Разработала педагог: Каюмова С.Х Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аист»
Тип проекта:
- Познавательно -творческий
- долгосрочный
Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)
Интеграция образовательных областей:
Скачать конспект
В процессе работы по реализации проекта обеспечивается интеграция всех образовательных областей (в соответствии с ФГТ).
- Социально-коммуникативное развитие – усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- Познавательное развитие – формирование представлений о времени, о цвете, форме, величине предметов, формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине, представлений об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.
- Речевое развитие – развитие умения поддерживать беседу, чтение стихов и рассказов о природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической; развитие речевого творчества.
- Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.
- Физическое развитие – становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; использование физкультминуток во время проведения НОД; развитие крупной и мелкой моторики.
Цель проекта: Развивать у детей чувство сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессиями.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с значимыми профессиями людей на крайнем Севере.
- Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям.
- Формировать уважения к труду взрослых разных профессий.
- Определить значимость профессий.
Форма и методы реализации проекта.
- Групповая и индивидуальна работа с детьми
- Выставка творческих работ в группе и ДОУ
- Консультации для педагогов
- Публикация на сайте ДОУ
- Оформление предметно- развивающей среды
- Участие во всероссийских и муниципальных творческих конкурсах.
Пояснительная записка
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
К.Симонов
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм творческой познавательной деятельности.
Поэтому был разработан долгосрочный социально значимый проект для детей старшего дошкольного возраста. Проект рассчитан сроком на 1 год.
Проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон РФ "Об образовании".
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция РФ.
- Закон "Об образовании ЯНАО"
- Устав МДОУ.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Локальные акты дошкольного учреждения.
Актуальность
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, труде человека на крайнем севере.
Мы знаем, что дошкольное детство — это тот период жизни ребенка, когда закладываются основы трудовой деятельности, культуры труда личности, что определяет ее воспитанность и трудолюбие в будущем.
Крайней север в душе русского человека всегда вызывает восхищение, смешенное с желанием покорить этот сказочный и такой недоступный для людей мир. Специфика этого региона накладывает свой отпечаток на востребованные профессии, здесь развита в основном добывающая промышленностью.
Нередко дети дошкольного возраста не имеют представления о значимых профессиях людей живущих на Крайнем севере, как называется та или иная профессия, какую роль играет труд в жизни людей, о пользе.
Мы решили провести работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями в виде проекта. Работа в системе, по одной теме помогла нам дать детям более глубокие знания о значимых профессиях людей и закрепить их.
Проблема: недостаточная информированность детей о значимых профессий людей крайнего севера.
Описание проекта:
Этапы проекта
|
Деятельность педагога
|
Подготовительный
|
Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме. Составление плана работ над проектом. Подбор наглядного и дидактического материала.
|
Основной
|
- беседы: «Край, в котором мы живём», «О чём расскажет нам олень», «Коренные жители Севера», «День работника нефтяной промышленности»,
« День оленевода», « День работника лесного хозяйство», « День газовика», « Праздник народов Севера»
-чтение сказок, легенд коренных народов Севера.
-НОД «Легенда о Севере»;
«Природа нашего края»;
- Круглый стол « В интересном мире Северных профессий»
- Тематические стенды, макеты (нефтяная вышка, нефтяной газопровод, речного порта ( баржа, корабли и т,д), железнодорожная станция.
- Мини музей (исторические работы на крайнем Севере)
- рассматривание карты, глобуса, фотографий, иллюстраций, книг о крае, национальных костюмов народов Севера;
Игровая деятельность:
- сюжетно-ролевая игра «На нартах по снегу», «Путешествие на север», « Охотники и олени»,
И. т,д
дидактические игры: «Путешествие по Северному краю», «Угадай-ка что за профессия» - по схемам, «Узнай по описанию орудия труда».
-разучивание игр коренных народов Севера: «Оленята», «Оленьи упряжки», «Чум», «Белый шаман», «Каюр и собаки».
- фотовыставка «Трудовая деятельность людей крайнего Севера».
-слушание песен народов Севера;
-Тематические стенды по теме.
- Выставка рисунков
- Создание альбома «Значимые профессии людей на крайнем Севера»
Работа с родителями:
- беседы и консультации по темам проекта,
- участие в конкурсе макетов, в конкурсе поделок «Мастерим из бросового материала»;
- привлечение родителей к участию в проведении тематических развлечений.
|
Заключительный
|
Подведение итогов о проделанной работе (защита проекта), презентация «Мой край родной Ямал» (Значимые профессии Ямала)»
|
План работы с детьми
Месяц
|
Тема мероприятия
|
Совместная деятельность
|
Сентябрь
|
Беседа с детьми на тему «Жизнь людей на Севере». Задачи: познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей; формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях.
|
Экскурсия «По тропинке мы пойдём».
Задачи: воспитание природоохранительных знаний, умений, любви к природе, личной ответственности за её сохранность; ознакомить детей с объектами экологической тропы; конкретизировать знания детей о разнообразии мира растений и животных; воспитывать культуру общения с природой.
|
Октябрь
|
Знакомство с профессией лесник
Проблемная ситуация «Если лесник перестанет заботиться о лесе… »
- Изготовление плаката «Этого не следует делать в лесу». Беседа «Зачем люди ходят в лес? ». Картина «лесник». Произведение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла». Стихотворения Л. Зеленовской «Лесник», «Лес», пословица «Враг природы тот, кто леса не бережет», рассказ о леснике.
карточки – задания:
- «Что мешает лесу?»
- «Спасите обитателей леса от наводнения»
|
Закрепить понятие «профессия». Напомнить название профессий. Уточнить представление о леснике – человеке, который заботится о лесе, о его обитателях. Воспитывать уважение к людям разных профессий. Развивать коммуникативные способности в процессе работы в группе, в парах
|
Ноябрь
|
НОД «Знакомство с профессий рыболов»
Цель: формирование у детей первоначальных представлений о профессии рыболова.
Задачи:
Познакомить детей с особенностями любительского и профессионального лова рыбы.
Дать представления о значимости труда рыболовов для общества.
Воспитывать бережное отношение к природе.
|
Предварительная работа: чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»; рассматривание открыток с изображением рыб.
Оборудование: презентация «Откуда рыбка пришла», разрезные картинки, схемы-алгоритмы
|
Январь
|
Игра- викторина
«Все профессии нужны - все профессии важны»
Цель: Расширять знания детей о профессиях взрослых;
Формировать представление детей о значимости труда взрослых на крайнем севере.
Формировать представления о роли предметов в трудовой деятельности человека;
Активизировать в речи слова, понятия, обобщения, связанные с темой; закреплять умение отвечать на вопросы, правильно строить предложения.
Воспитывать у детей доброе, уважительное отношение к труду взрослых.
|
Игра: «Угадайте, какая профессия у человека?» (воспитатель называет слова, относящиеся к какой-либо профессии, дети должны угадать эту профессию)
Цель: Формировать целостные представления дошкольников о профессиях.
Задачи:
- вызвать интерес к окружающему миру;
- расширять у детей представления о профессиях;
- обогатить словарный запас;
|
Февраль
|
Знакомство с профессиями коренных жителей. Профессия оленевод.
Задачи: познакомить с профессией оленевода, рассказать о нужности и важности этой профессии, закреплять знания об олене, их образе жизни. Воспитать интерес, активизировать словарь. Словарная работа: аркан, хорей, важенка.
|
П/и «Оленьи упряжки». Задачи: продолжать знакомить детей с национальными обычаями, играми народов Севера;
развивать координацию движений, глазомер, быстроту, ловкость, выносливость.
|
Март
|
Игра – квест «Путешествие в страну Трудолюбия»
Цель: реализовать игровую деятельность детей познакомить с новой информацией,
закрепить имеющиеся знания, отработать на практике знания и умения детей.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности для общества и детей;
Учить определять профессию по описанию, показу предметов, используя пословицы и поговорки;
Познакомить детей с профессией гончар и роде его деятельности.
Развивающие:
Развивать зрительную память, слуховое внимание, познавательную активность;
Развивать воображение, мелкую моторику и координацию движений рук.
|
«Альбом «Профессии бывают разные»
Цель: продолжать формировать у детей интерес к коллективной деятельности; отбирать объекты для изображения сообразно замыслу; развивать творческое воображение, фантазию.
|
Апрель
|
НОД «Капелька нефти и пузырек газа».
Программное содержание: Дать детям знания о нефти и газе, о способах их добычи; о том, что изготавливают из нефти; познакомить с профессиями: буровик, геолог, нефтяник, газовик; воспитывать уважение к людям труда.
|
Дидактическая игра «Что сделано из нефти?»
Цель: Расширять знания детей о пользе нефти для жизни людей. Развивать кругозор, внимательность, память.
Материалы: Карточки с изображением предметов, сделанных из различных материалов
Правила игры: в игре участвуют от двух до четырёх детей. Выбрать карточки, на которых изображены предметы, изготовленные из нефти.
|
Май
|
Конкурс знатоков «Путешествие в мир профессий».
( Крайнего севера)
Задачи: - закреплять знания детей о людях разных востребованных профессий крайнего севера;
- развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память;
- воспитывать навыки общения, взаимодействия, инициативности.
|
Изготовление книжек – малышек «Что я знаю о профессии…», «Кем я буду, когда вырасту».
Задачи: закреплять знания детей о людях разных профессии. Развивать творческую способность.
|
План работы с родителями
Мероприятие
|
Цель
|
Сроки выполнения
|
Участие в празднике «День газовика».
|
Знакомство с главным праздником человека труда на севере. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину.
|
Сентябрь 2019 г.
|
Анкетирование родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание в семье».
|
Выявление отношения родительской общественности к воспитанию нравственно-патриотических чувству детей.
|
Октябрь 2019 г.
|
Изготовление атрибутов для с/р игры «Родом из тундры».(профессия оленевода)
|
Вовлечь родителей к изготовлению атрибутов с целью развития интереса к ненецким традициям, обычаям, промыслам; воспитывать уважительное отношение к профессии оленевода.
|
Декабрь 2019 г.
|
Мероприятия с родителями детей старшего дошкольного возраста на тему: «Расскажи о свей профессии» (в форме семинара практикума»
|
Цель: Способствовать повышению компетентности родителей в воспитании детей посредством обмена информацией о современных профессиях в форме семинара-практикума.
|
Февраль 2020 г.
|
Проведение викторины с родителями на тему «Профессии на Ямале, важны и нужны».
|
Продолжать содействовать с родителями, с целью совместной работы по изучению профессии.
|
Март 2020 г.
|
Разработка детско- родительского мини проекта «Северный край, востребованные профессии».
|
Продолжать знакомить с востребованными профессиями северного края. Формировать познавательный интерес, воспитывать интерес, развивать творческие способности детей.
|
Май 2020 г.
|
Для педагогов:
1. Создать информационную базу;
2. Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родителей, воспитателей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов.
Для родителей:
1. Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием личного примера.
2. Способствовать формированию у подрастающего ребенка готовности самостоятельно и осознанно делать профессиональные и нравственные выборы.
Литература:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников . Методическое пособие . М.: ЦГЛ., 2005
2. Красная книга Ямало-Ненецкого автономного округа, Екатеринбург, 1997
3. Нина Ядне. Мы родом из тундры. М., 1999
4. Т.А.Шорыгина. Беседы о русском Севере.
5. Г.Чувашов. «Гыданский заповедник». С-Петербург, 2001
6. Н.Журавель. Краеведение Ямало-ненецкого автономного округа. Новый Уренгой, ЗАО «Центр принт», 2003
|