Автор программы: Матвеева Татьяна Георгиевна воспитатель место работы: МБДОУ "Детский сад № 1" г.о. Самара
Введение:
Цель курсового проекта:
Разработать программно-методическое сопровождение реализации образовательной области "Познавательное развитие" в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Задачи курсового проекта:
- Изучить нормативные документы, научную и методическую литературу по проблеме.
- Выявить особенности содержания и реализации образовательной области "Познавательное развитие"
- Проектировать рабочую программу образовательной области "Познавательное развитие"
Обзор литературы:
В пособии предлагаются конспекты комплексных занятий на весь учебный год в подготовительной группе (от 6 до 7 лет), которые помогут педагогам построить систему развивающего образования детей в условиях перехода к ФГОС. Содержание организованной образовательной деятельности, включающее дидактические, подвижные, развивающие игры и упражнения, слушание, чтение и обсуждение программных произведений, работу по развитию речи и обогащению словаря, исследования, продуктивное
Скачать конспект
и художественное творчество, музыкальные и физические упражнения, отражает интеграцию всех образовательных областей, обеспечивает рациональную совместимость основных видов детской деятельности и позволяет педагогам развивать предусмотренные программой интегративные качества воспитанников.
В пособии Аджи А.В. "Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада" представлены 104 интегрированных занятия по познавательному развитию и развитию речи в подготовительной группе детского сада. В приложении даны разработки уроков обучения грамоте, которые можно проводить как продолжение интегрированных занятий.
В методическом пособии Бондаренко Т.М. "Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада" представлены комплексные занятия для детей 6-7 лет (подготовительная группа детского сада), разработанные на основе программы "Детство", дано тематическое и поквартальное перспективное планирование. Представлены схемы-модели диагностики уровня знаний детей. Даны краткие рекомендации по использованию пособия.
В пособии "Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа." Авторы-составители Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. представлена система разработанных прогулок во все четыре сезона года с тематическим набором стихотворений, загадок, пословиц и поговорок, дидактических и подвижных игр. Для каждой прогулки сформулированы задачи и предложен набор средств по развитию познавательных, речевых и практических умений старших дошкольников в процессе ознакомления с объектами природы и природными явлениями.
В книге Павловой Л.Ю. "Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром" представлены дидактические игры, знакомящие детей 4-7 лет с окружающим миром, даны подробные методические рекомендации по их проведению.
В книге Скоролуповой О.А. "Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по тме "Лето" представлены тематическое планирование и конспекты занятий по разным направлениям развития детей старшего дошкольного возраста. Окружающий мир, развитие речи, математика, рисование, конструирование и ручной труд. Организация детских игр. Все занятия объединены темой "Лето".
Книга Шорыгиной Т.А. "Беседы о воде в природе. Методические рекомендации", посвящена самому распространенному и удивительному веществу в природе — воде! Книга построена в форме конспектов занятий, проводимых методом беседы с детьми. В ходе беседы ребенок знакомится со свойствами воды, ее превращениями, нахожедением в живой природе, с круговоротом воды, а также со значением в жизни растений, животных и человека. Особое внимание в книге уделяется экологическому аспекту: воспитанию у ребенка бережного отношения к воде. Данное пособие поможет воспитать в детях бережное отношение к природе, глубже и ярче почувствовать красоту родной земли. Новые стихи, сказки и загадки, а также вопросы и задания призваны помочь малышам лучше понять и закрепить представленный материал.
В пособии Шорыгиной Т.А. "Беседы о природных явлениях и объектах" представлены занятия, построенные в виде бесед. Детям рассказывается о самых распространенных явлениях природы и природных объектах: о радуге, дожде и снегопаде, восходе солнца и его закате, небе и облаках, молнии и грозе, реках и горах, лугах и полях. Автор дает детям простое и понятное объяснение явлений природы и природных объектов, подкрепленное научными сведениями и фактами. Рассказы сопровождаются авторскими стихами, загадками, сказками, позволяющими лучше усвоить предлагаемый материал. Часто в ходе беседы использованы вопросы, направленные на активизацию памяти, мышления и воображения детей. В конце каждого рассказа также предлагаются вопросы, помогающие обобщить и закрепить уже полученные знания.
В книге Шорыгиной Т.А. "Беседы о профессиях. Методическое пособие" содержится интересная и полезная информация о профессиях и тех качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную специальность.
Авторские стихи и загадки помогут пробудить у детей 5-8 лет интерес к профессиональной деятельности человека, расширить представления об окружающем мире.
В пособии Шорыгиной Т.А. "Беседы о том, кто где живет. Методические рекомендации" представлены конспекты занятий-бесед, посвященных различным жилищам. В доступной и интересной форме описываются жилища насекомых, птиц, животных и людей.
Авторские сказки, загадки и стихотворения, подкрепленные научными фактами, помогают расширить познавательную сферу, память, воображение и речь дошкольников и младших школьников.
Пояснительная записка:
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования") с учетом основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ "Детский сад №1" г.о. Самара.
Нормативно-правовая база составления рабочей программы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный закон РФ от 03. 07. 1998 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30. 08. 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам"
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15. 05. 2013г. № 26 "Об утверждении СанПин 2.4. 1. 3049-13 "Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Устав МБДОУ "Детский сад №1" г.о. Самара
- Комплексная литература:
- "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М., Мозайка-синтез, 2014год.
- "Комплексные занятия по программе "От рождения до школы. Подготовительная группа" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., изд. "Учитель", 2014 год.
3/4 Парциальная литература:
3. Аджи А.В. "Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада" Воронеж, ТЦ "Учитель", 2010 год
4. Бондаренко Т.М. "Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада" Воронеж ТЦ "Учитель", 2009 год
5. Дыбина О.В. "Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада." М., 2011 год
6. "Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа." Авторы-составители Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Волгоград, изд. "Учитель", 2011 год
7. Павлова Л.Ю. "Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром" М., изд. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2013 год
8. Скоролупова О.А. "Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Лето" М., изд. "Скрипториий 2003", 2009 год
9. Шорыгина Т.А. "Беседы о воде в природе. Методические рекомендации", М., ТЦ "Сфера", 2010 год
10. Шорыгина Т.А. "Беседы о природных явлениях и объектах", М., ТЦ "Сфера", 2010 год
11. Шорыгина Т.А. "Беседы о профессиях. Методическое пособие", М., ТЦ "Сфера" 2014 год
12. Шорыгина Т.А. "Беседы о том, кто где живет. Методические рекомендации"
М., ТЦ "Сфера", 2011 год
Рабочая программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Рабочая программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Рабочая программа составлена с использованием содержания 60% из примерной общеобразовательной программы, 30% парциальной программы и 10% регионального краеведческого материала.
Цель рабочей программы: создание условий для эффективного планирования, организации, управления воспитательно-образовательным процессом в рамках реализации образовательной области в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи рабочей программы:
- Определить содержание, объем, порядок изучения образовательных областей с учетом целей, задач, специфики воспитательно-образовательного процесса и контингента воспитанников;
- Дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении образовательных областей;
- Повышение профессиональной компетентности воспитателей через систематизацию воспитательно-образовательной деятельности.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Возрастные особенности детей:
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального "я" и возникновение на этой основе внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива "я должен", "я смогу" постепенно начинает преобладать над мотивом "я хочу".
Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.
Осознание своего "я" и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – "позиции школьника", что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.
Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей.
Образовательный процесс в ДОУ реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания в ДОУ: с 7.00до 19. 00 часов.
Образовательный процесс осуществляется с 1 сентября по 31 мая. Летний период – с 1 июня по 31 августа.
Режим дня устанавливается в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями детей и способствует их гармоничному развитию. При составлении и организации режима дня учитываются обязательные, повторяющиеся (стереотипные) компоненты:
время приема пищи;
укладывание на дневной сон;
общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях.
Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 — 7 лет составляет 5,5 — 6 часов. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 — 4,5 часов. Прогулка организуется 2 раза в день: утром, в первую половину — до обеда и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой. Общая продолжительность сна для детей дошкольного возраста в период нахождения в ДОУ составляет 2,0 — 2,5 часа (дневной сон).
При проведении режимных процессов в ДОУ соблюдаются следующие позиции:
полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании);
тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;
привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности;
формирование культурно-гигиенических навыков;
эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка;
спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку; устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависит от состояния их нервной системы.
Составляющие режима структурировались на основе режимного расписания в двух вариантах в зависимости от сезона (летнего и зимнего). Зимний период (холодный) определен с первого сентября по тридцать первое мая. Летним периодом (теплым) считается календарный период с первого июня по тридцать первое августа.
Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей подготовительной группы.
Особенности воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе заключаются в следующем:
группа функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели, в условиях 12-часового пребывания детей;
в группе нет национально культурных, демографических и климатических особенностей осуществления образовательного процесса;
списочный состав группы 36 человек;
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2- 2.20 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 15 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (среда, четверг). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.
Общественно-полезный труд детей подготовительной группы проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность не превышает 20 минут в день.
Режим дня подготовительной группы.
Время занятий и их количество в день регламентируется «Примерной Программой» и САНПиНами (не более 2-3 занятия в день не более 30 минут). Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.
При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.
Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, дидактических игр и др.
Глава 1. Методологические основы разработки рабочей программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС
Образовательная область "Познавательное развитие" предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Программа:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие успешного ребенка
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного "минимума" материала)
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей
- основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Глава 2. Особенности реализации образовательной области "Познавательное развитие"
Цель реализации образовательной области "Познавательное развитие" для подготовительной группы: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- Формирование представлений о планете Земля
- Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
- Формирование представлений о себе, других людях объектах окружающей действительности.
Формы организации образовательной области "Познавательное развитие".
Основная форма работы — обучение детей на занятиях:
- фронтальная (групповая) форма
- по подгруппам
- игровая форма
- индивидуально – творческая деятельность
- игры – чертежи
- развивающие игры
- интегрированная форма обучения.
Здоровье сберегающие технологии используемые в программе:
- Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
- Физкультурно-оздоровительные технологии
Здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов дошкольного образования;
К ним относятся:
- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка
- Облегченная одежда детей в группе
- Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях
- Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии
- Дыхательная гимнастика
- Пальчиковая гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Соблюдение мер по предупреждению травматизма
- Физкультминутки.
Формы организации образовательной области "Познавательное развитие"
- Занятие по познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (по подгруппам, фронтально, индивидуально)
- Индивидуальная работа с ребенком
- Коллективные работы
- Совместные работы 2 – 3 детей
- Тематические занятия
- Пальчиковая гимнастика
- Дидактические игры
- Физкультурные минутки
- Интегрированная деятельность
- Сюрпризные моменты.
Материально – технические (пространственные) условия организации познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста:
- Уголок детского творчества в группе
- Выставка детских поделок в родительском уголке
- Экспериментальный уголок в группе. (В данном уголке должен находиться различный материал, в том числе и природный, с которым ребенок может самостоятельно заниматься).
- Различные виды настольного и напольного конструктора
Технические средства обучения
- Магнитофон
- CD и аудио материал
- Персональный компьютер.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по познавательному развитию, а именно:
- На формирование целостной картины мира
- На расширение кругозора детей
- На расширение представления детей о предметах, событиях и явлениях мира (природы и человека)
- На развитие умения устанавливать элементарные связи и зависимости с опорой на представления о ближайшем окружении
- На восприятие формы
- На целенаправленное развитие восприятия цвета
- На восприятие качеств величины
- На количество предметов
- На развитие речи, мышления
- На развитие первоначальных представлений о природе
- Наглядно – образный материал.
- Иллюстрации и репродукции
- Наглядно — дидактический материал
- Игровые атрибуты
- Демонстрационный материал
- Чертежи и схемы
- Плакаты.
- "Живые игрушки" (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы)
- Подборка стихотворений, загадок, художественной литературы
- Открытки для рассматривания.
Глава 3. Проект рабочей программы образовательной области "Познавательное развитие" для подготовительной группы.
Перспективный план по взаимодействию с родителями:
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.
Образование родителей: организация "материнской/отцовской школы", "школы для родителей" (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Содержание направлений работы с семьей по образовательной области "Познавательное развитие"
Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).
Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы по образовательным областям.
Уровни усвоения программы.
Низкий: Ребенок выделяет свойства предметов (двух – трех), определяет наличие /отсутствие признака. Считает, сравнивает, измеряет.
Затрудняется в речевом выражении своих действий, связей групп, количественных и пространственных отношений.
В играх пользуются образцами, инициативы и творчества не проявляют.
Средний: Ребенок выделяет свойства предметов, фигур и самостоятельно классифицирует их.
Затрудняется в выделении изменений при смене основания классификации, условной мерки, числа предметов во вновь образованных группах.
Самостоятельно выполняет заданные действия, поясняет их последовательность.
Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер.
Высокий: Ребенок имеет обобщенное представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основания классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин.
Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов, проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх. Пользуется условными обозначениями.
Заключение:
- Значение разработки рабочей программы — это создание условий и базы для верного формирования личности и его разностороннего развития.
- Роль рабочей программы — благодаря комплексному подходу в реализации образовательной области "Познавательное развитие":
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросом.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
- Проявляет симпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
- Проявляет ответственность за начатое дело.
- Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
- Проявляет уважение к жизни и заботе об окружающей среде.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Список литературы:
Комплексная литература:
- "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М., Мозайка-синтез, 2014год.
- "Комплексные занятия по программе "От рождения до школы. Подготовительная группа" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., изд. "Учитель", 2014 год.
Парциальная литература:
3. Аджи А.В. "Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада" Воронеж, ТЦ "Учитель", 2010 год
4. Бондаренко Т.М. "Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада" Воронеж ТЦ "Учитель", 2009 год
5. Дыбина О.В. "Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада." М., 2011 год
6. "Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа." Авторы-составители Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Волгоград, изд. "Учитель", 2011 год
7. Павлова Л.Ю. "Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром" М., изд. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2013 год
8. Скоролупова О.А. "Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Лето" М., изд. "Скрипториий 2003", 2009 год
9. Шорыгина Т.А. "Беседы о воде в природе. Методические рекомендации", М., ТЦ "Сфера", 2010 год
10. Шорыгина Т.А. "Беседы о природных явлениях и объектах", М., ТЦ "Сфера", 2010 год
11. Шорыгина Т.А. "Беседы о профессиях. Методическое пособие", М., ТЦ "Сфера" 2014 год
12. Шорыгина Т.А. "Беседы о том, кто где живет. Методические рекомендации", М., ТЦ "Сфера", 2011 год
Дополнительная литература:
13. "Времена года" Библиотечка школьника "Книги "Искателя", 2010 год.
|