Дети дошкольного возраста очень рано (с 3 лет) могут научиться скользить по льду и выполнять простые элементы фигурного катания. Но в условиях детского сада трудно организовать обучение катанию на коньках с детьми младших возрастов: у них слишком слабые голеностопные суставы и ноги легко подвертываются, поэтому требуется квалифицированное руководство. Кроме того, малыши не могут самостоятельно надеть ботинки и зашнуровать их без помощи взрослых. Вот почему в детских садах обучение катанию на коньках проводится только в старшем возрасте (6—7 лет).
Чем лучше общая физическая подготовленность детей, тем быстрее они овладевают этим видом движения. В процессе обучения большое место занимают подготовительные упражнения, укрепляющие мышцы ног (в частности, стопы), а также помогающие развитию таких физических качеств, как равновесие, ловкость, глазомер и т. д. С этой целью уже в младших группах (3—4 лет) проводится скольжение без коньков на ледяных дорожках или плотно утоптанном снегу. Сначала дети катаются с помощью взрослых (ребенка держат с двух сторон за руки или за одну руку), затем самостоятельно. Воспитатель показывает и объясняет, что надо сделать энергичный разбег на снегу и скользить по ледяной дорожке на двух ногах, отставив одну ногу назад примерно на ширину плеч; туловище держать прямо (или немного присев). Дети старшего дошкольного возраста могут одновременно выполнять различные задания: скользить в глубоком приседе; боком; на одной ноге; руки на поясе, за голову, за спину; поймать брошенный взрослым или ребенком снежок; повернуться кругом; присесть и снова выпрямиться. При этом следует помнить, что дальность скольжения зависит от скорости разбега и энергичности отталкивания перед скольжением. Дети скатываются с невысоквй ледяной горки на ногах по одному, вдвоем и втроем, положив руки на пояс впереди стоящего. Воспитатель следит, чтобы дети выполняли правила скатывания с горки, определяет дозировку нагрузки. Подготовительные упражнения без коньков и на коньках выполняются в помещении на резиновых дорожках и ковриках. Рекомендуется ходьба на коньках с поддержкой и без поддержки; стойка на одной ноге с попеременным подниманием правой и левой ноги; пружинистые полуприседания, руки вперед или на поясе; отведение то одной, то другой ноги в сторону и назад до полного ее выпрямления; выпады вперед в сторону; наклоны туловища; наклоны конька вправо и влево, внутрь и наружу; перенесение массы тела с одной ноги на другую, подскоки на двух ногах на месте и с продвижением; повороты направо, налево, кругом (пе реступанием); имитация скольжения и т. д. Эти упражнения развивают равновесие, укрепляют голеностопные, коленные и тазобедренные суставы, облегчают освоение техники передвижения. На площадке дети выполняют различные упражнения сначала на снегу, потом на льду. Сначала с детьми повторяют упражнения, которые, они делали в помещении, а затем уже учат их «посадке конькобежца» разбегу с последующим скольжением на двух ногах; скольжению с поочередным отталкиванием правой и левой ногой, поворотам, торможению. Воспитатель объясняет детям, что кататься надо в одну сторону против часовой стрелки. При правильном исходном положении («посадка конькобежца») ноги слегка сргнуты в коленях, стопы немного разведены в стороны и наклонены внутрь; руки согнуты в локтях и расставлены в стороны, взгляд обращен вперед. Чтобы запомнилось это положение, нужно повторять его после выполнения различных упражнений, например приседаний или полуприседаний. Правильное исходное положение создает благоприятные условия для начала бега на коньках. При разбеге движения рук почти такие же, как при обычном беге. Чем сильнее размах рук, тем более энергичны и движения ног при разбеге. Из исходного положения делается 3—4 быстрых шага на внут ренних ребрах коньков (носки их сильно развернуты наружу), что обеспечивает лучшее отталкивание и последующее скольжение на параллельно поставленных коньках. Руки при этом опущены или слегка разведены в стороны. Конькобежец скользит бла годаря приобретенной от разбега скорости. Как только скольжение прекращается, снова повторяется разбег. С увеличением скорости разбега носки коньков все меньше разводятся в стороны. В начале обучения воспитатель объясняет детям, что не надо спешить при разбеге, а при скольжении — расставлять широко ноги и сильно выпрямлять туловище. Когда дети освоят разбег со скольжением, им предлагают скользить на двух коньках, чередуя полуприседание (или приседание) с выпрямлением. Это задание приучает сильнее сгибать ноги, сохранять равновесие, когда изменяется положение туловища. При скольжении с поочередным отталкиванием делается сильный толчок внутренним ребром левого конька в сторону-назад, носок немного разворачивается наружу и на него перемещается опора в конце толчка, правая нога скользит вперед. После толчка левая нога выпрямляется и остается сзади, поднимаясь на 10—15 см над поверхностью льда. В начале скольжения правая нега сильно согнута а колене, а в конце она выпрямляется. Левая нога подтягивается к правой, пяткой к пятке. Затем отталкиваются внутренним ребром правого конька и скользят на левом коньке. Правая нога после толчка выпрямляется сзади; левая же сначала сильно сгибается, а в конце выпрямляется; правая нога подтягивается к левой. Так поочередно скользят то на правой, то на левой ноге. На льду остается рисунок «елочка». При толчке левой ногой левая рука идет из нижнего положения вперед-вправо-вверх кистью к правому плечу. Правая рука продолжает движение по дуге назад-в сторону. Воспитатель добивается, чтобы дети сильнее отталкивались и увеличивали длительность скольжения на одной ноге. Этому помогает задание — пройти расстояние, сделав меньшее количество шагов или увеличивать длительность поочередного скольжения то на одном, то на другом коньке. Полезно и такое упражнение — скользить на одном коньке, а отталкиваться другим. По мере усвоения навыков детям разрешается кататься с заложенными за спину руками. Для этого нужно ноги слегка согнуть, туловище немного наклонить вперед, плечи расслабить, запястье левой руки за спиной придерживать кистью правой руки, голову держать прямо, смотреть вперед. Передвигаясь спиной вперед, тяжесть тела переносят ближе к носкам коньков, отталкиваются легкими нажимами обоих коньков поочередно. Обучая передвижению на коньках, воспитатель применяет методы показа, объяснения и помощи. Так, двое из тех детей, которые умеют кататься, помогают другим отталкиваться и скользить (держа за руки). Можно использовать сани-кресло и специальные стулья: держась за них, ребенок делает поочередные толчки ногами и передвигается по льду (кресло надо держать поближе к себе, но не прислоняться к нему грудью). Когда ноги не разъезжаются, можно уже кататься без поддержки. Поворот на месте делают переступанием: ребенок переставляет поочередно ноги, пока не достигнет желаемого направления. При повороте в движении ребенок слегка наклоняется к центру круга, переносит массу тела на левую ногу (если поворот налево) и опирается на внешнее ребро левого конька; правой ногой он, опираясь на внутреннее ребро конька, отталкивается в сторону-назад и продолжает движение по дуге. Правая нога движется по кругу несколько большего радиуса, поэтому отстает от левой, в сторону которой делается поворот. Таким же образом выполняется поворот направо. Если дети хорошо подготовлены, с ними можно разучивать и более сложные повороты (перебежкой и др.). Торможение применяется для того, чтобы снизить скорость движения, приостановить его или изменить направление. Оно выполняется разными способами. При торможении «плугом» надо медленно развести пятки, опираясь на внутренние ребра коньков; ноги слегка согнуть, прижать одно колено к другому; массу тела распределить равномерно на обе ноги. При торможении «п о л у п л у г о м» во время скольжения по прямой на двух параллельных коньках одна нога выдвигается чуть вперед, на нее переносится масса тела; другая поворачивается носком внутрь и упирается внутренним ребром конька о поверхность льда; туловище немного отклонено назад. Для остановки пользуются торможением двумя ногами с поворотом туловища. Ступни ног при этом соединяют и делают резкий поворот на 90°. В момент поворота ноги сгибаются в коленных суставах, туловище слегка отклоняется назад и разворачивается в сторону так, что оба конька оказываются поперек линии только что законченного движения. Остановка производится на полном ребре конька. Надо также учить детей умению падать без ушибов. Для этого достаточно быстро присесть и сгруппироваться, подтянуть подбородок к груди, чтобы высота падения была минимальной, и повернуться боком в сторону падения. Воспитатель следит, чтобы дети не переутомлялись, тщательно дозирует нагрузку. В начале курса обучения занятия проводятся каждый день, в дальнейшем 2—3 раза в неделю. Длительность занятия с возрастом увеличивается от 8 мин в старшей группе, до 25—30 мин в подготовительной. Через 5—10 мин надо дать возможность детям отдохнуть на скамейках 2—3 мин. Как только дети освоят все эти навыки и умения, им предлагают кататься парами и тройками, взявшись за руки (скрестно или поддерживая за одну руку); выполнять различные задания: объезжать предметы, передвигаться по кругу или змейкой, спиной вперед, скользить на одной ноге. Полезны и игры на льду. С наиболее подготовленными детьми можно разучить элементы фигурного катания — «пистолетик», «ласточка» и др. Во время объяснения упражнений и игр дети стоят, слегка наклонив туловище вперед, ноги поставив носками поближе друг к другу под небольшим углом и несколько согнув их в коленях (такое положение наиболее устойчивое).
Д.В.Хухлаева, "Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях", М., 1984 г.
|