Тема: «Ознакомление дошкольников с русскими рукоделиями»
Мероприятие проводится в мини — музее «Русская изба».
Цель: Обогащать представления воспитанников о видах русских народных рукоделий
Задачи:
- Познакомить детей с технологией изготовления «кукол-оберегов», вышиванием, вязанием крючком, традицией русских народных посиделок.
- Воспитывать уважение к труду народных мастериц; бережное отношение к подлинным предметам рукоделий.
- Приобщать дошкольников к музыкальному и игровому русскому народному фольклору.
Словарная работа:
Рукоделие, рукодельница, мастерица, вышивка, вязание, пяльцы, крючки, орнаменты, кружева, куклы-обереги.
Оборудование: в мини-музее «Русская изба» приготовлены лавки, три стола, мультимедийная установка, презентации со слайдами. Короб с принадлежностями для рукоделия: для вышивания – пяльцы, наперстки, иголки, цветные нитки, ножницы, игольницу для каждого ребенка, ткань постельных тонов, или канву; для вязания крючком — крючки для каждого ребенка, цветные шерстяные нитки; для изготовления тряпичных «кукол-оберегов» – тряпочки белые и цветные, нитки цветные, ленточки, готовые образцы кукол, готовые изделия с вышивкой: платочки, салфетки, полотенца, наволочки.
Примечание: швейно-вязальные принадлежности используются под обязательным присмотром взрослых и строгом соблюдении всех правил техники безопасности.
Ход занятия:
За столами в горнице сидят три мамы в русских народных костюмах: Ирина — рукодельница, Марина — вышивальщица, Настасья – затейница.
Ведущий педагог – Марья искусница.
Ведущая: — Добрый день, гости званые и желанные! Приглашаю я вас сегодня в настоящую русскую избу. Милости просим, проходите, располагайтесь. Я Марья – Искусница, все умею, все могу. Будем с вами, как много лет назад на Руси, когда не было телевизоров и компьютеров, с пользой время проводить, хорошо трудиться и весело отдыхать.
Ведущая: — Ребята, а как вы думаете, чем можно было заняться долгими вечерами?
Ответы детей: мастерить, рукодельничать, петь, танцевать, на музыкальных инструментах играть.
Ведущая: — Правильно ребята! В старину долгими, длинными вечерами женщины, девушки и девочки, занимались рукоделием, собирались у кого-нибудь в избе, пряли, вязали, вышивали, друг друга мастерству обучали.
Ведущая: — Ребятушки, а как вы думаете, что это за слово такое «рукоделие»?
Ответы детей: то, что делали все руками
Ведущая: — Да ребята, «рукоделие» — это все то, что делалось руками человека. И я вас собрала всех сегодня неспроста, хочу познакомить со своими знатными мастерицами: Ириной — Рукодельницей, Мариной — Вышивальщицей, Настасьей — Затейницей, чтобы они о своих умениях вам поведали и обучили вас своему мастерству. Русский народ очень любил трудиться, и про то в пословицах и поговорках много говорится.
Ведущая: Есть в моей избе коробочка заветная. Я в нее самое дорогое и важное складываю. Может, угадаете, что я в ней храню?
Ответы детей: украшения, золото, сюрприз
Ведущая: — Сейчас открою свою коробочку и все вам поведаю (достает из коробочки пергамент) Вот что я тут храню – мудрость народную, веками сложенную. Хотите узнать, что тут написано? Ответы детей: да; конечно хотим; с нетерпением
Ведущая: Ну, слушайте внимательно и запоминайте.
-Красна птица опереньем, а человек – уменьем».
«Кто работы не боится, тот и пляшет, и поёт».
«Дело мастера боится».
«Торопливый дважды одно дело делает».
Ведущая: А знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?
Дети вспоминают известные им пословицы и поговорки:
«Любишь кататься – люби и саночки возить»
«Без труда не вынешь и рыбку из пруда»
«Делу — время, потехе — час»
«Сделал дело – гуляй смело».
«Семь раз отмерь – один раз отрежь».
«Терпение и труд, всё перетрут»
Ведущая: — Молодцы, ребята! Вот и мои подружки — умелицы своим трудом и терпением все трудности преодолевают, и настоящие чудеса творят руками своими. Давайте посмотрим, что они делают?
Подходит к столам, за которыми мамы рукодельничают.
Ирина — рукодельница под «тихую» р.н м. приговаривает;
Кружева в стрекозиных крыльях.
И в летящих сквозных облаках:
В паутине воздушной лесной,
И в небесной тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной.
Заплелась кружевами трава
Кружева, кружева, кружева.
Ведущая: — Ай да красота какая! (показывает кружевное изделие детям) Кружева прямо на глазах плетутся!
Иринушка: — Быстро слово сказывается, да не быстро дело делается. Я долго училась плести кружева. А теперь свою дочку Аннушку хочу этому научить.
Группа девочек исполняет р. н. п. «Было у матушки двенадцать дочерей»
Ведущая: А теперь мы про ваши чудеса кружевную сказку сказывать будем, а вас помочь попросим все нам показать. Иринушка: — Сказка эта необычная, созданная не с помощью слов, а с помощью маленького инструмента, который называется «крючок» и его помощник — клубок ниток. Раньше крючок изготавливали из прямой палочки, но она очень быстро ломалась (в руках тонкая палочка, которую она легко ломает). Ребята скажите, почему мой крючок сломался?
Ответы детей: (потому, что палочка тонкая; непрочная)
Иринушка: — Правильно, молодцы! Чтобы он был более прочным, люди стали его изготавливать из кости животного. Ведущая; — Ребята, а из чего сейчас делают крючки?
Ответы детей: (из железа, пластмассы.)
Иринушка: — Да ребятки! Когда люди научились изготавливать металл, крючки стали делать металлическими, а впоследствии ещё и пластмассовыми. На конце крючка, находится головка с бродкой. Если вязать толстым крючком с тонкими нитями, то изделие получиться более ажурным, легким, воздушным. Рукодельницы сами придумывали узоры для кружевных воротничков, манжет, платьев, шляп.
Демонстрация слайд-шоу с изображением кружевных изделий
Ведущая: — Конечно на душе от этих узоров радость необыкновенная. — Ребята, А как вы думаете, почему кружева получались такими красивыми?
Ответы детей; (потому, что старались, им это нравилось, с душой).
Ведущая: — Правильно! А еще потому, что их изготовляли вручную, каждое изделие содержало в себе тепло человеческих рук. — Посмотрите – ка ребята, какую красоту кружевную связала Ирина — рукодельница. Что вам больше всего по душе в ее мастерской?
Ответы детей: (кружевные салфетки, шапочки, воротнички)
Ведущая: — Ну как ребятушки, порадовала вас Иринушка своим рукоделием.
- А наша сказка продолжается. Давайте мы заглянем ко второй мастерице, Марине – вышивальщице. (
- Да у Маринушки пальчики в наперстки одеты. Присматривается к наперстку на пальце мамы – мастерицы)
Маринушка: — А это для того я наперсток надела, чтобы пальцы иголкой не исколоть. Швейных машин ведь раньше не было, и всю одежду от начала до конца вручную шили.
Ведущая: — Ребята, как вы думаете, как это вручную?
Ответы детей: (руками, ниткой и иголкой).
Маринушка: — Верно! А как одежда была готова, ее женщины и девушки украшать начинали. Догадывайтесь, с помощью чего одежда становилась еще краше?
Ответы детей: (разными узорами, ленточками, шнурочками)
Маринушка: — Да, ребята, вышивались сарафаны, рубахи, платки, передники разными узорами и орнаментами. Девочек помладше вначале учили вышивать на пяльцах разные скатерти, подзоры, наволочки, салфетки. Красны девицы, на выданье готовили себе приданое на свадьбу.
Демонстрация слайд-шоу с изображением русского народного костюма, расшитого гладью и крестиком
Ведущая: — Присмотритесь внимательно и скажите, чем отличаются эти два орнамента?
Ответы детей: они вышиты по-разному.
Маринушка: Верно! Вышивать можно разными способами: можно гладью стежки накладываются ровно и гладко, а можно крестиком – стежки все время перекрещиваются, и весь узор состоит из маленьких крестиков. А скажите, чем еще украшены костюмы?
Ответы детей: цветными нитками, мулине, ирисом, бусами. Ведущая: — Молодцы ребята! — Правильно! Позднее рукодельницы научились технике вышивания бисером, лентами.
Ведущая: — Посмотрите на эти изделия, которые изготовила для вас Марина — вышивальщица. Подумайте и скажите, какие изделия вышиты крестиком, какие гладью? Ну, кто первый?
Дети называют изделия и способы вышивки представленных работ.
Ведущая: — Дорогая Маринушка, научила бы ты наших детушек вот такую же красоту создавать!
Маринушка: — С удовольствием научу. Да в работе мне иголка и ножницы нужны, а это внимания и осторожности требует.
Демонстрация слайд-шоу с комментариями по правилу техники безопасности при работе с клюще – режущими предметами
Ведущая: — Мы обещаем соблюдать все правила. А теперь пусть наша иголочка оживет и ниточку за собой поведет!
Проводится игра «Ниточка – иголочка»
Ведущая: — Сказка наша продолжается, и мы идем в гости к третьей мастерице, Настасьи — Затейницы. Да у нее тут целая кукольная семейка! А куклы – то не простые, затейливые! Посмотрите, из чего их Настасья – мастерица делает?
Ответы детей: куклы сделаны из тряпочек, лоскутков, ниток.
Настасья: — Раньше таких кукол, как у вас сейчас не было и взрослые вместе с детьми мастерили кукол из соломы, бересты, травы, тряпочек. Но тряпичные куклы были не просто игрушкой, их наделяли особыми качествами. Одни куклы охраняли, другие – в дороге помогали, третьи – детский сон оберегали и ребенка от злых сил защищали. Их так и называли – обереги. Часто куклу делали безликой, т.е. без носа, рта и глаз. Пока дети были маленькими, кукол им шили и делали мамы и бабушки, а уже с пяти лет куклы умели делать сами дети. В эти куклы люди вкладывали свою любовь и мудрость, и поэтому дети очень любили их, берегли и никогда нигде не разбрасывали.
Демонстрация слайд-шоу с изображением кукол — оберегов
Ведущая: — Дети, а скажите, пожалуйста, из чего сейчас делают кукол?
Ответы детей: из резины, пластмассы, поролона.
Ведущая: — Молодцы ребята! Правильно! — А наша Ирина Затейница покажет вам, как можно сделать кукол из тряпочек и ниточек.
Ведущая: — Ну, что ж ребятушки, пришла пора выбирать себе занятия по душе. Да пока вы думать будите, давайте, послушаем, как у наших у ворот муха песенки поет.
Дети поют и инсценируют р. н. п. «Как у наших у ворот»
Ведущая: — Делу время, а потехе всего лишь час! Пора к мастерицам отправляться и за дело приниматься.
Дети по желанию, выбирают себе вид рукоделия по душе и отправляются на обучение к мамам – мастерицам. Под русскую народную музыку выполняется совместная творческая деятельность.
Ведущая: — Ну, покажите мне, чему вы научились? Да молодцы! Какие прекрасные работы у вас получились! Да таким рукоделиям место в красном углу, чтобы всем видно было, как наши красны девицы, вместе со своими мастерицами потрудились! Пусть все видят! И чтобы молва, о мастерстве нашем, по всей России разнеслась!
Девочка 1: — Отдохнули мы по праву!
Девочка2: — Мастерам воздали славу!
Девочка3: — Что узнали не забудем!
Вместе: Долго -долго помнить будем!
Ведущая: — Ну и по нашему русскому народному обычаю приглашаю всех гостей, знатных мастериц на чаепитие!
- Всех за стол с собой зовем!
- Чаю с порогом попьем!
- Разговоры заведем!
|