Каюмова Светлана Хабибуллаевна. Проект «Ямал — моя малая Родина» (Профессии моего края)

Проект «Ямал — моя малая Родина» (Профессии моего края)

Разработала педагог: Каюмова С.Х Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аист»

Тип проекта:

  • Познавательно -творческий
  • долгосрочный

Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)

Интеграция образовательных областей:

 

Скачать конспект

В процессе работы по реализации проекта обеспечивается интеграция всех образовательных областей (в соответствии с ФГТ).

  • Социально-коммуникативное развитие – усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  • Познавательное развитие – формирование представлений о времени, о цвете, форме, величине предметов, формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине, представлений об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.
  • Речевое развитие – развитие умения поддерживать беседу, чтение стихов и рассказов о природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической; развитие речевого творчества.
  • Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.
  • Физическое развитие – становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; использование физкультминуток во время проведения НОД; развитие крупной и мелкой моторики.

Цель проекта: Развивать у детей чувство сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессиями.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с значимыми профессиями людей на крайнем Севере.
  • Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям.
  • Формировать уважения к труду взрослых разных профессий.
  • Определить значимость профессий.

Форма и методы реализации проекта.

  • Групповая и индивидуальна работа с детьми
  • Выставка творческих работ в группе и ДОУ
  • Консультации для педагогов
  • Публикация на сайте ДОУ
  • Оформление предметно- развивающей среды
  • Участие во всероссийских и муниципальных творческих конкурсах.

Пояснительная записка

“Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал”

К.Симонов

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм творческой познавательной деятельности.

Поэтому был разработан долгосрочный социально значимый проект для детей старшего дошкольного возраста. Проект рассчитан сроком на 1 год.

Проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Закон РФ "Об образовании".
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Конституция РФ.
  4. Закон "Об образовании ЯНАО"
  5. Устав МДОУ.
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  7. Локальные акты дошкольного учреждения.

Актуальность

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.

Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, труде человека на крайнем севере.

Мы знаем, что дошкольное детство — это тот период жизни ребенка, когда закладываются основы трудовой деятельности, культуры труда личности, что определяет ее воспитанность и трудолюбие в будущем.

Крайней север в душе русского человека всегда вызывает восхищение, смешенное с желанием покорить этот сказочный и такой недоступный для людей мир. Специфика этого региона накладывает свой отпечаток на востребованные профессии, здесь развита в основном добывающая промышленностью.

Нередко дети дошкольного возраста не имеют представления о значимых профессиях людей живущих на Крайнем севере, как называется та или иная профессия, какую роль играет труд в жизни людей, о пользе.

Мы решили провести работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями в виде проекта. Работа в системе, по одной теме помогла нам дать детям более глубокие знания о значимых профессиях людей и закрепить их.

Проблема: недостаточная информированность детей о значимых профессий людей крайнего севера.

Описание проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Подготовительный

Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме.
Составление плана работ над проектом.
Подбор наглядного и дидактического материала.

Основной

- беседы: «Край, в котором мы живём», «О чём расскажет нам олень», «Коренные жители Севера», «День работника нефтяной промышленности»,

« День оленевода», « День работника лесного хозяйство», « День газовика», « Праздник народов Севера»

-чтение сказок, легенд коренных народов Севера.

-НОД «Легенда о Севере»;

«Природа нашего края»;

- Круглый стол « В интересном мире Северных профессий»

- Тематические стенды, макеты (нефтяная вышка, нефтяной газопровод, речного порта ( баржа, корабли и т,д), железнодорожная станция.

- Мини   музей (исторические работы на крайнем Севере)

- рассматривание карты, глобуса, фотографий, иллюстраций, книг о крае, национальных костюмов народов Севера;

Игровая деятельность:

- сюжетно-ролевая игра «На нартах по снегу», «Путешествие на север», « Охотники и олени»,

И. т,д

дидактические игры: «Путешествие по Северному краю», «Угадай-ка что за профессия» - по схемам, «Узнай по описанию орудия труда».

-разучивание игр коренных народов Севера: «Оленята», «Оленьи упряжки», «Чум», «Белый шаман», «Каюр и собаки».

-  фотовыставка «Трудовая деятельность людей крайнего Севера».

-слушание песен народов Севера;

-Тематические стенды по теме.

- Выставка рисунков

- Создание альбома «Значимые профессии   людей   на крайнем Севера»

Работа с родителями:

- беседы и консультации по темам проекта,

- участие в конкурсе макетов, в конкурсе поделок «Мастерим из бросового материала»;

- привлечение родителей к участию в проведении тематических развлечений.

Заключительный

Подведение итогов о проделанной работе (защита проекта), презентация «Мой край родной Ямал» (Значимые профессии Ямала)»

План работы с детьми

Месяц

Тема мероприятия

Совместная деятельность

Сентябрь

Беседа с детьми на тему «Жизнь людей на Севере». Задачи: познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей; формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях.

Экскурсия «По тропинке мы пойдём».

Задачи: воспитание природоохранительных знаний, умений, любви к природе, личной ответственности за её сохранность; ознакомить детей с объектами экологической тропы; конкретизировать знания детей о разнообразии мира растений и животных; воспитывать культуру общения с природой.

Октябрь

Знакомство с профессией лесник

Проблемная ситуация «Если лесник перестанет заботиться о лесе… »

- Изготовление плаката «Этого не следует делать в лесу». Беседа «Зачем люди ходят в лес? ». Картина «лесник». Произведение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла». Стихотворения Л. Зеленовской «Лесник», «Лес», пословица «Враг природы тот, кто леса не бережет», рассказ о леснике.

карточки – задания:

- «Что мешает лесу?»

- «Спасите обитателей леса от наводнения»

Закрепить понятие «профессия». Напомнить название профессий. Уточнить представление о леснике – человеке, который заботится о лесе, о его обитателях. Воспитывать уважение к людям разных профессий. Развивать коммуникативные способности в процессе работы в группе, в парах

Ноябрь

НОД «Знакомство с профессий рыболов»

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о профессии рыболова.

Задачи:

Познакомить детей с особенностями любительского и профессионального лова рыбы.

Дать представления о значимости труда рыболовов для общества.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»; рассматривание открыток с изображением рыб.

Оборудование: презентация «Откуда рыбка пришла», разрезные картинки, схемы-алгоритмы

Январь

Игра- викторина

«Все профессии нужны - все профессии важны»

Цель: Расширять знания детей о профессиях взрослых;

Формировать представление детей о значимости труда взрослых на крайнем севере.

Формировать представления о роли предметов в трудовой деятельности человека;

Активизировать в речи слова, понятия, обобщения, связанные с темой; закреплять умение отвечать на вопросы, правильно строить предложения.

Воспитывать у детей доброе, уважительное отношение к труду взрослых.

Игра: «Угадайте, какая профессия у человека?» (воспитатель называет слова, относящиеся к какой-либо профессии, дети должны угадать эту профессию)

Цель: Формировать целостные представления дошкольников о профессиях.

Задачи:

- вызвать интерес к окружающему миру;

- расширять у детей представления о профессиях;

- обогатить словарный запас;

Февраль

Знакомство с профессиями коренных жителей. Профессия оленевод.

Задачи: познакомить с профессией оленевода, рассказать о нужности и важности этой профессии, закреплять знания об олене, их образе жизни. Воспитать интерес, активизировать словарь. Словарная работа: аркан, хорей, важенка.

П/и «Оленьи упряжки». Задачи: продолжать знакомить детей с национальными обычаями, играми народов Севера;

развивать координацию движений, глазомер, быстроту, ловкость, выносливость.

Март

Игра – квест «Путешествие в страну Трудолюбия»

Цель: реализовать игровую деятельность детей познакомить с новой информацией,

закрепить имеющиеся знания, отработать на практике знания и умения детей.

Задачи:

Образовательные:

Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности для общества и детей;

Учить определять профессию по описанию, показу предметов, используя пословицы и поговорки;

Познакомить детей с профессией гончар и роде его деятельности.

Развивающие:

Развивать зрительную память, слуховое внимание, познавательную активность;

Развивать воображение, мелкую моторику и координацию движений рук.

«Альбом «Профессии бывают разные»

Цель: продолжать формировать у детей интерес к коллективной деятельности; отбирать объекты для изображения сообразно замыслу; развивать творческое воображение, фантазию.

Апрель

НОД «Капелька нефти и пузырек газа».

Программное содержание: Дать детям знания о нефти и газе, о способах их добычи; о том, что изготавливают из нефти; познакомить с профессиями: буровик, геолог, нефтяник, газовик; воспитывать уважение к людям труда.

Дидактическая игра «Что сделано из нефти?»

Цель: Расширять знания детей о пользе нефти для жизни людей. Развивать кругозор, внимательность, память.

Материалы: Карточки с изображением предметов, сделанных из различных материалов

Правила игры: в игре участвуют от двух до четырёх детей. Выбрать карточки, на которых изображены предметы, изготовленные из нефти.

Май

Конкурс знатоков «Путешествие в мир профессий».

( Крайнего севера)

Задачи: - закреплять знания детей о людях разных востребованных профессий крайнего севера;

- развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память;

- воспитывать навыки общения, взаимодействия, инициативности.

Изготовление книжек – малышек «Что я знаю о профессии…», «Кем я буду, когда вырасту».

Задачи: закреплять знания детей о людях разных профессии. Развивать творческую способность.

План работы с родителями

Мероприятие

Цель

Сроки выполнения

Участие в празднике «День газовика».

Знакомство с главным праздником человека труда на севере. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину.

Сентябрь 2019 г.

Анкетирование родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание в семье».

Выявление отношения родительской общественности к воспитанию нравственно-патриотических чувству детей.

Октябрь 2019 г.

Изготовление атрибутов для с/р игры «Родом из тундры».(профессия оленевода)

Вовлечь родителей к изготовлению атрибутов с целью развития интереса к ненецким традициям, обычаям, промыслам; воспитывать уважительное отношение к профессии оленевода.

Декабрь 2019 г.

Мероприятия   с родителями детей старшего дошкольного возраста на тему: «Расскажи о свей профессии» (в форме семинара практикума»

Цель: Способствовать повышению компетентности родителей в воспитании детей посредством обмена информацией о современных профессиях в форме семинара-практикума.

Февраль 2020 г.

Проведение викторины с родителями на тему «Профессии на Ямале, важны и нужны».

Продолжать содействовать с родителями, с целью совместной работы по изучению профессии.

Март 2020 г.

Разработка детско- родительского мини проекта «Северный край, востребованные профессии».

Продолжать   знакомить с востребованными профессиями северного края. Формировать познавательный интерес, воспитывать интерес, развивать творческие способности детей.

Май 2020 г.

Для педагогов:

1. Создать информационную базу;

2. Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родителей, воспитателей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов.

Для родителей:

1. Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием личного примера.

2. Способствовать формированию у подрастающего ребенка готовности самостоятельно и осознанно делать профессиональные и нравственные выборы.

Литература:

1.      Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников . Методическое пособие . М.: ЦГЛ., 2005

2.      Красная книга Ямало-Ненецкого автономного округа, Екатеринбург, 1997

3.      Нина Ядне. Мы родом из тундры. М., 1999

4.      Т.А.Шорыгина. Беседы о русском Севере.

5.      Г.Чувашов. «Гыданский заповедник». С-Петербург, 2001

6.      Н.Журавель. Краеведение Ямало-ненецкого автономного округа. Новый Уренгой, ЗАО «Центр принт», 2003

Просмотров: 501
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ковалёва Любовь Михайловна. Все профессии важны, все профессии нужны - Конспект игрового занятия по лексической теме «Профессии» - для детей подготовительной группы с ОНР
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Федотова Любовь Сергеевна. КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «РАССКАЖИ О СВОЕЙ ПРОФЕССИИ» (В ФОРМЕ «СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА»)
  • Сарапкина Ирина Николаевна. РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИИ ПОЖАРНЫЙ «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Гиль Светлана Александровна. Перспективный план - Формирование интереса у детей 4-го года жизни к людям разных профессий
  • Самойлова Наталья Викторовна. Проект в средней группе по теме: «Все профессии нужны, все профессии важны».
  • Воробьёва Лидия Алексеевна. Проект краткосрочный на тему «Все профессии нужны – все профессии важны»
  • Рубцова Екатерина Вячеславовна. Конструкт образовательной деятельности в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Степанова Светлана Алексеевна. Конспект организованной образовательной деятельности по развитию познавательных способностей в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Шомполова Анна Владимировна. Проект «Все профессии нужны, все профессии важны».
  • Кадиева Фарида Устархановна. Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Все профессии нужны, все профессии важны».
  • Кричевцов Мария. ПРОЕКТ «Все профессии важны, все профессии нужны»
  • Новикова Юлия Алексеевна. Конспект НОД по развитию речи на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны» в подготовительной к школе группе
  • Казакова Наталья Алексеевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»
  • Пайметова Евгения Валерьевна. Методическая разработка конспекта мероприятия для детей средней группы (игровой тематический день) «День здоровья» (Игры народов севера)
  • Гиль Светлана Александровна. Опрос детей по теме - Формирование интереса у дошкольников к людям разных профессий
  • Тимохина Юлия Васильевна, Савальвер Лариса Николаевна,Виданова Татьяна Алексеевна. Информационно – игровой проект: «Путешествие в мир профессий. Профессии наших родителей». для средней группы (4-5 лет).
  • Бохан Татьяна Александровна. Конспект по развитию речи в старшей коррекционной группе. Тема: 'Профессии людей'
  • Немцова Марина Николаевна. Проект «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями»
  • Бабенкова Татьяна Викторовна. Конспект НОД «Все профессии нужны — все профессии важны».
  • Шохирева Алиса Владимировна Губайдулина Елена Сергеевна Савина Татьяна Федоровна. Развлечение «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Несговорова Галина Юрьевна. Ненецкие сказки, как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре народов Севера
  • Матвиенко Тамара Анатольевна. Статья на тему: Педагогические условия формирования приобщения детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов севера
  • Гиль Светлана Александровна. Опрос для родителей - Роль семьи в формировании у детей интереса к людям разных профессий
  • Ирина Александровна Фомина. Конспект НОД по реализации ОО 'Познание' для детей с ОНР беседа на тему 'Жизнь на Севере'
  • Челядина Светлана Владимировна. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. «Транспорт, профессии на транспорте».
  • Ушманова Елена Юрьевна. Организация непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Профессии»
  • Воробьева Вера Николаевна, Савинич Людмила Александровна. Творческий отчет по ознакомлению детей с традициями народов Севера
  • Ушакова Елена Юрьевна. Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с родителями на тему 'Уроки Неболейки'.
  • Доброгорская Ольга Викторовна. Конспект спортивной тренировки в подготовительной группе «Подвижные игры народов Крайнего Севера».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь