анастасия Дмитриевна. Мастер-класс для детей и родителей «Кукла-масленица — тонкости изготовления славянской, народной, тряпичной куклы»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Редактор. Новогодние стихи для детей - Дети спать пораньше лягут
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Становых Татьяна Анатольевна. Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Знают дети и зверюшки, спички — это не игрушки!»
  • Ольга Сорокина. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»
  • Домнина Людмила Александровна. «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Шипкова Вера Николаевна. Интегрированная театрализованная деятельность для детей 2-4 лет «Как снеговик елочку на праздник нес» с использованием ростовых кукол
  • Кутумова Наталья Александровна. НОД по экологическому воспитанию на тему: «Нет страны красивее и краше, Чем Россия- матушка наша!» Спасем красоты России!
  • Петухова Татьяна Леонидовна. ВСЕГО ДОРОЖЕ - ЭТО ДЕТИ!
  • Эдит Сницарук. Стихотворение для детей КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? (их цикла 'Времена года')
  • Завьялова Татьяна Николаевна. Фольклорный досуг с элементами русской народной сказки «Как Весна Зиму поборола» для детей среднего дошкольного возраста
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Лапухина Наталья Александровна. Сборник методических материалов по духовно– нравственному воспитанию детей 5-7 лет «Наша Родина—Россия»
  • Полидовец Юлия Васильевна. Дидактическое пособие-кукла «Дуняша – душа наша!»
  • Павлова Ольга Игоревна. Сценарий выпускного вечера в группе детей с ЗПР «Букеты, музыка, стихи – все это вам, выпускники!»
  • Домрачева Людмила Викторовна. Народная кукла-средство приобщения ребенка к народной культуре.
  • Главный Редактор. Стихи Детям - Вот это да! - Ескен Елубаев
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Полянская Ольга Валерьевна. Интерактивное занятие для детей подготовительной к школе группы «Чудеса из сундучка» (тряпичная кукла).
  • Костова Марина Александровна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: «Экскурсия в музей русской народной игрушки».
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Царегородцева Татьяна Владимировна Никитина Ирина Александровна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ЛЕС — это экосистема, от которой напрямую зависит наша жизнь»
  • Рункова Юлия Ивановна. Тряпичная кукла в жизнедеятельности детей дошкольного возраста
  • Крохина Оксана Александровна. Мастер-класс 'Тряпичная Кукла оберег'
  • Алексеева Тамара Владимировна. Сценарий музыкального развлечения на День защиты детей - «Да здравствуют дети на всей планете!» (старшая группа)
  • Негина Ирина Семеновна. Конструкт образовательной деятельности по познавательному развитию «Дом для зайчика» Возрастная группа: дети 3-4 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь