Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Метелица»
Рабочая программа образовательной области «Художественное творчество» (рисование, аппликация, лепка)
Ф.И.О. педагога: Кожевникова Н.Н, Самойлюкова А.В., Прилюбенко Т.П.
г. Сургут, 2014 г.
Пояснительная записка
Актуальность ознакомления детей с художественным творчеством обусловлена ее влиянием на развитие интеллекта, речи, позитивному отношению к миру.
Скачать программу с планами и фотографиями в архиве
Данная рабочая программа составлена на основании основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, утвержденной на заседании Совета педагогов МДОУ детского сада № 9 «Метелица».
На протяжении дошкольного возраста содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение цели формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
развитие детского творчества;
развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма;
формирование художественно-образных представлений и мышления;
приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.)
Задачи психолого-педагогической работы по данной образовательной области в старшей группе:
Рисование:
- продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций. Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).
- вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
- знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).
- развивать композиционные умения, учить располагать изображение по всему листу.
- обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья частично его загораживают и т. п.).
- продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке и ее росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым ре¬шением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.
- для развития творчества в декоративной деятельности учить работать с декоративными тканями. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).
- закреплять умение ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.
Лепка:
- продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.
- закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты. Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т.п.
- продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
Аппликация:
- закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие. Формировать умение вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой С целью создания выразительных образов познакомить с приемом обрывания.
- побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.
Национально-региональный компонент образовательной области направлен на ознакомление дошкольников с народно-прикладным творчеством коренного населения Ханты-мансийского автономного округа – народов ханты и манси. В данной образовательной области целесообразно использовать как часть непосредственно-образовательной деятельности.
Содержание образовательного процесса в старшей группе выстроено в соответствии с Программой «От рождения до школы" под редакцией
Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой (2010 г.). В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Закон РФ «Об образовании» (от 22.08.2004 №122-ФЗ);
Приказ об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 5августа 2013 г.№661.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13 Локальный компонент ДОУ связан с укреплением здоровья и приобщением их к здоровому образу жизни, к формированию у детей потребности в ежедневной двигательной активности. В непосредственно образовательную деятельность по художественному творчеству включаются упражнения на организацию оздоровительной двигательной активности (формирование правильной осанки, укрепление мышц тела, координацию движений, дыхательная гимнастика), а также речевая разминка (артикуляционная гимнастика), зрительная релаксационная гимнастика.
Образовательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Планирование основывается на комплексно-тематическом принципе, в соответствии с которым реализация содержания образовательной области осуществляется в соответствии с определенной темой.
Диагностика знаний детей проводится три раза в год: сентябрь – первичная, констатирующая диагностика; декабрь – промежуточная; май – итоговая, контрольная.
|