Создавая свой волшебный неповторимый мир на песке, ребенок передает нам все свои фантазии и переживания
Ребенок воспринимает мир непосредственно через игру, движение, ощущения и образы. Песочная техника позволяет совместить все это в одном процессе: во время игры с песком у ребенка задействованы мелкая моторика, восприятие, воображение, ребенок активно использует ролевую игру, фантазирует, развивает речевые навыки. Для обеспечения гармонизации психоэмоционального состояния ребенка в целом, в нашем детском саду мы применяем в своей работе песочную технику. Она положительно влияет на развитие ребенка в целом. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение. На занятиях, помимо классической песочницы используем — кинетический песок. Достоинство песочной техники заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира. Образы, игровые замыслы ребёнка, слова, которые он использует в игре с песком, отражают ту картину мира, в которой он живет. Дети проигрывают волнующие их ситуации и тем самым решают многие вопросы и конфликты. Ценность песочной техники состоит в том, что решение проблемы происходит именно в рамках индивидуального понимания мира каждого конкретного ребенка, в соответствии с его возрастом, характером и другими особенностями. На песке в игровой форме происходит отражение различных эмоций — обиды, восхищения, страхов, радости, злости, тревоги, напряжения. Решая
проблемы на песке в игре, ребенок по-настоящему разрешает свои внутренние конфликты. Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия с детьми, имеющими психоэмоциональные проблемы.
"Спасем принцессу"
Цели:
- Гармонизация психоэмоционального состояния детей с помощью песочной техники.
- Коррекция негативных эмоциональных проявлений (тревога, страх, повышенный уровень агрессии).
- Развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук, воображения.
- Активизация словарного запаса.
- Способствовать эмоциональному контакту между детьми и взрослым.
Оборудование: стол с песком с подсветкой, столы и стулья на каждого ребенка,
мелкие игрушки, кинетический цветной песок, детские наклейки.
Предварительная работа: знакомство с песочницей, с кинетическим песком.
Педагог-психолог:
Я очень рада вас видеть ребята, проходите. Давайте вместе встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Ритуал начала занятия "Доброе солнышко"
Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку.
Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх)
Солнышко лучик тебе протянуло, (Протянуть руки в центр круга)
Солнышко щечку тебе полоскало, (Погладить ладонями щечки)
Доброго утра всем пожелало! (Прижать ладони к груди)
Ребята, а знаю такую Волшебную страну, где круглый год лето, светит солнышко и согревает все кругом своими лучиками. Это удивительная
страна! В этой стране совсем нет снега, там много песка, даже встречается разноцветный, которым можно играть, из которого можно строить!
Закройте глаза и произносите вместе со мной: Раз, два, повернись, в стране волшебной очутись!
Вот мы и очутились в волшебной стране — страна непростая Песочная!
Дети подходят к столу с песком, садятся. Прежде, чем мы начнём играть с песком, вспомним правила игры с ним:
Дети говорят правила игры с песком.
Педагог-психолог:
Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться! Песок — мирная страна Можно строить и творить,
Можно много сотворить: Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была Никого не обижать, ничего не разорять,
Это мирная страна, дети, поняли меня?
- Молодцы! Все правила назвали!
Давайте поздороваемся с нашим другом-песком.
-Здравствуй, песок!
- Послушайте… Он с вами здоровается, только очень-очень тихо. Давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
-Давайте его потрем между ладонями.
- Давайте его возьмем в кулачки крепко — крепко, чтобы ни одна песчинка не упала и отпустим. Теперь песку с нами будет весело играть!
«Художники»
Взрослый начинает рисунок, ребенок говорит, что это может быть и дорисовывает рисунок.
Педагог-психолог рисует круг, а дети дорисовываю лучики.
Какое получается солнышко?
Ответы детей: ласковое, тёплое, весёлое, доброе, радостное, яркое, лучистое, песочное и т. д.
Такое солнышко светит летом, а какое сейчас время года?
Ответы детей: осень.
А в какое время играют снегом? Ответы детей: зимой. А в какое время года играют песком? Ответы детей: летом.
Снега ждать осталось не долго, а вот до лета ждать долго. А чтобы мы не скучали песок нам в этом поможет.
-Давайте опустим ладошки в песок, погладим его, переберем пальчиками. Вспомним, какой он на ощупь?
Ответы детей: теплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный, колючий.
Упражнение "Одновременно"
Предложить ребенку рисовать одновременно двумя руками. Сначала нарисовать двух улиток — один правой, другой- левой рукой. Движения рук должны быть синхронными. Затем нарисовать 2 круга, 2 квадрата, 2 треугольника.
Упражнения "Отпечатки ваших рук"
На ровной поверхности песка дети и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней. Важно задержать руку на песке и прислушаться к своим ощущениям.
Создать отпечатки кулачков, рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры, попытаться найти сходство с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, ёжик и т.д.)
"Пройтись" по поверхности песка отдельно каждым пальцем правой и левой руки.
Далее можно группировать пальцы по 2, 3, 4, 5.Здесь дети могут наблюдать разные загадочные следы: чьи они? Посмотрите, куда привели следы на песке? (к замку) Послушайте одну интересную сказку!
В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными, поэтому жители этой страны чувствовали себя счастливыми. Это бы не нравилось Дракону, жившему по соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у неё бесценный дар. Так и случилось...
Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям, Дракон заколдовал её в невиданное существо и закрыл в подземном замке. Мало того, тот, кто придёт спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее, и она на веки останется заколдованной. Можешь ли ты помочь принцессе и жителям этой волшебной страны? Попробуй!..
Дети создают изображения, дополняют их мелкими игрушками.
Педагог-психолог:
Молодцы, ребята хорошо справляетесь. Я приглашаю вас за столы поиграть с цветным песком. Может быть поделки из этого песка помогут нам превратить в этой волшебной стране Дракона в доброго. Что мы можем сделать?
Ответы детей: цветы, цветные фонтаны, пруды, сказочный парк и т.д.
Деятельность детей с кинетическим песком за столами. Сделанные поделки из песка дети переносят в песочницу.
Ритуал "выхода" из Песочной страны: В ладошки наши посмотри — мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, ты всем нам добрыми стать помог!
Упражнение на релаксацию "Тишина у пруда" — снятие эмоционального напряжения. Выполняется лёжа на ковре на спине.
Тишина у пруда Не колышется вода Не шумят камыши Отдыхайте шалуны!
Тишина у пруда Не колышется вода Не шумят камыши Просыпайтесь шалуны!
Пора возвращаться обратно нам в детский сад: "Раз, два, повернись, в детском садике очутись! "
Ритуал окончания занятия "Солнечные лучики"
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплыми солнечными лучиками.
Поощрения для детей — наклейки.
Педагог- психолог 1 квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №32 комбинированного вида» г. Мончегорска, Мурманской области
Сороченко Галины Васильевны.
Почтовый адрес: 184511, Мурманская область, г. Мончегорск, ул. Котульского, д.6, кв. 125.
Телефон: 89211745638
Статья «Играем с песком»
|