Автор: Набиуллина Э.Б., воспитатель г. Усинск, 2018 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 20» г. Усинска
Л.Н Толстой один из самых признанных во всем мире писателей, автор, чье имя очень тесно связано с проблемами нравственного самосовершенствования личности человека. Вся жизнь великого писателя, вся его творческая деятельность посвящены были тому, чтобы направить человека на путь истинный. Начиная с «Азбуки для детей» писатель стремится внушить ребенку моральные понятия, которые будут опорой ему во взрослой жизни. В рассказах Л.Н. Толстой учит видеть не только красоту окружающего мира, он учит видеть красоту человека (выносливость, терпение, трудолюбие, природный ум русского человека). Автор постоянно как бы испытывает маленького читателя, заставляя его побывать в предлагаемых обстоятельствах и разрешить ту или иную проблему, исходя из своего жизненного опыта, воспитания и других факторов.
В своей работе с дошкольниками стараюсь как можно больше обращаться к рассказам Л. Н. Толстого, потому что вижу неподдельный интерес в глазах детей, пытаюсь вместе с ними решать сложные вопросы. Например, отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Люди, обижающие нас», вызвал бурю эмоций, некоторое недоумение, а затем много вопросов со стороны детей. Развернулась целая дискуссия, в процессе которой никто не остался равнодушным, всем хотелось высказаться. В итоге дети согласились с моралью автора, который учит важным составляющим самостоятельной жизни: добро не только лучше, но и «выгоднее» зла; к другому нужно относиться так же хорошо, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; если поможешь в беде, то это воздастся сторицей. Но вызывает беспокойство другая сторона вопроса, моделирование подобной ситуации в процессе общения детей друг с другом в реальной жизни не всегда находит отклик.
Да, это очень длительный процесс и нужно много сил и терпения для нравственного становления личности человека. Поэтому считаю, что необходимо своевременно начинать работу с детьми по произведениям Л.Н. Толстого и желательно начинать с чтения и обсуждения книг о событиях из жизни детей — об их конфликтах, отношениях, поступках, чтобы дать ценностные ориентиры для правильного отношения к окружающему миру, помочь понять, что такое хорошо, а что такое плохо, усвоить представления о добре и зле, дать уроки общения с другими, снисходительного отношения к слабостям товарищей, внимательности к их запросам, интересам, иными словами — научить добру и любви.
Список используемой литературы
- Библиотека Льва Николаевича Толстого. Библиографическое описание. Книги на русском языке. T.I. Ч.2-я. — М.: Книга, 1975.
- К вопросу об изучении "Азбуки" Л.Н. Толстого. — Учен, зап. Петрозаводского гос. ун-та, 1970, вып. З. Петрозаводск, 1972.
- Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
- Петракова, Т. И. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: Научно-методические рекомендации / Петракова Т.И., Евладова Е.Б. — М.: Дрофа, 2004. — 53 с.
|