Бычинина Татьяна Валентиновна. Техника рисования песком в познавательно-речевом развитии детей с ОНР

Техника рисования песком в познавательно-речевом развитии детей с ОНРВ одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка, единой горсти – бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
Уильям Блейк


Дошкольное детство – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда развиваются познавательный интерес и любознательность.
Мы - воспитатели всегда стремимся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями  успешной учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонениям надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать  психику ребенка.
Для решения выше перечисленных задач важную роль играет развитие мелкой моторики рук и ознакомление с целостной картиной мира.
Все это находит свое отражение в  изобразительной деятельности – одним из важнейших средств познания мира, эстетического восприятия, развития любознательности и самостоятельного творчества.
Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования, но особый интерес у детей вызывает рисование песком. Податливость песка и его природная магия завораживают детей с самого раннего детства. Любимым местом летом во дворе у малыша является песочница, а любимое занятие на берегу реки -  строительство песочных замков и тоннелей.
Техника рисования песком играет огромную роль в познавательно – речевом развитии дошкольника. В данной технике рисования ребенок успешно использует все пальцы и ладони обеих рук, действует ими поочередно или одновременно.

Известно, что речь ребенка во многом  зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук, так как пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому этот вид деятельности  наиболее  способствует развитию обоих полушарий головного мозга. Левое полушарие отвечает за устную и письменную речь, а правое отвечает за эмоциональную окраску  и интонацию устной  речи.  Ребенок рождается «двуполушарным», у него еще нет «словесного» полушария, которое отвечает за речь и абстрактное мышление.
Рисование песком – это занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное. Как и любое рисование, рисование песком на стекле развивает фантазию, внимание, моторику пальцев и пространственное восприятие. По утверждению специалистов парапсихологов песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.
В связи с этим  мною проводится мониторинг детей на развитие творческого мышления, воображения и восприятия, а так же на развитие мелкой моторики пальцев рук. (см. Приложение) Результаты мониторинга показали, что у детей слабо развито не только творческое мышление, но и имеется отставание в развитие мелкой моторики рук.
Для более  успешного познавательно - речевого развития детей мной была организована кружковая работа в группе по технике рисования песком «Волшебный песок».
Целью кружковой деятельности является:
1.      Развитие связной речи ребенка и обогащение словарного запаса детей через стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.
В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие задачи:
1.      развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;
2.      обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;

3.      развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;
4.      упражнение пальцев и кистей рук;
5.      развитие художественно-эстетического вкуса.
Моя работа ведется в соответствие с тематическим планом кружковой деятельности. Темы изобразительной деятельности кружка часто пересекаются с тематическим планом  логопеда, а так же могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла детей.
Для рисования я использую мелкозернистый белый песок. Предварительно его необходимо просеять и прокалить. Помимо песка можно использовать и другие мелкие сыпучие вещества (кофе, соль, манная крупа). Чтобы получить цветное изображение, я использую подкрашенный материал ( в основном, в конце обучения).
Для рисования песком в нашей группе имеется специальный короб, размером 70* 100 см. с подсветкой изнутри (лампа дневного света) и отделением для хранения песка.

Для  более успешной работы по данной технике рисования занятия проходят индивидуально или небольшими подгруппами (5 – 7 человек).  Я провожу этот вид  деятельности  в любое свободное время, в качестве кружковой работы – 2 раза в неделю. Для создания наиболее интересных и творческих  рисунков  нам необходима предварительная работа : наблюдение, беседа, экскурсии, проекты, опыты,  рассматривание(ОО познание),чтение художественной литературы. В  ходе работы дети учатся договариваться друг с другом, описывают свои работы, составляют по ним
небольшие рассказы, сказки (ОО коммуникация и ОО социализация).
Непосредственно перед рисованием песком  я со своими  детьми провожу пальчиковую гимнастику (см. приложение №1). Содержание пальчиковой гимнастики часто соответствует теме занятия. Так же в своей работе я использую  комплексы асинхронной гимнастики (см. Островская А.А.  «Шестое чувство)  и развивающие кинезиологические  упражнения (см. приложение №2).
Всё содержание изобразительной деятельности моего кружка состоит из трёх этапов:

1.      знакомство с песком, подготовка рук, развитие воображения, предметное рисование по песку
2.      сюжетное рисование по теме, подготовка к коллективной работе, рисование насыпанием песка
3.      сюжетное рисование по замыслу, «раскрашивание» картин с помощью цветного песка и других сыпучих веществ.
На начальном этапе обучения дети могут создавать простейшие изображения, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою песка (домик, кубик, мяч и т.д.)  при этом проговаривая свои действия и описывая свой рисунок.  Если ребенок что – то  захочет  добавить или изменить в рисунке, ему  достаточно провести ладошкой по песку и вновь начать творить.
Затем дети могут создавать картины, используя технику  насыпания песка.  Мои темы работ  постепенно  усложняются, появляются сюжетные картины, пейзажи и т.д.  Используются мелкие фигурки животных, деревьев, персонажей из сказок. В ходе  работы и по окончании ее ребенок сам рассказывает о своей картине, уделяя внимание, как крупным, так и мелким объектам, что способствует познанию мира и развитию связной речи детей, так же пополняется словарный запас детей (например при описании дерева: ветви дерева изгибистые, дорожка извилистая и т.д.)
Опираясь на свой опыт работы, я пришла к выводу, что процесс рисования песком будет наиболее успешным, если будет проходить в слегка затемненной комнате под тихую и приятную музыку. Обстановка при  этом будет непринужденной, располагающей к самостоятельному творчеству. А изображение на стекле будет более выразительным, ведь техника рисования песком работает по принципу «света и тени».

Просмотров: 538
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Баньчукова Надежда Валентиновна. Конспект занятия по рисованию песком на стекле: «Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через рисование песком на стекле»
  • Михайлова Ольга Александровна. Send-art (рисование песком), как основа развитие детей дошкольного возраста.
  • Яковлева Анастасия. Рисование песком на стекле, как средство снижения напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Корчагина Юлия Леонидовна. «Развитие мелкой моторики рук дошкольников, посредством использования нетрадиционной техники рисования».
  • Мироненко Марина Ивановна. Презентация «Использование светового стола для рисования песком в работе воспитателя ДОУ»
  • Литвиненко Галина Алексеевна. Конспект занятия по художественно-творческой деятельности Рисование в первой младшей группе (для детей с 2 до 3 лет) с использованием нетрадиционной техники рисования пальчиковыми красками (пальчиками) «Берлога для медвежонка
  • Соловьева Анжелика Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Клочко Наталья Николаевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
  • Кузьмина Вера Валерьевна Чемпосова Юлия Викторовна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
  • Лебецкая Мария Юрьевна. Приёмы рисования песком на световом столе
  • Нечкина Ирина Александровна. Конспект занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционного метода рисования в старшей группе (рисование солью) «Береза в зимнем уборе».
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Борисова Ольга Вячеславовна. РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ НА СВЕТОВЫХ СТОЛАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Мотриченко Елена Александровна. Развитие мелкой моторики при помощи нетрадиционных методов рисования.
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Шевчук Ольга Валерьевна. План работы по самообразованию. «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
  • Кикеева Елена Алексеевна. Проект «Программа самообразования педагога в дошкольной образовательной организации: тема «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное рисование»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Алена Сергеевна Расскзова. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»
  • Фатхуллина Нафиса Нафисовна. Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Клембо Марина Михайловна. Конспект образовательной деятельности в средней группе по художественно-эстетическому развитию (рисование) с применением нетрадиционной техники рисования «Печать листьями» «Осенний листопад»
  • Смолина Ольга Валентиновна. МАСТЕР-КЛАСС «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности, посредством применением нетрадиционных методов и приёмов рисования».
  • Титаренко Нина Александровна. «Нетрадиционные техники рисования в коррекции нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
  • Матвеева Елена Александровна. Развитие мелкой моторики рук в процессе художественно-творческой деятельности
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь