Новизна проекта:
Заключается в том, что дошкольный возраст рассматривается как базовая ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к трудовому воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. При этом обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте.
Теоретическая и практическая значимость данного педагогического опыта заключается в следующем:
Скачать презентацию
Содержание, формы и методы проектной деятельности реализуются с учетом образовательной программы ДОУ и программно – методического обеспечения.
Автором проекта- педагогом активно использовались возможности поисково-исследовательской деятельности, личностно-ориентированного подхода к практическому освоению действительности дошкольниками.
3. Используемый принцип креативности предусматривает воспитание у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
4. Была создана серия мультимедийных презентаций для повышения эффективности образовательной деятельности: «Династия хлеборобов», «Трудовая династия животноводов семьи Гагай»5. Организован ряд экскурсий: «В салон-магазин», «В ювелирный салон», «В ветеринарную клинику», в ОМВД по Староминскому району6. Разработаны и апробированы на практике мнемо-таблицы, карточки «Путь профессии», «Атрибуты профессии»
7. При творческом создании детьми и педагогом плана проектной деятельности использовалась модель «Пяти пальцев»
8. В целях просветительского освещения деятельности проекта в ДОУ была разработана серия консультаций для педагогов по теме проекта
9. В ходе реализации проектной деятельности произошло вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательного процесса.
10. Родители приняли участие в изготовлении книжек- малышек
11. Был организован и проведен досуговый вечер «Мир моей профессии»12. Конкурсы: «Профессии моего дома», «Фамильный герб моей семьи», «Игровые атрибуты»
Подготовительный этап: использование модели «Пяти пальцев»
Подготовительный этап проекта: составление плана, используя модель «Пяти пальцев»
Мероприятия по работе с родителями на основном этапе проекта:
Организация информационных стендов в родительском уголке по теме проекта.
Привлечение к оформлению книги «Трудовые династии Староминского района»
Оформление мини-практикумов по изготовлению мнемотаблиц и книжек-малышек о профессиях.
Организация выставки детских работ: рисунков, аппликаций.
Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок, атрибутов, детских костюмов, декораций.
Конкурс совместных работ родителей и детей «Профессии моего дома», «Фамильный герб моей семьи», смотр-конкурс «Игровые атрибуты для обучения детей трудовым действиям»
Основной этап: рассматривание
Основной этап проекта: изготовление таблиц, совместная деятельность с родителями и детьми.
Основной этап проекта: изготовление мнемокарточек, таблиц
Мнемо-таблицы
Основной этап проекта: художественно-эстетическая деятельность, изготовление книжек-малышек о профессиях
Книжки-малышки
Экскурсия в ювелирный магазин-салон
Экскурсия в ветеринарную лечебницу
Наблюдения за работой ветврача
Экскурсии
Экскурсия в ОМВД
Конкурс «Профессии моего дома»
«Профессии моего дома»
Конкурс «Фамильный герб моей семьи»
Конкурс чтецов «Растем трудолюбивыми»
Смотр-конкурс «Атрибуты для трудовых действий»
Смотр -конкурс
Досуговый вечер «Мир моей профессии»
Книжки-малышки
Жизнь коротка, но человек вновь проживает ее в своих делах. (Франс А)
Ресурсное обеспечение проекта:
- Агеева И.Д. 500 загадок-складок для детей. – М.: Сфера. – 2011.
- Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. — М.: Сфера, 2007. — 204 с.
- Буре Р.С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. — М., 1993
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика – Синтез, 2014. -64с.
- Журнал «Дошкольное воспитание» / Гл. ред. М.А. Васильева. — № 12, 1988.
- Журнал «Дошкольное воспитание» /Гл. ред. М. А. Васильева. — № 5, 1994.
- Журнал «Дошкольное воспитание» /Гл. ред. М. А. Васильева. — № 13, 1997.
- Коломинский Я. Л. Психология совместного труда детей. — Минск. асвета, 1987.
- Кравцов Г. Личность формируется в семье // дошкольное воспитание. -1991
- Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А. Козлова. — М.: Просвещение, 2002. — 271 с.
- Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. — Балашов: изд. «Николаев», 2004. — 52 с.
- Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В. Крулехт. — СПб.: Детство-Пресс, 2003. — 160 с.
- Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7лет. — М.: Мозаика – Синтез, 2014. -128с.
- Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М., 1995.
- Нечаева В.Г. Воспитание дошкольников в труде. Москва. 1993.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой- 3 – е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 368с.
Ресурсное обеспечение:
- Книги,
- журналы,
- открытки,
- художественные произведения,
- инфоматериалы о труде и профессиях,
- фотографии, интернет ресурсы
|