Целый комплекс педагогических задач позволяет решить такая форма образовательной деятельности как экскурсия. Она способна удовлетворить познавательные потребности ребёнка, позволяет соотнести модель с оригиналом. Кроме того способствует воспитанию любви и эстетического отношения к природе, совершенствует физические качества, вырабатывает выносливость. В доступной форме дети осваивают правила общественного поведения, а так же основы безопасности жизнедеятельности.
Для того чтобы экскурсия прошла плодотворно, но не утомила ребят, важно соблюсти ряд условий:
- соблюдение мер безопасности. Маршрут должен быть заранее проверен воспитателем;
- учёт возрастных особенностей детей;
- погодные условия и время проведения экскурсии;
- наличие необходимого минимума знаний по запланированной теме мероприятия.
Не стоит пренебрегать помощью родителей. Их участие в организации и проведении экскурсии обеспечит целостность педагогического воздействия.
Итак, вперёд за новыми впечатлениями!
«В нашем парке» Пешеходная экскурсия к озеру и пленэр для детей старшего дошкольного возраста
Пленэр – изобразительная деятельность с натуры на природе.
Цель:
- Освоение понятия «линия горизонта» в процессе изобразительной деятельности с натуры на природе.
Задачи:
- Закреплять знания о деревьях и кустарниках, их сходстве и различии;
- Закреплять понятие «пейзаж»;
- Продолжать знакомить детей с композиционными правилами;
- Учить рисовать с натуры;
- Учить выбирать главное для своего рисунка;
- Развивать творческое мышление, эмоциональное восприятие (Смотрю, значит, вижу. Слушаю, значит, слышу.);
- Воспитывать любовь к природе родного края, формировать потребность в её изучении.
Предварительная работа с детьми в группе:
- Рассказать детям, чем отличается пейзаж от других жанров изобразительного искусства.
- Показать фотографии, репродукции картин, где чётко просматривается линия горизонта.
- Чтение художественной литературы с описанием пейзажей (М. Пришвин, В. Бианки).
- Рисование пейзажей.
- Повторить правила поведения в парке и ПДД.
Материал для экскурсии:
- Два красных флажка для ограничения группы детей в движении по пешеходным переходам
- Дощечки, графические карандаши, бумага для рисования, ластики.
Словарная работа: линия горизонта, жанр, пейзаж, пейзажист.
Ход пешеходной экскурсии и рисования в парке
Экскурсию лучше проводить в тёплый, сухой день сентября. Начинается она от здания детского сада. Во время пешеходной экскурсии воспитатель обращает внимание на правила дорожного движения. При вхождении в парк дать детям возможность прислушаться, а также выяснить, чем пахнет в парке. Рекомендуется сделать дыхательную гимнастику.
Затем идёт обобщение знаний о характерных признаках деревьев и кустарников, дети вспоминают их названия.
Воспитатель (В). Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
Дети (Д). Это березы.
В. Рассмотрите берёзку и скажите, чем она отличается от других деревьев?
Ответы детей.
В. Верно, ствол у неё узнаваемый, белый, с пятнышками. Какие ещё деревья вам знакомы?
Д. Сосна, ель. (И другие, в зависимости от региона).
В. Что вы о них знаете?
Ответы детей.
В. Что вы можете сказать об очертаниях кроны берёзы, сосны и ели, какую форму они имеют?
Ответы детей.
В. Как отличить нас? Очень просто! У дерева ствол выше ростом. Стволов же больше – у меня. Так как же называюсь я?
Д. Куст.
В. Назовите отличия кустарника от дерева.
Ответы детей.
Подвижная игра «Деревья и кустарники»
Ребята ходят, бегают по поляне. После команды «деревья» дети останавливаются, поднимают руки вверх и в стороны, изображая деревья. После команды «кустарники» нужно поднять руки вверх и в стороны в приседе.
Затем дети направляются к озеру, на пирс.
Озеро
Тиха и спокойна Зеркальная гладь, Лишь ветер-шалун Хочет с ней поиграть.
Подует легонько, Нарушив покой, Пройдется, лаская, В обнимку с волной.
Умчится, играя, Бродить по полям, Красива озерная Гладь по утрам.
Автор: Наталья Летошко
Дать возможность детям рассмотреть, открывшуюся перед ними картину. Обратить внимание на лес на противоположном берегу, размеры деревьев вблизи и вдалеке.
В. На что похожа полоска леса вдалеке?
Ответы детей.
В. Виден край, да не дойдёшь — так говорят про горизонт. Сверху над линией горизонта небо, а снизу земля, на которой раскинуло свою гладь тёмное северное озеро. А теперь давайте расположимся на скамейках пирса. Я раздам каждому бумагу и карандаши. Мы будем рисовать, то, что видим перед собой. Начнём с линии горизонта, она разделит лист бумаги на небо и землю. Не забывайте, что у нас рисование с натуры, смотрите на объект рисования и старайтесь увиденное запечатлеть на бумаге. В процессе рисования воспитатель помогает только при помощи объяснения. Рисунки должны выполняться самостоятельно. На рисование отведено 20 минут.
После завершения уточнить, к какому жанру можно отнести рисунок, как называют художника, рисующего пейзажи, на какой линии расположились деревья на противоположном берегу. Ребята могут сочинить и озвучить мини-рассказы к своей зарисовке.
Обратная дорога проходит по тому же маршруту. По дороге в детский сад дети вспоминают всё, что видели в парке, на озере. Можно определить самого внимательного в группе. Родителям рекомендуется дома побеседовать с ребятами о содержании экскурсии, рассмотреть вместе пейзажные фотографии из семейного альбома.
Экскурсия и рисование должны проходить только в позитивном настроении!
Литература:
- Н.А. Курочкина Знакомство с пейзажной живописью. — СПб.: 2000.
- ljubimyj-detskij. ru/
- kidwelcome. ru/
- rhapsody. ru/
|