Метельская О.П.
Цель: Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитание.
Программное содержание:
- Закрепление навыка сравнения чисел первого десятка.
- Упражнять в составлении и решении примеров, пользуясь словами: прибавить, увеличить на…, отнять, уменьшить на…, вычесть, столько же.
- Развитие умения сравнивать числа, используя знаки «».
- Закрепить представление о структуре задачи; раскрыть арифметическое значение вопроса задачи, учить формулировать арифметическое действие.
- Знакомство с абаком.
- Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, речи, мышления).
Словарная работа: Пополнять и активизировать словарь детей: число, числовой ряд, цифра, знаки «больше», «меньше», «равно», сравнить, увеличить на.., уменьшить на…, вычесть, отнять, количество, сумма, условие, вопрос, решение, ответ, задача, пример.
Материалы и оборудование:
Магнитная доска.
Демонстрационный счётный материал.
Магнитные цифры и знаки.
Карточки с заданием.
Кошельки с монетами достоинством 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб.
Математический набор для каждого ребенка.
Абак для каждого ребенка.
Предварительная работа:
Решение примеров, составление и решение задач, математические игры.
Методы и приемы:
- Беседа с детьми, вопросы к детям;
- Рассказ воспитателя, игра
Ход образовательной деятельности:
Часть I. Математическая разминка.
Сегодня на занятии у нас гости, воспитатели из других групп. Школа дала им задание проверить знания детей подготовительной группы по математике. Знаете ли вы цифры, математические знаки «+», «-», «=», «», умеете ли ими пользоваться. Знаете ли вы, что такое задача, умеете ли её составлять и решать? Давайте покажем гостям, что вы знаете и умеете. За каждое выполненное задание детям ставится оценка.
Задание 1:
Возьмите из числового ряда и покажите нужное число:
- Какое число больше 8 но меньше 10?
- Какое число меньше 5 но больше 3?
- Какое число больше 5 на 1?
- Какое число меньше 10 на 1?
Задание 2:
Запишите примеры, используя математический набор:
- Семь уменьшить на три
- Четыре увеличить на два
- Из восьми вычесть один
- Пять увеличить на столько же
- Из какого числа надо вычесть один, чтобы получить восемь?
Часть II. Сравнить числа.
Чтобы сравнивать числа мы используем знаки «», «=». Приготовьте их. Читаем слева направо, помним, что знак раскрывает рот на большее число, как крокодил пасть или птичка клюв. Они хотят съесть там, где больше. А уголком знак показывает на меньшее число.
Задание 1:
Сравнить числа (используйте числовой ряд, считайте, сколько «шагов» между числами).
- 4 и 5 (на сколько меньше?)
- 6 и 3 (на сколько больше?)
- 7 и 7
Задание 2:
Сколько денег в каждом кошельке? Составь нужную сумму. Сравни их количество и поставь нужный знак.
На доске два кошелька. В них несколько монет разного достоинства. Сосчитайте, сколько денег в каждом кошельке и выложите суммы 1-го и 2-го кошелька и сравните, поставив нужный знак. Используйте математический набор. Будьте внимательны.
Часть III. Решение задач.
- Какие части есть в задаче? (условие, вопрос, решение, ответ)
- Какие слова мы используем в вопросе? (СКОЛЬКО? т.к. мы хотим узнать число. СТАЛО и ОСТАЛОСЬ. Если предметов стало больше, употребляем слово СТАЛО. Если предметов осталость меньше, употребляем слово ОСТАЛОСЬ.)
- Давайте составим задачу по моим действиям с предметами:
Задание 1:
Задача на сложение. Это аэродром. На доску прикрепляются 5 самолётов, затем ещё 2. Один ребёнок составляет условие задачи, второй ставит вопрос, третий записывает решение, четвёртый даёт ответ. Все дети выкладывают решение, используя математический набор.
Задание 2:
Задача на вычитание. Это двор дома. На доске прикреплены 9 силуэтов детей, затем три снимаются. Один ребёнок составляет условие задачи, второй ставит вопрос, третий записывает решение, четвёртый даёт ответ. Все дети выкладывают решение, используя математический набор.
- Давайте составим задачу по вашим действиям:
Задание 3:
На ковре все девочки прыгают со скакалками. Несколько уходят. Мальчики составляют и решают задачу.
Задание 4:
На ковре мальчики делают зарядку. К ним приходят еще несколько детей. Девочки составляют и решают задачу.
- Давайте решим мной составленную задачу.
Задание 5:
В порту стояло несколько кораблей, потом зашло ещё два корабля. Сколько кораблей стало в порту? Можно решить эту задачу? Почему нет? Правильно, в условии должно быть известно два числа.
Часть IV. Знакомство с абаком.
Это абак. С его помощью вы легко можете складывать и отнимать, числа второго десятка. 1-й столбик, это количество десятков. 2-й столбик, это количество единиц в двузначном числе. Раньше мы брали палочки, их требовалось много. На доске выставляем число 11. Что означает 1-я цифра? (количество десятков). Что означает 2-я цифра? (количество единиц) На абаке это выглядит так. Дети выполняют задания. Покажите на абаке и назовите число: 1десяток и 2 единицы. (12) и т.д.
Часть V. Итоги занятия.
Чем мы занимались сегодня?
- Решали примеры.
- Сравнивали числа.
- Решали задачи.
- Познакомились с абаком, который поможет научиться решать примеры с двузначными числами.
|