Цели:
- познакомить детей со свойствами песка;
- обучать навыкам проведения лабораторных опытов.
Задачи:
- закрепить умения работать с посудой,
- соблюдать меры безопасности,
- развивать наблюдательность детей,
- умения сравнивать, анализировать,
- устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы;
- активизировать и обогащать словарный запас существительными,
- прилагательными и глаголами по теме занятия;
- развивать социальные навыки — умение работать в паре.
Материалы и оборудование:
- сухой чистый песок, большой плоский лоток, подносы, вода, стаканчики, палочки, воронка и пустая полиэтиленовая емкость, увеличительные стекла, тертый цветной мел, пластиковые контейнеры для смешивания песка и мела, пластиковые ложечки, клей ПВА, кисточки, картон.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята к нам в детский сад пришло письмо от Чебурашки. (Показывает письмо) Он пишет, что ему подарили Золотую рыбку. В аквариум Чебурашка налил воды из реки. С водой попал мелкий мусор, бумажки, палочки. Чебурашка просит подсказать ему, как очисть воду в аквариуме.
Выслушивает предложения детей.
Эксперимент 1.
Воспитатель: Ребята, есть метод очистки воды, который используют в очистных сооружениях — это очистка песком. Возьмем воронку, поместив в нее песок и будем медленно выливать заранее приготовленную воду, примерно такую же, какая была у Чебурашки. (В нее мы положим бумажки мелкие палочки).
Что происходит с водой?
Где остается мусор?
Ответы детей: (мусор остается наверху песка, а вода проходит сквозь него)
Воспитатель: сделаем вывод — Что делает песок с водой?
Ответы детей: (песок водопроницаем, может пропускать воду и очищать ее)
Воспитатель: давайте обозначим наши действия моделью (выставляет модель- водопроницаемость песка)
Воспитатель: мы посоветуем Чебурашке таким же образом очистить воду в аквариуме.
Эксперимент 2.
Воспитатель: возьмите емкости с песком и медленно высыпайте на поднос, при этом не забывайте о мерах безопасности (нельзя дуть на песок). Возьмем увеличительные стекла и рассмотрим из чего состоит песок. На что похожи песчинки? Какой они формы? Какого цвета?
Как высыпается песок? На что похоже его движение? Какой звук вы слышите, когда струится песок? Где применяется такое движение песка?
Ответы детей — (песочные часы)
Ответы детей (песок состоит из маленьких песчинок, он сыпучий, легкий, желто- оранжевый)
Воспитатель показывает песочные часы: огромные песочные часы использовали люди в древности. Сейчас песочные часы используют в медицине для определения длительности процедур – прогревания.
Воспитатель: возьмем палочки и нарисуем что-нибудь на песке, затем слегка встряхнем поднос. Что вы видите на песке?
Ответы детей: (на сухом песке рисунок не сохраняется, так песчинки разлетаются)
Воспитатель: А теперь представим, что мы песчинки, встанем все вместе будем выполнять движения:
«А часы идут тик так, тик-так, в доме кто умеет так? Это маятник в часах отбивает каждый такт. А в часах сидит кукушка, у нее своя избушка, Прокукует птичка время, снова спрячется за дверью.
Стрелки движутся по кругу, Не касаются друг друга, Повернемся мы с тобой против стрелки часовой. А часы идут, идут, иногда вдруг отстают. А бывает, что спешат, словно убежать хотят, Если их не заведут, то они совсем встают.»
Эксперимент 3.
Воспитатель: В емкости с песком налейте воду из стаканчиков и размешайте песок ложечками. Какой стал песок? (мокрый, липкий)
Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает в строительстве домов. Что вы летом делаете из песка в песочнице? (крепости, куличики)
Возьмите палочки и нарисуйте что-нибудь на мокром песке. Встряхните емкость с мокрым песком. Исчез ли рисунок? Почему он сохранился на мокром песке?
Ответы детей: (мокрые песчинки слиплись и удерживают рисунок)
Воспитатель: Обозначим мокрый песок следующей моделью
(вывешивает на доску модель мокрого песка)
Эксперимент 4
Воспитатель: смешайте в емкости с сухим песком измельченный цветной мел. Что получилось?
Ответы детей (мел окрасил песок, песок стал того цвета, что и мел)
Выводы: воспитатель предлагает вспомнить с какими свойствами песка познакомились, обращая внимание на модели.
Заключительная часть
Воспитатель предлагает нарисовать картинку цветным песком.
Для этого предлагается картон, кисточки и клей ПВА, которым обводится заранее нарисованный трафарет и заполняется цветным песком
Дети выставляют готовые работы. Каждый может представить свою работу на вернисаже. Педагог побуждает детей положительно высказаться о понравившихся работах, по желанию задать вопросы авторам.
|