МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД №335
ХОРЬКОВА АДИЛЯ АХМАДУЛЛОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ 1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Работа с семьями дошкольников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия. Я считаю, положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями дошкольников на современном этапе дошкольного образования является проектная деятельность.
Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха.
В развитии ребёнка каждый период очень важен и своеобразен. Старший дошкольный возраст –это благоприятное время познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире, для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств.
В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.
Моя педагогическая практика показала, что использование проектной деятельности в работе с детьми это заинтересованность детей и активное участия родителей.
Чтобы решить проблему и выйти на результат, необходимо спланировать деятельность по его достижению, включив в план разные виды детской деятельности, разные образовательные области.
Проблема, которую можно успешно решать с детьми, при участии родителей была продиктована необходимостью создания условий для разнообразной деятельности детей на участке детского сада в зимний и летний период.
Это — создание зимних и летних построек и организации разнообразной игровой деятельности и летней работы с детьми. Реализация проектов «Зимняя фантазия» и готовится проект «Летняя площадка для почемучек» и действующий проект
мини музей в группе «Часики –часы»., проект «Помню и горжусь» — позволили комплексно решить задачи по приобщению воспитанников к эстетическому восприятию развитию любознательности, экологическому воспитанию и др. Родителей заинтересовало то, что прогулки детей будут организованы на фоне благоустроенного, оформленного участка.
С детьми провели ряд бесед, рассмотрели фотографии, иллюстрации, картинки зимних построек и зимних забав, цветников, цветов. Через создание игровых и проблемных ситуаций игры в лабиринте — «Найди дорожку к символу года», «1, 2, 3, 4, 5- кого на горке покатать», «Пройди в воротики», «Семена проросли — в клумбу их высади», подвели их к пониманию проблемы, совместно с детьми сформулировали задачи, определили средства, условия, необходимые действия по реализации проекта и результат. По ходу игровых ситуаций подвела детей к пониманию, что постройки невозможно выполнить без помощи родителей.
Приготовили презентацию проекта. Дети совместно с воспитателем оформили коллаж «Зимние фантазии» и обратились к родителям с просьбой помочь в осуществлении задуманного. Отказать было невозможно, и родители включились в работу. Началась работа по реализации: рассматривали картинки с зимними постройками. Составляли предложения по картинкам. Обсуждали, что необходимо для зимних построек: много снега, вода, холод и взрослые. После каждого этапа сверялись с моделью проекта, восстанавливая, таким образом, общую структуру стремясь получить результат.. В зимний период на нашем участке появились: Символ года ОвечкаДолли, лабиринт, воротики, горка – считалка. Ребята с удовольствием проводили время на улице, играли в подвижные игры. В конце реализации проекта «Зимние фантазии» была организована прогулка «Зимние забавы» совместно с родителями. Где мамы, папы и детишки вместе искали дорожку к овечке Долли, катались с горки, играли в игру «Забавные воротики».
Дети и их родители, от совместно проведенной на свежем воздухе прогулки, получили массу положительных эмоций.
Второй этап работы был посвящен созданию мини музея в группе и благодаря активному участию взрослых и родителей у нас в группе появился этот чудесный музей «Часики – часы» дети любят проводит время, рассматривать играть учиться узнавать время, дети узнали новые слова экспонат, экскурсовод – дети изготавливают пригласительные билеты, проводят экскурсии для младших детей, приглашают взрослых и родителей. В группе вместе с родителями был создан уголок «Я помню и горжусь» родители принесли фото своих дедушек и бабушек, вместе с детьми оформили стену памяти провели вечер воспоминаний со старшим поколением, слушали песни военных лет. Увидив глаза детей и их родителей, понимаю что только вместе мы сможем подарить детям радость и любовь к жизне.
На всероссийском конкурсе «Зимние фантазии» наша группа
получила диплом 1 место, активное детей и родителей в конкурсе «Почемучки», в шашечном турнире. Я считаю что основной упор активизации детской
и родительской инициативы стало вовлечение их в проектную деятельность.
Применение этого метода обеспечило: Расширение представлений детей об окружающей деиствительности; развитие социальных навыков в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми; приобретение детьми элементарного опыта исследовательско – творческой деятельности; развитие коммуникатикативной культуры через взаимодействие друг с другом и взрослыми.
Кроме того, использование метода проекта обязало нас: выдерживать позицию партнера, друга, а не учителя; создавать личностно-ориентированное пространство:
выдерживать демократический стиль общения;
применять диалоговые формы взаимодействия с детьми; применять интеграцию образовательных областей, принцип комплексно-тематического планирования; сделать родителей заинтересованными участниками жизни детей в детском саду.
В результате: значительно расширились представления детей в области интеллектуального и социально-коммуникативного развития;
Обустроился участок группы, в зимний период появилась возможность использования снежных построек для разнообразных видов деятельности; удалось привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, избежав при этом организованности и скучных шаблонов.
Проектный метод в деятельности на практике показал свое преимущество и эффективность.
ЛИТЕРАТУРА
- Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. — 2010. — № 2
- Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика
- Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
- Крылова, Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей? (г. Москва, 5-6октября 2010года) Сборник статей-Московский институт теории и истории педагогики РАО, 2010.
- Проектная деятельность дошкольников Пособие для педагогов дошкольных учреждений Н.Е. Веракса А.Н. Веракса
- Новые формы совместной деятельности воспитателя и детей В.А. Деркунская,. А. В. Вайнер Издательство центр пед. образований 2013г
|