Рогалевич Людмила. Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию нравственности у детей старшего и подготовительного возраста

Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию нравственности у детей старшего и подготовительного возрастаСемья является первым социальным институтом формирования личности ребенка, в ней закладываются фундамент его нравственности.  В семье ребенок приобщается к духовным ценностям, именно в ней он постигает азы гуманных чувств и отношений, умение общаться с людьми, осваивает нормы культуры поведения, становится человеком семейного коллектива.
Крайне актуальная задача воспитателей – помочь родителям учить ребенка проявлять отзывчивость, сочувствие, сопереживание, гуманное отношение к окружающим. Эти чувства сами по себе не разовьются, поэтому мы, педагоги, убеждаем родителей обогащать эмоциональный опыт ребенка, раскрывать социальную значимость гуманных чувств.
Взаимодействие (совокупность действий) является эффективным при решении всех воспитательно-образовательных задач, которые входят в систему ценностей как педагогов, так и родителей. Большое место в организации взаимодействия занимает общение педагогов с родителями.


Работу по взаимодействию ДОУ и семьи по воспитанию нравственности у детей мы выстроили в три этапа.
На первом этапе – информационно-тематическом выявляем уровень педагогической культуры родителей, определяем уровень нравственности у детей; провели сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи к сотрудничеству с дошкольным учреждением по вопросу воспитания нравственности у детей.
Определили, что у некоторых родителей недостаточный уровень знаний по вопросам нравственного воспитания у детей, родители готовы к сотрудничеству с дошкольным учреждением.
По результатам диагностического обследования детей, выявили, что 9 детей старшего и подготовительного возраста имеют средний уровень и 2 человека ниже среднего.
На первом этапе использовали следующие методы: опрос, анкетирование, наблюдение, комплексное диагностическое обследование детей.
Второй этап – содержательно-практический заключался:
- в повышении уровня педагогической культуры родителей по вопросу нравственного воспитания у детей;
-в образовательной работе с детьми, которая основана на реализации личностно-ориентированной модели общения в триаде «Педагог – ребенок – родитель»;
-в повышении своего уровня профессиональной компетентности по вопросам нравственности у детей.
Повышение уровня педагогической культуры родителей по вопросам нравственности у детей проходило в двух формах организации взаимодействия ДОУ и семьи: очного и очно-заочного.
Очная форма организации предполагала участие родителей в групповых, общесадовых и городских родительских собраниях, в заседаниях клуба «Содружество», совместные мероприятия с участием детей и родителей.
Очно-заочная форма сотрудничества ДОУ и семьи оказалась более эффективной. Это связано с преимуществами данной формы: минимальные затраты времени, наличие у взрослых возможности не спеша осмыслить полученную информацию, предупреждение возможных ситуаций реконструктивного общения участников взаимодействия.
В течение учебного года родителям были предложены
-консультации: «Азбука общения», «Личность формируется в семье», «Как мы разговариваем с детьми» и др.;
-информация на стенде в родительском уголке: «Азбука добрых чувств», «Воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми», «Что такое отзывчивость?» и др.
В работе с родителями мы достигли единства в воспитательных взаимодействиях на детей. С этой целью мы проявляли большой интерес к тому, как дети проявляют заботу о близких людях в семье. Для этого использовали стихи,  рассказы про заботливых детей, проявлявших внимание к родным.
Одновременно советовали родителям интересоваться делами детей в группе: «Кому ты сегодня помог?».
С целью достижения открытости родителей в общении, а также повышения своего авторитета общения с родителями строили на основе диалога, взаимного уважения, т.е. родители стали партнерами по общению.
Также рассказывали родителям о психофизиологических особенностях старшего и подготовительного возраста. В старшем дошкольном возрасте необходимо обогащать собственный опыт гуманных поступков детей в адрес  окружающих.
Пример родителей, взаимное уважение и любовь между членами семьи, активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, организация его деятельности – важные условия формирования личности ребенка. Это должен знать каждый родитель.
Важной задачей в работе с родителями явилось умение воспитателя убедить их в том, что дети старшего возраста не только становятся потребителями радостей, но и стремятся делать другим людям приятное, могут разделять радость другого. Объясняем, что здесь важен положительный пример взрослых.
Объясняли родителям, как следует объяснять ребенку нравственные нормы, формировать у него нравственные представления, как воспитывать такое важное качество, как предупредительность – умение видеть затруднения других людей и пытаться оказать им помощь. Иногда дети ждут, когда их попросят об этом.
В общении с родителями приводили примеры, рассматривали педагогические ситуации, что способствовало возникновению у них интереса к обсуждаемой проблеме.
В старшем дошкольном возрасте у детей могут быть сформированы такие нравственные качества, как предупредительность, умение видеть затруднения другого человека, вовремя прийти на помощь, умение уступать.
Мы убеждали родителей, что эти качества не проявляются у детей вдруг, сами собой. Их формирование требует от родителей повседневного труда, проявления такта, выдержки, терпения и, конечно, единства требований к ребенку со стороны всех взрослых.
В ходе общения выясняли, что беспокоит родителей в детях, какие нравственные качества им не удается сформировать и почему.
Предлагали родителям проанализировать их собственную деятельность, ответив себе на вопросы:
-учу ли я своего ребенка справляться о самочувствии домашних;
-приветливо ли меня встречает ребенок;
-опекает ли младшего братика или сестричку;
-предлагает ли свою помощь старшим?
Мы разъясняем родителям роль их собственного участия в совместной с ребенком деятельности, способствуя своим примером развитию его личностных качеств: внимание к другому, умение прислушиваться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.
Вначале года мы наметили план работы с детьми по воспитанию нравственности у наших воспитанников согласно основной программы.
В течение года знакомили детей с художественными произведениями на нравственные темы: («Что такое хорошо и что такое плохо?» В.Маяковский, «Разве так играют?» И.Калинин, «Неизвестный друг» Э.Цурюпа и др.); читали этические сказки («Жадный кармашек», «Мальчик – ябеда», «Босоножки», «Зазнайка» и др.); проводили с детьми беседы («Добро не умрет, а зло пропадет», «Ложь человека не красит», «Вежливые слова», «Кто скоро помог, тот дважды помог», «Добрый поступок Вани»); проводили познавательно-этические беседы: «Как можно поздороваться?», «Что такое родословное дерево?», «Хорошие и дурные манеры», «Как вести себя в гостях?», «Почему нужно трудиться», «Щедрость и жадность»; создавали проблемные ситуации, в которых ребенок встает перед необходимостью решать их на основе имеющихся представлений. На театральном кружке разыгрывали с детьми этюды: «Любящие родители», «Бабушка заболела», «Капризуля», «Конкурс лентяев», «Задавака», «Упрямые козлики»; разыгрывали мини-сценки по художественным произведениям; проводили игры-драматизации: «Узнай себя», «Два жадных медвежонка», «Репка», «Девочка чумазая»; проводили сюжетно-ролевые игры: «Буратино и дети», «Наш дом», «К нам пришли гости».
Третий этап – контрольно-оценочный предполагает анализ эффективности мероприятий, которые проводились (методы: опросы, книги отзывов, оценочные листы).
В ходе опроса родителей по воспитанию нравственности у детей, определили положительную динамику роста уровня педагогической культуры родителей.
Показателями эффективности проведенной работы является повышение активности родителей в обсуждении вопросов воспитания в дискуссиях, многочисленные вопросы воспитателям, обсуждение примеров собственного опыта, потребность в индивидуальных консультациях, в итоге – это положительные результаты в формировании морального облика ребенка.
На третьем этапе определили уровень знаний детей по нравственному воспитанию (предварительный): 5 детей – выше среднего; 16 – детей – средний.
Таким образом, в своей работе мы достигли единства в решении воспитательных задач, в использовании средств, методов влияния на детей и оказали помощь в воспитании гуманных качеств личности у детей.

Просмотров: 490
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Никулова Т. И. Конспект интегрированного досуга для детей с общим недоразвитием речи и их родителей «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Протасова Любовь Юрьевна. Консультация для родителей 'Что такое три года?'
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Гиль Светлана Александровна. Опрос для родителей - Роль семьи в формировании у детей интереса к людям разных профессий
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Ахмедова Камала Сахиб Кызы. Методическая разработка «Организация и проведение мастер-классов для родителей как форма сотрудничества ДОУ и семьи»
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Бабасиева Наргиз Аседуллаевна. КВН «Книга в кругу семьи» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей
  • Кузяшина Светлана Петровна. Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности
  • Пагиева Диана Ибрагимовна. Логопедическая викторина для детей подготовительной логопедической группы с участием родителей «Что мы знаем и умеем»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Шилова Светлана Анатольевна. Что такое народная игрушка? (консультация для родителей и воспитателей)
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Совместная театрализованная деятельность воспитателя, родителей и детей группы раннего возраста. Анкетирование как одна из форм работы по проекту.
  • Саранцева Елена Геннадьевна. «Круглый стол «Волшебный мир книги» как средство повышения педагогической культуры родителей в старшей возрастной группе»
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь