Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 81 "Дюймовочка" города Калуги
Подготовила: Соловьева Н.В. Стаж работы- 9 лет Калуга, 2017
Образовательная область «Познавательное развитие».
Скачать конспект
Форма педагогического мероприятия Совместная деятельность воспитателя с детьми
Возраст детей Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Цель Знакомство детей с особенностями русского праздника – Святками и его обрядом – колядованием.
Задачи -сформировать представление детей об особенностях праздника Святки и его обряде – колядовании;
- закрепить знания детей о пословицах и поговорках о зиме
- воспитывать интерес к русским народным праздникам и их обрядам.
Средства обучения музыкальное произведение «Заинька вокруг сада», фотографии (слайды): ряженые, колядование, святочные маски, угощения для колядующих.
Предварительная работа Беседа о празднике Рождество, знакомство с пословицами и поговорками о зиме.
1. Вводная часть Организационный момент: воспитатель входит в русском народном костюме; звучит музыкальное произведение "Заинька вокруг сада"
Вступительная беседа.
Воспитатель: Ой, вы добры молодцы, Добры молодцы, да, красны девицы Поведём мы с вами беседу, Не простую, а о русских праздниках.
- Но прежде, ребята, скажите, какое сейчас время года?
- А какие вы знаете пословицы и поговорки о зиме?
Воспитатель: Какой праздник приближается?
Воспитатель: Верно, а сейчас садитесь на стулья, а я вам расскажу как этот праздник отмечали наши предки.
2. Основная часть. Воспитатель знакомит детей с праздником Святки и его обрядом -колядование.
(рассказ воспитателя)
Проводится динамическая пауза
Воспитатель показывает слайды ряженых на святки
Воспитатель: «Новый год – к весне поворот» — говорили люди. А после нового года Рождество, Рождество — один из любимых праздников русского народа и православной Руси. День накануне Рождества 6 января называют Рождественский сочельник. С него начинались зимние святки. Святки -"святые дни"-это две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский сочельник и продолжавшиеся вплоть до Крещения. Они являлись основным русским зимним праздником.
-Повторите название праздника
-Давным-давно этот праздник люди отмечали с радостью: разжигали костры, скатывали с гор горящее колесо и кричали: «Колесо гори, катись, с весною красною вернись!»
Перед Святками – в избах делали большую уборку: мыли потолки, стены, натирали полы. Ходили в баню, меняли бельё, накрывали соломой стол. Ели капусту с квасом, хлеб, пили компот из яблок, груш, слив, вишен.
В ночь перед святками все люди готовились к празднику. Хозяйки пекли фигурное печенье, изображающее домашних животных, блины, лепёшки, пироги, хлеб, готовили «свиные ножки», колбаски, а молодёжь подбирала наряды. В святки полагалось оставить все дела, можно было ходить куда хочешь и заниматься чем хочешь. Это не было нигде записано, но являлось народной традицией, которой пользовались не только дети, но и взрослые и старики.
Воспитатель: на святки люди катались с гор на санках, пели и плясали. Давайте и мы с вами покатаемся на санках.
Воспитатель: «Целый день мы на дворе, Целый день мы на горе. Вверх и вниз, вверх и вниз, Эй, поехали, держись!
Хорошо, что есть гора, Сзади нашего двора. Вверх и вниз, вверх и вниз Эй, поехали, держись!
Ничего, что Дед Мороз, Щиплет щёки нам и нос. Вверх и вниз, вверх и вниз, Эй, поехали, держись!»
Воспитатель: Главным занятием в святки было хождение ряжеными- колядование, гадание и так называемое баловство. Это три главных святочных обычая. Сегодня мы с вами ближе познакомимся с обрядом –колядованием.
Воспитатель: В святки регулярно по домам ходили ряженые- колядующие, чтобы получить от хозяев угощение. Они ходили от дома к дому и исполняли колядки- пели величальные песни. В этих песнях колядовщики желали хозяивам богатого урожая и поздравляли с Рождеством.
- Ребята, кто скажет, что же такое Колядки?
Воспитатель: -Целую неделю ходили ребята и колядовали- нередко с рождественской звездой в руках (сделанной из бумаги) и вертепом. Вертеп- двухъярусный ящик, в котором деревянные раскрашенные фигурки изображали сценки, связанные с рождением Иисуса Христа.
3. Заключительная часть.
Закрепление. Игра "Отвечай-ка".
Воспитатель:
-Давайте встанем полукругом и поиграем в игру "Отгадай-ка". Я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы отвечать на него.
- Что такое Святки?
- Сколько они длятся?
- Что такое колядки?
- Кто такие ряженые?
- Какую ты знаешь поговорку о зиме?
Воспитатель: Спасибо садитесь.
-Ребята, расскажите, чем мы сегодня занимались, что вы запомнили, что вам понравилось?
Воспитатель. Спасибо за вашу активность! Мне было приятно с вами общаться.
Использованная литература:
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно- обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. -сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. -3-е изд., перераб. и дополн. -СПб: «Детство-Пресс», 2008. -400 с., ил.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб: Детство-Пресс, 1998. — 304с.: ил.
- Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128с. — (Библиотека Воспитателя) (4).
|