Воспитатель: Назарова Елена Александровна, МАДОУ г.Мурманска № 139.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания о механизме образования звуков (согласный – гласный, твердый – мягкий) и их акустических особенностях.
- закреплять понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква».
- Закреплять умение определять первый и третий слоги в словах.
- Развивать фонематический анализ, фонематические представления.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук.
- развивать слуховое и зрительное внимание, память.
- развивать навыки контроля и самоконтроля.
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности, выдержку, умение слушать товарища.
- повышать речевую активность.
Материал: мяч, фишки для звукового анализа слова, картинки, схемы слов, облако,
звёзды со звуками, презентация PowerPoint.
Ход занятия.
Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
- солнцу и птицам.
- Доброе утро!
- улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
Ребята, давайте улыбаться друг другу! И пусть хорошее
настроение не покидает нас целый день!
Основная часть:
Педагог: Сегодня к нам в гости пришли давно знакомые наши друзья Слыш и Буковка.
Они приглашают нас
в гости, только не говорят к кому. Угадать, к кому в гости мы сегодня отправимся
помогут загадки.
(составление слова из последних звуков отгадки)
Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк, да щёлк, Очень страшный серый... (волк)
Загляни в осенний сад Чудо — Мячики висят. Красноватый, спелый бок Ребятишкам на зубок. (яблоко)
Кто мне скажет, что за птица В небесах, как ветер, мчится, Белый чертит за собой След в лазури голубой?
А ведёт её пилот! – Что же это? – … (Самолёт)!
Дети: кот.
А теперь угадайте имя кота, могу подсказать, что ему мешают жить два
мышонка – белый и серый!
Слайд № 2.
Дети: Леопольд.
Педагог: Итак, мы идём в гости к коту Леопольду. В гости обычно с пустыми
руками не ходят, и Слыш и Буковка приготовили для кота подарки. Давайте, назовем их.
Слайд № 3.
Выберите предмет, название которого начинается со звука [п’] (пирамидка),
предмет, название которого начинается со звука [м’] (мяч);
предмет, название которого начинается со звука [ш], заканчивается звуком [к] (шарик),
предмет, название которого начинается со звука [м], заканчивается звуком [а] (машина),
предмет, название которого начинается со звука [к], заканчивается звуком [а] (книга),
предмет, название которого начинается со звука [с], заканчивается звуком [т] (самолет),
предмет, название которого начинается со звука [м], заканчивается звуком [ч] (мяч);
предмет, название которого начинается со звука[к’], заканчивается звуком [и] (краски).
(Дети называют картинку. Определяют первый и последний звуки в названии слов).
Педагог: Мы тоже с вами должны что – нибудь для Леопольда приготовить,
давайте принесем ему угощение.
Отгадайте, какое.
Ешь, да пей, Да гостям налей, И коту не пожалей! Дети: молоко
Педагог: Разберем слово молоко по звукам.
(Дети готовят фишки для звукового анализа слов: МОЛОКО.)
Педагог: Раз, два, три, четыре, пять – выходите в круг играть.
(Дети выходят в круг.)
Педагог: Итак, мы отправляемся в путь. Поедем на машине, но сначала нужно
подкачать шины.
Встали прямо, ноги слегка расставили, руки слегка согнуты в локтях, ладони на
уровне пояса, пальцы растопырены. Набираем воздух носом, руки двигаем вверх до
груди и вперед вниз, выдыхая, произносим звук: с – с – с. Молодцы, можно ехать.
Педагог: Ну вот мы и в гостях у кота Леопольда. Леопольд делит слова на слоги.
Но не всегда у него получается.
Давайте поможем ему. Я назову слово, а вы разделите его на слоги и назовите
первый и третий слоги.
(с помощью хлопков)
Слова: машина, собака, дерево, берёза, малина, самовар, магазин, колесо, помидор,
картина, дом, конфета.
Игра «Назови первый и третий слоги».
(Дети садятся за столы).
Педагог: Вспомните, кто все время мешает коту жить спокойно?
Дети: Два мышонка.
Педагог: Помогите коту Леопольду справиться с мышами. Подберите слова к схемам.
Игра «Подбери слова к схемам».
(У детей на столах лежат картинки. Схемы слов на доске.)
Слайды № 4,5.
Педагог: Давайте покажем коту Леопольду, как мы умеем расшифровывать слова.
Игра «Зашифрованное слово».
Узнать слово по первым звукам, обозначающих изображенные предметы.
Педагог: Ребята, из чего состоит предложение?
Чтобы мышата не обижали больше Леопольда, составьте из слов предложения. Выложите схемы предложений.
Слайд № 6.
Катаются, мотоцикле, мыши, на.
Танцуют, мыши, песни, поют, и.
Кот, мыши, Леопольд, подружились, и.
Гимнастика для глаз.
«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза) «Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) «Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки) «Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз) «Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка
Игра «Назови букву». Слайд № 7.
Педагог: Ребята, уже так поздно нам пора отправляемся в обратную дорогу.
Чтобы побыстрее попасть в детский сад я предлагаю полететь на облачке, а
звёзды будут нам указывать обратный путь.
- летим к звезде М
- летим к звезде Э
- летим к звезде Ф
- летим к звезде Ю
- летим к звезде Ж.
Педагог: Ну вот мы и в детском саду. Слышу и Буковке доже пора возвращаться домой.
Давайте попрощаемся с ними весёлым стихотворением:
Мы играли и играли, Много нового узнали. И, обняв друзей за плечи, Прокричим: «До скорой встречи!»
|