Пучкова Любовь Александровна. Инновационные формы работы ДОУ с семьей

Инновационные формы работы ДОУ с семьейСемья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей. По общему признанию специалистов, семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется следующими причинами:
•    первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;
•    максимальной возрастной чувствительностью (сензитивностью) в период раннего и дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая возникает раньше потребности в общении со сверстником;
•    длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно-эмоциональной атмосферой семейных отношений: кровным родством, любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.
С приходом в ДОУ ребенок сталкивается с новым социальным опытом, получая статус равноправного члена группы сверстников. Он учится уступать, считаться с требованиями окружающих и согласовывать свои потребности и интересы с другими детьми и взрослыми. Таким образом, семья и детский сад начинают одновременно выступать для ребенка своеобразной школой социального поведения.
Изучение семей, установление контакта с ее членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка следует осуществлять с помощью анкетирования, опроса, бесед.
Признание педагогическим коллективом  приоритета семейного воспитания с учетом социальной среды, окружающей ребенка, требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”.
Сотрудничество – это общение на “равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения [3].
Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, зависящие от отношений людей, от положения взаимодействующих. При этом, на наш взгляд, если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.
Прежде чем раскрыть содержание инновационных форм работы ДОУ с семьями воспитанников, остановимся на определении понятия “инновации”.
Инновация – целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения (организацию, общество, группу) новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в качественно другое [3]. В научной литературе также различают понятии “инновация” (нововведение) и “новшество” (новое средство). При этом новшество определяется как средство (новый метод, концепция, технология, программа и т.п.), а инновация – процесс освоения этого средства. Однако, по мнению авторов, инновация – это что абсолютно новое, но абсолютно нового технического или технологического результата практически не существует, поскольку изобретатель не работает в вакууме, и его изобретение, несмотря на гениальность, должно опираться на общечеловеческие знания и опыт. Таким образом, мы считаем, что в сфере дошкольного образования мы имеем дело скорее с нововведениями и новшествами, чем с инновациями. Однако это определение устойчиво вошло в современный деловой лексикон, поэтому мы также будем его использовать в своей работе.
Содержание сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников включает три основных направления: 1) психолого-педагогическое просвещение родителей; 2) вовлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения; 3) участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.
Основные задачи реализации данных направлений следующие:
1.    Обеспечить возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
2.    Осуществить апробацию новых форм организации воспитательно-образовательной работы, оптимально интегрирующих индивидуальную, коллективно-групповую, фронтальную деятельность, направленную на реализацию принципа дифференциации и индивидуализации в воспитании и развитии дошкольников.
3.    Обеспечить информационно-просветительскую поддержку выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
4.    Способствовать созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности в ситуации медико – психолого – педагогической поддержки, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (систематическое школьное обучение).
5.    Профессиональное совершенствование всех участников воспитательно-образовательного процесса на основе общности ценностно – смысловой позиции.
Рассмотрим подробнее каждый элемент (форму) сотрудничества  дошкольного образовательного учреждения с семьей в рамках данных направлений.
1. Организация групп неполного (кратковременного) пребывания в ДОУ. Мы считаем, что организация групп неполного пребывания в ДОУ способствует максимальной индивидуализации подобного взаимодействия и интеграции воспитательных воздействий в ДОУ и семье.
Цели реализации педагогического подхода в группах неполного пребывания:
– дать возможность каждому ребенку выработать чувство уверенности в себе, основанное на знаниях;
– развить комфортабельные, эмпатические и справедливые взаимоотношения с социальным окружением, учитывая педагогическую среду;
– сформировать критическое мышление и способность защищать себя и других перед лицом несправедливости.
Мы предлагаем следующую классификацию групп неполного пребывания детей в ДОУ:
А) Адаптационные группы кратковременного пребывания детей раннего (ясельного) возраста, которые затем будут посещать детский сад.
Б) Семейные группы кратковременного пребывания (для детей 1-7 лет и их родителей). Семейная группа в нашем детском саду организована по инициативе городского управления администрации города Кемерово с целью поддержки многодетных семей; предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей; развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка; расширения форм дошкольного образования.
В) Кратковременное пребывание детей дошкольного возраста в обычной группе детского сада (например, только на время занятий, праздника, экскурсии или прогулки).
Г) Кратковременное пребывание детей дошкольного возраста в специально выделенном групповом помещении в выходные и праздничные дни.
Д) Группы кратковременного пребывания по обслуживанию детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.) и медицинским персоналом ДОУ в специально оборудованных комнатах, кабинетах.
Е) Группы кратковременного пребывания детей 5-7-летнего возраста по подготовке их к школе (чаще всего организуются в вечернее время, после работы родителей).
Ж) Включение “приходящих” детей в состав недоукомплектованных групп (дети могут принимать участие в занятиях либо прогулке, играх, а перед обедом их забирают домой).
При организации работы групп кратковременного пребывания, мы советуем придерживаться следующих правил:
•    В любое время родители и близкие родственники ребенка могут прийти в группу и находиться там необходимое им время.
•    Родители могут приводить (забирать) ребенка в удобное для них время.
•    Воспитатель должен выполнять просьбы родителей относительно их ребенка (привычки, предпочтения и др.).
Данные правила очень актуальны для нашего времени и, несомненно, подкрепляют доверие родителей к ДОУ и воспитателям.
2. Организация консультативной и просветительской работы (родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации специалистов ДОУ, издание информационного справочника “Здравствуйте, это мы!”, информационные стенды и др.). Акцентируя внимание на проблемах организации индивидуальных и групповых консультаций, мы считаем необходимым рассказать родителям, что важно не только грамотно заниматься с ребенком, но и добиваться результата. Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки дошкольника и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, зачастую не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. В процессе консультаций специалисты ДОУ стараются объяснить родителям, что ребенок обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижения, поэтому именно домашние отношения часто являются главными средствами компенсации недостаточных успехов или недооценки окружающих вне семьи.
Просветительская работа периодически касается вопросов организации видов детской деятельности. Ребенок развивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Детство без игры невозможно. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детства, но и главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесс, а познания мира. Поэтому мы стремимся пояснить значение игры родителям, которых очень часто волнует, прежде всего, интеллектуальная подготовка ребенка к школе.
3. Участие в работе утреннего приема детей. Родители имеют возможность предложить свои идеи по темам и содержанию проектов, принести материалы или книги, поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами. Для этого родителям совершенно не нужно обладать педагогическими способностями – дети рады, когда мама или папа просто находятся в группе. Также родителям можно не включаться в игры и занятия, а спокойно посидеть и понаблюдать за своим ребенком среди сверстников.
4. Участие в планировании работы группы. Дети с удовольствием задают вопросы, предлагают интересующие их темы проектов, поэтому помощь родителей (лиц, их заменяющих) может оказаться не просто полезной, но неоценимой.
5. Участие в работе кружков или студий. На сегодняшний день в детском саду функционируют: хореографическая студия “Маленькие звездочки” (с 4-х лет), шахматная студия “Белый слоненок” (с 5-ти лет), спортивная секция “Веселая акробатика”, студия “Обучение дошкольников основам английского языка” (с 3-х лет), вокальная студия “Колокольчики”, студия изобразительного искусства “Радуга” (с 3-х лет). Важно отметить, что руководители студий всегда с удовольствием принимают опыт работы родителей воспитанников по приоритетным направлениям.
6. Приглашение детей группы к себе на работу, домой или на дачу (в выходной день).
7. Посещение детского сада во время “Недели открытых дверей” (2 раза в год). В это время у родителей имеется уникальная возможность “прожить” целый день в дошкольном учреждении вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, на приеме пищи, на пробежке после дневного сна, поиграть с детьми т.д.
8. Помощь в пополнении фондов детского сада (игрушки, книги, журналы и материалы, которые больше не нужны дома, но вполне могут пригодиться при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ). Помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей (подбор заданий, ксерокопирование карточек).
9. Сопровождение детей на прогулках (экскурсиях) за пределами детского сада. Транспортировка детей на дальние расстояния.
10. Работа в Родительском комитете группы или детского сада. В нашем ДОУ Родительский комитет создается из числа заинтересованных родителей и оказывает администрации дошкольного учреждения и воспитателям возрастных групп следующие виды услуг: контроль за качеством питания в ДОУ, материальное оснащение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, организация детских праздников за пределами ДОУ и др.
11. Участие в педагогическом Совете и Совете учреждения. Родители, дети которых посещают наше ДОУ, имеют полное право присутствовать на любом заседании педагогического Совета (либо Совета учреждения), уведомив заранее о своем решении администрацию дошкольного учреждения. Мы приветствуем желание родителей иметь полную информацию о вопросах, решаемых в процессе проведения педагогического Совета, а также предоставляем родителям возможность принять участие в дискуссиях по интересующим их проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста.
12. Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки (темы выставок “Любимый город для моей семьи”, “Семейный фотоальбом”, “Герб нашей семьи”, “Подарки для любимой мамы”, “Добрые дела”, “Волшебное дерево сказок” и др.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность (сочинить сказку, нарисовать рисунок, придумать семейный герб и пр.). Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома. Поэтому мы считаем, что совместное творчество – еще один путь к выстраиванию отношений воспитателей, родителей и детей.
13. Подготовка детских праздников, досугов и развлечений и участие в них (спортивные, тематические праздники, празднование дней рождения детей и т.д.). Праздники – одна из важнейших форм работы с родителями. Праздники готовят не только педагоги с детьми, но активно участвуют в них и родители (“Папа, мама, я – спортивная семья”, “Стартуют дошкольники”, “День рождения” и др.).
В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:
– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;
– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Мы считаем, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.
ЛИТЕРАТУРА
1.    Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей [Текст] / Е.П. Арнаутова. – М.: ООО “Линка-ПРЕСС”, 2012. – 208с.
2.    Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: Учеб. пособие. / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 344с.
3.    Белухин, Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики [Текст] / Д. А. Белухин. – М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 2010. – 320с.
4.    Бодалев, А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности [Текст] / А. А. Бодалев. – Л.: Прогресс, 2012.-320с.
5.    Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 464 с.
6.    Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности [Текст] / Е. В. Бондаревская // Опыт разработки концепции воспитания /Отв. ред. Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону РОИУУ, 2012. – Ч.1. – С. 11-42.
7.     Дрезнина М.Г., Куревина О.А.. Навстречу друг другу [Текст] / М.Г. Дрезнина, О.А. Куревина. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2011. – 248 с.
8.    Михайленко, Л.Л. Повышение профессионального уровня педагогов в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л.Л. Михайленко // Методист. – 2011. – №5. – С. 63.

Просмотров: 488
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Галина Владимировна Назарова. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ (АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Парфенова Лидия Эрвиновна Якушева Юлия Александровна. Взаимодействие с социальными партнерами (из опыта работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 41 № «Рябинушка»)
  • Сабельникова Ирина Сергеевна. Использование педагогической технологии «Круг» на занятиях в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Попова Елена. Организация работы группы кратковременного пребывания. Адаптируемся вместе.
  • И.Н. Гущина А.С. Толокина. СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Совместная театрализованная деятельность воспитателя, родителей и детей группы раннего возраста. Анкетирование как одна из форм работы по проекту.
  • Кутумова Наталья Александровна. Доклад «Взаимодействие детского сада и семьи через непосредственно образовательную деятельность с целью создания единого воспитательно-образовательного процесса»
  • Смирнова Юлия Александровна. Особенности организации психолого-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Нестерова Ольга Владимировна. Участие первичной ветеранской организации МДОУ ДС ОВ №404 в нравственно-патриотическом воспитании у детей старшего дошкольного возраста через средства музыки.
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Мироненко Марина Ивановна. «Взаимодействие педагога с родителями детей, посещающих адаптационную группу кратковременного пребывания»
  • Рябова Наталия Николаевна. Выявление и сопровождение одарённых детей в совместной деятельности воспитателя дошкольного учреждения, узких специалистов и родителей (законных представителей).
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Дешкович Татьяна Владимировна. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО
  • Перепечаева Светлана Николаевна. Организации деятельности групп кратковременного пребывания компенсирующей направленности на базе Службы ранней помощи
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Бойко Ольга Марксовна, Гришина Елена Станиславовна. Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей старшей группы
  • Самусь Наталья Георгиевна. «Формы работы с родителями в режиме круглосуточного пребывания детей в детском саду»
  • Черемисина Любовь Алексеевна. Педагогическое просвещение родителей в ДОУ через эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса
  • Исаева Ольга Сергеевна. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса
  • Цветкова Евгения Владимировна. Взаимодействие с семьей как необходимое условие качественного дошкольного образования ребенка.
  • Анастасия Зубаирова. Сотрудничество детского сада и семьи в развитии «особого» ребенка
  • Милованкина Наталья Васильевна. Использование инновационных форм работы в организации опытно-эксперементальной деятельности с детьми дошкольного возраста
  • Алина Охрименко. Конспект интегрированного занятия (с психологом)по теме 'Семья'для детей 2-3 лет с ЗРР(в группе кратковременного пребывания)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь